Как получить права на скутер (права категории «М»)?

Какие требования для вождения скутера

Как и все остальные виды транспорта, мопед имеет ограничения по возрасту для возможности управления. Хотя они и не строгие. Согласно того же Федерального закона, получить водительские права на скутер с двигателем объемом до 50 кубов могут лица возрастом не младше 16 лет.

Что нужно сделать:

Пройти курс обучения в автошколе. Это можно сделать и при возрасте до 16 лет, но права выдадут только после достижения нужного срока.
Пройди медкомиссию в поликлинике и получить соответствующую справку, в которой будет указано, что противопоказаний к езде на мопеде нет. Стоимость такого документа колеблется от 2 до 3,5 тысяч рублей, в зависимости от принадлежности медицинского учреждения и региона России.
Записаться в Госавтоинспекцию на сдачу экзамена через сайт Госуслуги, в многофункциональном центре или непосредственно в ГИБДД.
Оплатить пошлину в размере 2000 рублей за новые «корочки»

Важно помнить, что при оплате на портале Госуслуги, предоставляется скидка 30%.
Сдать теоретическую часть экзамена и практическое вождение в Госавтоинспекции. Порядок сдачи, сроки и список билетов указан в ПДД раздел 2.
Получить водительское удостоверение на скутер 49 куб

см.

Срок действия прав составляет 10 лет, после чего их нужно заменить.

Порядок оформления прав на скутер

В предыдущих разделах было выяснено, что скутер – это тот же самый мотороллер, а он, в свою очередь, является разновидностью мотоцикла. Значит, процесс получения водительских прав на него идентичен подобному транспорту. Соответственно, следует открывать категорию А, А1 или М в зависимости от технических характеристик.

Кто может получить права на мопед или скутер

За получением водительского удостоверения может обратить любой гражданин России. В соответствии с 26 статьёй закона № 196 он должен быть не моложе 16 лет, если испрашиваемая категория – М или А1; 18 лет, для А.

Будущий обладатель водительского удостоверения или новой отметки в нём не должен иметь медицинских ограничений для управления ТС с мотоциклетными посадкой или рулём.

Полный перечень запретов по состоянию здоровья содержится в правительственном постановлении № 1604. Ввиду большого количества пунктов, можно привести наиболее распространённые их них:

  • Острота зрения на одном глазу хуже 0,6, на другом – 0,2
  • Видит только один глаз, острота зрения в нём ниже 0,8
  • Отсутствуют не меньше 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой
  • Нога укорочена более, чем на 6 см или длиной менее 75 см.

Кроме того, в дополнение к обычному списку врачей-специалистов необходимо получить заключение нарколога и психиатра.

Полученное медицинское заключение предъявляется в РЭО ГИБДД. Без него ВУ выдано не будет.

Необходимые документы

Для получения водительского удостоверения необходимо подтвердить собственную личность, пройденное профессиональное обучение, отсутствие противопоказаний к управлению мототранспортом по медицинской части, внесение положенных платежей, сдачу экзаменов.

Исходя из перечня требований, в комплект предоставляемых документов входят:

  • Заявление о выдаче ВУ
  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность
  • Медицинское заключение
  • Справка о прохождении учебного курса и успешной сдаче положенных экзаменов
  • 2 фотографии 3*4. В большинстве РЭО ГИБДД снимок делается на месте, поэтому приносить фото не требуется
  • Квитанции об уплате госпошлины. Если платёж проводится через Госуслуги (при наличии регистрации на портале), данные о нём поступают в РЭО. Распечатывать и приносить чек не надо.

Стоимость обучения

Эту тему невозможно оставить без внимания.

Профессиональное обучение обязательно для допуска к экзаменам. Подготовиться к ним самостоятельно и сдать экстерном запрещает 26 статья 196 всероссийского закона.

Стоимость учебного курса зависит от категории, региона, конъюнктуры рынка. Средняя стоимость составляет около 10000 рублей. В Москве – вдвое больше. Некоторые автошколы лукавят – заявляют меньшую сумму, а в конце мелким почерком скромно добавляют: «без стоимости ГСМ». В результате выйдет не меньше. Иногда предлагаются индивидуальные занятия. Это, разумеется, дороже, порой кратно.

Не рекомендуется клевать на явный демпинг, когда среднерыночная цена занижается вдвое. Здесь явно халтурят. На такое стоит соглашаться, когда есть знания и навыки и нужны только «корочки» – экстерн-то вне закона.

Ориентироваться надо на средние значения. Не лишним будет навести справки о качестве учёбы в выбранной организации.

Особенности сдачи экзамена для получения прав на скутер

Наслышанные о сдаче практического экзамена на автомобиле будут несколько удивлены отличием этого процесса для скутера. У мотоциклов и мотороллеров нет возможности смонтировать дублирующие органы управления. Водителя некому подстраховать от возможных ошибок. Поэтому обучение и сдача экзамена проходят на автодроме без выезда в город.

Соответственно, экзаменационная программа состоит только из автодромных элементов:

  • Маневрирование
  • Змейка
  • Восьмёрка
  • Троганье с места и остановка
  • Въезд на парковку и выезд с неё.

Иногда могут предложить проверить готовность мототехники к поездке:

  • Проверить давление в шинах
  • Исправность тормозов
  • Работу светосигнальных приборов.

На какие транспортные средства не нужны права?

Теперь давайте по порядку рассмотрим все виды транспортных средств, на которых можно ездить без такого специального права.

Ролики, самокаты

Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2023 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.

Об этом же говорят ПДД:

Ключевое слово здесь – «аналогичные». То есть то, что не имеет двигателя, приводится в движение мышцами человека, и не способно причинить серьёзный вред при столкновении.

Велосипед

На велосипеде также можно ездить без прав. Хотя, попытки ввести водительское для велосипедистов были неоднократно и даже выдавать для них госномера и регистрировать в ГИБДД, таковые на 2023 год не увенчались успехом… к счастью или сожалению.

Сегвей, гироскутер, мотоколесо

Хотя, такие устройства уже имеют в себе мотор, их всё ещё на практике не нужно регистрировать, нет обязанности ездить на них только по проезжей части, а для управления ими не нужны права.

Впрочем, с юридической точки зрения их владельцы пешеходами уже не являются (хотя, в ГИБДД официально их считают именно пешеходами), а становятся водителями электромобиля. Более подробно эти средства передвижения мы рассмотрели в отдельной статье.

Мотоблок

На мотоблок также не нужны права, несмотря на наличие у того двигателя и даже порой достаточно мощного, чтобы составить конкуренцию (исключительно по мощности) мотоциклам и скутерам.

Но не нужны, не потому что их наездники – пешеходы. Формально мотоблок не предназначен для езды по дорогам общего пользования, многие из них не предназначены, чтобы классически на них ездить, а только вести перед собой, а по паспорту они не являются транспортными средствами, у них, очевидно, нет даже ПТС.

Но если Вы выедете на мотоблоке на дорогу – даже просёлочную деревенскую или полевую, то на практике проблемы в виде штрафа и даже эвакуации мотоблока на штрафстоянку Вас могут вполне ожидать.

Питбайк

На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2023 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.

Но на практике Вы всё равно попадётесь на солидный штраф (о размере штрафа ниже) за езду на питбайке даже с правом управления транспортными средствами. Дело в том, что инспекторы ДПС всё равно незаконно штрафуют водителей, а питбайки забирают на штрафстоянку. Почему незаконно? Потому что даже Верховный суд вынес решение о неправомерности такого. Поэтому такой штраф на основании указанного решения можно и нужно обжаловать.

Обучение в автошколе

Мопед и скутер как малокубатурные транспортные средства относятся к транспортной категории «М». Водители, ранее получившие категории, вроде бы не предназначенные для управления скутером или мотоциклом, также имеют право на передвижение на мопедах. Преобразования законодательства в последние годы установило наличие хотя бы какой-нибудь категории. Процесс обучения осуществляется на основании планов и рекомендаций, относящихся именно к данной категории. Минимальный возраст для прохождения курса — 16 лет. Стоит отметить, что это вовсе не формальность, а реальная передача знаний и выработка навыков вождения скутером.

Обычно обучение проходит в оборудованных технически кабинетах. Компьютеры позволяют в интегрированных формах усваивать новую информацию и применять ее. Средняя продолжительность курса составляет около полумесяца. За это время обучающийся должен запомнить ПДД в укороченном формате (то есть из правил убраны знаки, никак не связанные со скутером). Кроме того, необходимо получить соответствующие знания для сдачи теории. Обучение производится на договорной основе.

Следует ответственно подойти к выбору автошколы, не записываясь на курс в ближайшую к дому организацию. От оснащения и преподавательского состава напрямую зависит эффективность обучения и результаты экзамена. В первую очередь, стоит убедиться в наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (именно для категории М). Убедившись в законности функционирования и качественном подходе к делу можно приступать к получению знаний.

Что означает категория М в правах

Если говорить на простом русском, то в 2019 году Вы не имеете законного права водить полтинники Honda Dio и им подобные скутеры без наличия водительского удостоверения класса М. Но здесь есть свои нюансы, о которых ниже.

Несколько лет назад, когда был принят новый закон о БДД, даже в Москве найти автошколу, которая проводила обучение на категорию М, было очень трудно. В 2019 году ситуация куда лучше, но все равно, если Вы хотите открыть категорию для скутера не в мегаполисе (таком, как СПб или Ростов-на-Дону) подготовьтесь к отправке на обучение вождению мотоцикла (А/А1).

Цена сдачи на категорию М зависит от региона (стоимость в Калининграде и Оренбурге будет разной) и «пакета услуг» автошколы, поэтому точно сказать сколько стоит сдать на права категории М сложно.

В среднем цены на обучение колеблются от 7 до 34 тысячи рублей:

  • От 7000 до 12000 рублей за теоретический курс, состоящий из 16 занятий
  • От 16000 до 26000 рублей за теоретический и практический курс (18 часов вождения)
  • От 20000 до 34000 рублей за теоретический курс, обучение вождению, прохождение медкомиссии, регистрация в ГИБДД и сопровождение, экипировка для скутера, плюс другие услуги.

Стоит учитывать, что на стоимость прав влияет цена топлива, медицинской справки, государственной пошлины, наличие собственного мопеда и т.д.

Иностранные права

В соответствии с п. 12 ст. 25 ФЗ № 196 на территории РФ право управления транспортными средствами может быть подтверждено как внутренними, так и иностранными национальными правами.

Иностранные национальные права и международные права — это разные документы. Право управлять подтверждают именно национальные права, а международные лишь являются приложением к ним. Соответственно, наличие международных прав у иностранцев необязательно.

Что касается использования национальных прав зарубежных государств, то они считаются действительными, если все записи в них выполнены (дублированы) буквами русского либо латинского алфавита. В противном случае у владельца прав должен быть нотариально заверенный перевод на русский язык.

***

Таким образом, права на мопед нужны, но конкретная категория, которая вам понадобится, зависит от ситуации. Если у вас вообще нет прав и вы старше 16 лет, то для управления мопедом нужно получить водительское удостоверение категории «М». Если же у вас есть права на автомобиль либо мотоцикл, то вы сможете управлять мопедом, не открывая отдельную категорию.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Скутер».

Техническая информация по скутерам и мопедам

В правилах понятия скутера не существует вовсе. Но дано определение мопеда, в качестве транспортного средства с объемом двигателя до 50 см3  и максимальной скоростью движения 50 км/ч. Эти особенности позволяют объединить в одну группу целый класс машин, которые отличаются следующими техническими характеристиками:

  • Облегченная рама.
  • Небольшой диаметр колес.
  • Малый объем двигателя.
  • Не более двух передач.
  • Низкий расход топлива.
  • Сложности в перемещении на дальние расстояния.

Под понятием скутера понимается двух или трехколесный транспорт, не способный развивать на дороге скорость больше пятидесяти километров в час. Объем мотора его обычно составляет от 50 до 230 см3, при этом он может быть бензиновый или электрический (мощностью от 0,25 до 4 кВт). Отличительной особенностью выделяют сидение, которое имеет конструкцию, в народе именуемой «табуретка». Относятся мопед и скутер к категории «М», которая кроме этой техники включает в себя и квадроциклы.

Используются мопеды и скутера чаще всего в пределах населенного пункта. Такая техника популярна еще и из-за низкой стоимости, а также потому что позволяет не стоять в пробках на дорогах по несколько часов, благодаря своей маневренности. Но кроме легкой управляемости, такой транспорт имеет свои ограничения по скорости передвижения и не позволяет перевозить груз.

Какой вид транспорта называется скутером?

Нередко скутер приравнивают к мопеду или к обычному мотоциклу. Действие неверно. Фактически скутер находится где-то посередине. От мопеда транспортное средство отличается конструктивным происхождением. Если речь идет о скутере, то это облегченная модификация мотороллера. Вышеуказанное транспортное средство в свою очередь является разновидностью полноценного мотоцикла.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России. В ПДД отсутствует официальное определение скутера

Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2020 году они варьируются от категории М до А

В ПДД отсутствует официальное определение скутера. Дело в том, что личностные рамки транспортного средства очень широкие. В 2020 году они варьируются от категории М до А.

Возрастной лимит для получения прав на скутер и мопед

Таким образом, чтобы получить права на скутер и мопед, необходимо быть достигшим минимального возраста, установленного местными правилами и законами. В большинстве стран возрастной лимит для получения прав на скутер и мопед составляет 16 лет.

Однако, следует отметить, что возрастной лимит может варьироваться в зависимости от конкретных правил и требований каждой страны. Некоторые страны могут установить более высокий возрастной лимит, например, 18 лет. Поэтому перед началом процесса получения прав на управление скутером и мопедом, необходимо ознакомиться с конкретными требованиями вашей страны.

Важно помнить, что возрастной лимит является лишь одним из требований для получения прав на скутер и мопед. Кроме того, могут существовать также другие требования, такие как обязательное прохождение теоретического и практического экзаменов, а также получение медицинского свидетельства о допуске к управлению транспортным средством

Основное назначение документа

Итак, основанием для введения водительского удостоверения, явилась сложная назревшая обстановка, связанная с высокой долей ДТП. Причем аварийные ситуации происходили исключительно по причине водителей, управляющих мопедами и скутерами.

Именно для минимизирования подобных ситуаций были введены специализированные водительские права.

Вот основные преимущественные нововведения, которые автоматически были выведены из новых законных положений:

  1. Законодатель установил минимальный возраст водителей, возраст которых не достиг 16 лет. Ранее за рулем мопедов часто встречались и более молодые люди.
  2. Мопеды и скутеры стали полноценными транспортными средствами, соответственно они подлежат стандартной регистрации с автоматическим присвоением ему государственного номера.
  3. Современные водители мопедов получают право сесть за руль только при наличии специального водительского удостоверения, которое в свою очередь выдается только после сдачи экзамена.

Ранее мопеды, как средства передвижения, были «обезличенными», у них не было номеров, соответственно их нельзя было идентифицировать при аварийных ситуациях.

Это приводило к достаточно серьезным проблемам, а также к тому, что нарушители ПДД, которые часто становились виновниками аварий, могли просто безнаказанно скрыться от сотрудников ГИБДД.

Современные водители мопедов имеют право управлять средствами передвижения на дорогах обычного общего пользования. Они отвечают всем важным требованиям, которые автоматически предъявляются к иным участникам дорожного движения.

Нужны ли права на мопед 50 кубов?

Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутерили мопед категории «М».

Категория «М»: правила дорожного движения

Теперь, при получении законных прав, водитель может сесть за руль скутера или мопеда и перемещаться на нем по любым дорогам и трассам. Но при этом не нужно забывать о соблюдении ПДД, грубое нарушение которых может привести к лишению прав на любое ТС.

При управлении мопедом, водитель обязан соблюдать следующие правила:

  • не выезжать без шлема;
  • находиться всегда в трезвом виде (любое появление в пьяном виде приведет к лишению ВУ);
  • не садиться за руль до достижения 16-летнего возраста;
  • запрещено перемещаться на скутере по середине проезжей трассы, т.к. для этого предназначена только правая часть трассы. Можно пользоваться велосипедными дорожками для перемещения или обочиной тротуара лишь в том случае, если эти действия не приносят неудобств пешеходам;
  • не разрешается производить буксировку этого ТС, а также, чтобы скутер (мопед) выполнял роль буксира.

Можно надеяться, что введение новой категории «М» в правах положительно скажется на дорожной обстановке в целом.

На смену беспечности водителей этого вида транспорта в прошлом наконец-то придет ответственность за свои поступки, которая может очень дорого обойтись.

Как получить права М

Как уже говорилось, для начала следует обратиться в автошколу, в которой потребуется прослушать курс теории и обучиться навыкам вождения. Сдача самого экзамена будет осуществляться уже в автоинспекции. В нее входит также два раздела — теория и практика. Теоретическая часть сдается с помощью тестирования в компьютерном классе, для этого придется ответить на двадцать различных вопросов. Тест считается пройденным, если количество ошибок в нем составит не более двух. Следующий этап — практический, на нем придется продемонстрировать навыки вождения на специальной площадке (при этом сдавать практику можно как на скутере, так и на мопеде — все зависит от того, какой вид транспорта будет в наличии).

После того, как оба экзамена будут успешно пройдены, будущему водителю выдается протокол, подтверждающий его право на получение удостоверения, после чего осуществляется его оформление. Но стоит еще раз напомнить, что все вышесказанное относится только к той ситуации, когда водитель получает права впервые, и первой своей категорией открывает М. В случае же, если человек уже имеет действующее удостоверение, то при его последующей замене на новое данная категория будет проставлена автоматически — никаких экзаменов либо обучения для этого уже не потребуется.

Со скольких лет можно управлять мототехникой

Ответом на вопрос, нужны ли права на мопед, будет «да», ведь они необходимы для подтверждения знаний ПДД, а также способности управлять транспортным средством в условиях интенсивного потока. Водитель такой техники является полноправным участником движения и без навыков и знаний представляет опасность не только для себя, но и для других людей.

Выдает удостоверение ГИБДД после успешных экзаменов и получения медсправки об отсутствии противопоказаний к вождению. Основными заболеваниями, не позволяющими сесть за руль мототехники, являются:

  • Любые психологические отклонения, требующие прохождения терапии с использованием психотропных лекарств.
  • Сниженное зрение от 0,6 и ниже, слепота.
  • Эпилепсия.
  • Отсутствие конечностей или разная их длина, нарушающая координацию.
  • Нарушение работы вестибулярного аппарата.
  • Перенесенные серьезные операции, нарушающие сознание, координацию, восприятие окружающего пространства и прочее.

В остальных случаях оформить на скутер права можно в общем порядке. Это важный документ, который обязательно надо предоставить с общим пакетом бумаг. Обычно без него человеке не допускается даже к прохождению экзамена.

Кто может получить права на скутер и мопед

Права на управление скутером или мопедом до 50 кубических сантиметров могут получить лица, достигшие определенного возраста и соответствующих требований. В соответствии с законодательством, для получения прав необходимо достичь возраста 16 лет.

Однако, помимо возрастного ограничения, кандидаты на получение прав на скутер и мопед также должны пройти обязательное медицинское освидетельствование, а также пройти теоретическое и практическое тестирование

Важно отметить, что для получения прав на управление скутером и мопедом не требуется сдача практического экзамена на вождение автомобиля

Также стоит учесть, что кандидаты на получение прав на скутер и мопед должны быть здоровыми и не иметь противопоказаний к управлению транспортным средством. Это включает в себя отсутствие физических и психических проблем, которые могут повлиять на безопасность дорожного движения.

В случае успешного прохождения всех этапов и получения прав на скутер и мопед, водители должны соблюдать правила дорожного движения, включая ограничение скорости и использование защитного шлема. Права на скутер и мопед до 50 кубов дают возможность передвигаться по городу на компактном и экономичном транспортном средстве, позволяющем избежать пробок и припарковаться на удобных местах.

В каких случаях не требуется получать отдельные права

Прежде всего стоит отметить, что если у вас уже есть права, не важно какой категории, то получать отдельные права на скутер не нужно. Но существует ряд ограничений касательно этого:

  • подойдут только национальные российские водительские удостоверения (иностранные права категории «B» не сработают на территории нашей страны в отношении скутеров);
  • если на обороте водительского удостоверения присутствует особая отметка «ML», то управление малокубатурным транспортом запрещено по медицинским показаниям;
  • удостоверение, позволяющее управлять трактором, не дает права управления малокубатурной двухколесной техникой.

Какие преимущества принесли законодательные акты

Водительские удостоверения ввели на основании сложной, назревшей обстановки, связанной с частыми ДТП, причиной которых стали водители мопедов и скутеров.

Новые законодательные положения позволили осуществлять обоснованный контроль над передвижением, благодаря следующим утверждениям:

  • сесть за руль маломощного механического средства может человек, достигший 16 летнего возраста;
  • механизмы, такие как скутеры, произведены в ранг полноценных ТС, которые предстоит регистрировать в ГИБДД, им присваивают госномер;
  • право на вождение мопедом получает гражданин, если у него есть специальное водительское удостоверение, которое он может получить после успешной сдачи экзаменов.

По какой причине введена новая категория

Введение новой категории М на управление мопедами было необходимостью

Любое требование в ПДД разрабатывалось и утверждалось после анализа всех опасных случаев, возникающих на дорогах. Бытует мнение, что правила созданы на крови.

Установить право вождения на скутерах с предоставлением водительского удостоверения и открытой новой категорией М, это не прихоть законодателей с целью пополнения государственной казны, а необходимость.

Подтвердить её сможет каждый водитель, которого подрезал малолетний скутерист, передвигающийся по трассе, как ему заблагорассудится без малейших знаний ПДД. Встречались и пьяные, неадекватные водители на мопедах, которым светофор ни к чему не обязывал, отчего создавалась аварийная обстановка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий