Как проверить аккумулятор
Способов определить исправность АКБ существует 3:
- с помощью нагрузочной вилки;
- с помощью мультиметра;
- с помощью ЗУ.
Проверку нужно проводить при +20…25 ºС. При этой температуре плотность электролита оптимальна и измерения будут точными.
Проверка нагрузочной вилкой
Порядок действий следующий:
- Подключить устройство к клеммам батареи.
- Записать или запомнить показания вольтметра.
- Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
- Сравнить с таблицей.
Напряжение, В | Заряд, % | |
Без нагрузки | Под нагрузкой | |
12.5-12.7 | Выше 10.3 | 100 |
12.3-12.5 | 9.5 | 75 |
12-12.3 | 8.9 | 50 |
11.7-12 | 8.3 | 25 |
11.5-11.7 | Ниже 7.7 |
Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.
С помощью мультиметра
Свечи на карбюраторном двигателе
Для теста потребуется мультиметр и помощник.
Порядок действий следующий:
- Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
- Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
- Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
- Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.
Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.
С помощью зарядного устройства
Если под рукой не оказалось мультиметра, то измерить напряжение на АКБ можно вольтметром, встроенным в зарядное устройство. Причем если вольтметр в ЗУ стрелочный, то саму «зарядку» даже не придется включать в сеть. Просто подключаем «крокодилы» зарядного устройства к батарее и считываем с вольтметра показания.
Если нет мультиметра, можно воспользоваться зарядным устройством
Если же прибор оснащен цифровым вольтметром, то его (прибор) придется включить в сеть, выставить нулевой ток, а потом уже подключить к батарее.
Уровень электролита и его плотность
Степень заряженности АКБ можно определить не только измерением напряжения, но и проверив плотность электролита. Причем по плотности можно оценить состояние АКБ более точно. Для работы нам понадобится ареометр, причем не четырехпоплавковая хлопушка из пластмассы, а настоящий однопоплавковый прибор постоянной массы, позволяющий проводить измерения довольно точно.
Берем прибор и измеряем плотность в каждой ячейке аккумулятора. Полученный результат сверяем с таблицей, приведенной ниже, и определяем степень заряженности батареи.
Таблица зависимости степени заряженности АКБ от плотности электролита
Плотность при 15 °С | Степерь заряда, % | Температура замерзания электролита, °С |
1.27 | 100 | -60 |
1.26 | 94 | -55 |
1.25 | 87 | -50 |
1.24 | 81 | -46 |
1.23 | 75 | -42 |
1.22 | 69 | -37 |
1.21 | 62 | -32 |
1.20 | 56 | -27 |
1.19 | 50 | -24 |
1.18 | 44 | -18 |
1.17 | 37 | -16 |
1.16 | 31 | -14 |
1.15 | 25 | -13 |
1.14 | 19 | -11 |
1.13 | 12.5 | -9 |
1.12 | 6 | -8 |
1.11 | -7 |
Способы десульфатации аккумуляторной батареи
Последнее время необслуживаемые АКБ активно вытесняют обслуживаемые, они имеет ряд преимуществ:
- нет необходимости доливать в банки дистиллированную воду;
- при той же емкости батареи имеют более компактные размеры.
Весь уход за необслуживаемыми аккумуляторами заключается в своевременной подзарядке и соблюдении правил эксплуатации.
Но кроме преимуществ батарея необслуживаемого типа имеет и существенные недостатки:
- за счет уменьшения размеров АКБ свинцовые пластины тоньше, и прочность их уменьшилась;
- батареи быстрее выходят из строя при неисправном электрооборудовании автомобиля.
Сейчас читают УМЗ-4218
Масло течет из-под масляного фильтра: почему так происходит…
Есть несколько вариантов восстановления аккумуляторов всех типов:
- зарядка реверсивными токами
- восстановление батареи путем замены разрушенных элементов;
- десульфатация токами малых величин;
- доливка в аккумулятор специальных жидкостей, которые разрушают сульфат;
- восстановление работоспособности АКБ импульсными токами.
Следует отметить, что не все эти способы можно легко применить для необслуживаемых аккумуляторов, полностью герметичную батарею непросто отремонтировать механическим путем, долить в нее присадки.
Увеличенный саморазряд
Одной из проблем, возникающих преимущественно с сурьмянистыми или гибридными батареями, является повышенный саморазряд. Он присутствует в любом АКБ. Существует норма, которой придерживаются все производители. Новая батарея, изготовленная без нарушения технологии, теряет не более 0,5% от своего заряда за сутки, но это максимально допустимый показатель для сурьмянистых аккумуляторов. Для гибридных эта цифра не должна превышать 0,3%, все производители стремятся вложиться в 20% за год.
Если у батареи очень быстро теряется заряд, от 1-1,5% за сутки, то это явный признак наличия поломки. С источником нужно что-то делать.
Причины возникновения саморазряда:
- уменьшение внутреннего сопротивления, из-за чего АКБ разряжается сама на себя;
- была залита грязная водопроводная вода, а должна быть дистиллированная;
- внутрь батареи попал металлический мусор.
Саморазряд постоянно увеличивается с каждым годом работы аккумуляторной батареи автомобиля. Это неизбежный процесс, на который сложно повлиять. Если у вас классическая сурьмянистая или гибридная модель, то можно заменить электролит, долить дистиллированной воды — тем самым, частично восстановив емкость.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин проявляет признаки неисправности аккумулятора автомобиля и приводит быстрой зарядке аккумулятора . По причине уменьшения рабочей площади пластин.
В городском режиме когда двигатель работает непродолжительное количество времени, а нагрузка неэлектрическое оборудование максимальное. Включенный свет фар, работа магнитолы. да еще с сабвуфером. Генератор не успевает зарядить аккумулятор.
Бывает и такое что автомобиль долг не эксплуатируется, заряд падает до критической величины, периодической подзарядки не происходит
В результате этого на пластина образуется белый налет из крупных кристаллов сернокислого свинца, этот налет называется сульфатом. Пластина покрытая налетом перестаёт участвовать в химической реакции, тем самым уменьшается емкость аккумулятора, Он перестает надежно выполнять свои функции.
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля при образовании сульфатов
Если мы видим такие симптомы как:
Быстрое повышение напряжения сети повышение температуры электролита
кипение электролита сопровождающееся газовыделением- незначительное повышение плотности электролита при зарядке аккумулятора- батарея сильно разряжается при работе стартера. И при последующем включение он перестаёт проворачивать стартер
Налицо все признаки того что пластина покрыта сульфатом.
Метод устранения сульфатации пластин
Для того чтобы освободить пластины от образовавшихся сульфатов необходимо провести несколько циклов заряд-разрядов, так называемую тренировку аккумулятора. Для этого необходимо зарядить аккумулятор полностью, В случае наличия сульфатации плотность не поднимется но нормального уровня. В этом случае можно добавить в электролит аккумулятора свежий раствор электролита плотность 1,4 г/см куб. Добавлять электролит в банки аккумулятора можно только в этом случае, чтобы его реанимировать. В другом случае в электролит можно добавлять только дистиллированную воду, потому что кислота не испаряется. И повышать плотность электролита в банках можно только зарядкой аккумулятора.
После полной зарядки аккумулятор необходимо разрядить напряжения 10,5 вольт. Это можно сделать при помощи ламп с силой тока 4-5 ампер. После чего батарею необходимо снова зарядить. Подобный метод срабатывает только на начальном этапе образования сульфатов. Когда ещё сульфатами покрыта незначительная часть пластины. При первых симптомах появления сульфатации необходимо немедленно произвести обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях.
Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними
На всех без исключения автомобильных АКБ кислотой необходимо регулярно осуществлять контроль за герметичностью их корпуса и заливных пробок; содержать в чистоте специальные дренажные отверстия. В случаях появления признаков подтекания электролита нужно устранить течь. И не забыть тщательно промыть корпус и аккумуляторный отсек автомобиля нейтрализующим щелочным составом (содой, проще говоря). Нельзя опускать недозаряда аккумулятора при поездках (для этого нужно следить за работой генератора). Без промедления обращаться к автоэлектрику, если обнаруживаются какие-либо отклонения в работе любого электрического оборудования из того «арсенала», что имеется «на борту» автомобиля.
Также необходимо периодически качественно очищать и немного смазывать клеммы (литиевой смазкой). Тем самым достигается удаление постепенно нарастающих окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов и защита клемм от электрокорозийного разрушения. Нужно проверять также, не ослабло ли крепление клемм.
Раз в полгода надо подзаряжать автомобильную аккумуляторную батарею при помощи стационарного зарядного устройства от сети (это в особенности важно для возрастных аккумуляторов). Если зима морозная, то не помешает и ежемесячная подзарядка АКБ сетевым устройством
Постоянно нужно следить за внешним видом аккумулятора, обтирать его корпус ветошью, смоченной в содовом растворе, удалять возникающие загрязнения.
Периодически нужно практиковать проверки напряжения на клеммах АКБ при работающем на холостом ходу двигателе. Данная процедура позволяет определить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5V до 14,5V, то это означает, что агрегат исправен и работает в штатном режиме. Отклонения от указанных параметров говорят об износе генератора и необходимости его диагностики для устранения неисправности. И после ремонта нужно тоже повторить контрольные мероприятия, в разных режимах работы. В том числе и при включенных фарах и иных потребителях электрической энергии.
В случаях, если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 V, то это уже то значение, которого будет недостаточно для запуска двигателя. Такую аккумуляторную батарею необходимо заряжать.
Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то обязательно нужно отключить массу. Данное простое действие позволит избежать естественного саморазряда аккумуляторной батареи.
Имеет немалое значение и проверка надёжности крепления батареи, своевременная, при необходимости, подтяжка гаек или болтов. Разболтанные крепления и «пляшущий» в ходе поездки аккумулятор создают условия для повреждения корпуса и (или) подтекания электролита.
Замеры показали…
Для автовладельца, имеющего в хозяйстве тестер, грех не воспользоваться им для оценки реального здоровья батареи. Нужно всего лишь измерить напряжение на клеммах аккумулятора — при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. При этом так называемое Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять примерно 12,6–12,7 В. Только не нужно себя обманывать: промежуток времени между остановом двигателя и замером должно составлять несколько часов — не меньше. В противном случае циферки будут явно завышенными.
При НРЦ менее 12,3 В батарею обязательно надо подзаряжать. Кстати, пускать мотор в таком состоянии она может и отказаться — нужно внешнее зарядное устройство. Если и после подзаряда ситуация кардинально не изменится — увы, готовьте деньги на новую. Особенно это касается ситуаций, когда НРЦ падает ниже 10,5 В. Стартстопные батареи еще могут это выдержать, а вот простые смертные имеют право помереть.
Ремонт своими руками — как восстановить АКБ правильно
Добравшись до электролита, необходимо проверить три параметра:
- Цвет. Электролит должен быть прозрачным, без посторонних включений. Разрушающиеся свинцовые пластины придают жидкости темную окраску.
- Уровень. При испарении воды уровень электролита падает, что снижает мощность. У каждой батареи свои параметры уровня жидкости, но у всех аккумуляторов пластины должны быть погружены в электролит.
- Плотность. Она проверяется специальным прибором — ареометром. Плотность электролита в заряженном аккумуляторе равна 1.27.
Порядок выполнения диагностики необслуживаемого АКБ таков:
- Проверяем напряжение АКБ и бортовой сети автомобиля. Это нужно, чтобы исключить хронический недозаряд батареи. При коротких частых поездок аккумулятор зарядиться не успевает, со снижением температуры емкость падает на 20 — 40 %. Многие владельцы обвиняют вполне рабочую технику, хотя ее нужно правильно эксплуатировать.
- Заряжаем аккумулятор. Для заряда желательно использовать зарядное заводского изготовления, желательно с контроллером. Использование электроники повысит точность заряда. Если зарядное простое — выставляем ток примерно 0.1 от емкости. Аккумулятор 60 А/ч нужно заряжать током в 5 — 6 Ампер. зарядка длится. пока показатели на амперметре не снизятся до 2-3 ампер. Сильно разряженный аккумулятор нужно заряжать током 1-2 ампера ( около 1/20 емкости) несколько суток. Напряжение не должно превышать 15 вольт, иначе банки будут «кипеть» и могут раздуться.
- Просверливаем отверстия в крышке аккумулятора. Проверяем уровень электролита при помощи импровизированного щупа.. Если корпус АКБ изготовлен из светлого пластика, то уровень можно проверить, просвечивая аккумулятор фонариком.
- Проверяем плотность ареометром.
- После проверки и доливки, аккумулятор нужно плотно закрыть.
Как откорректировать состояние электролита
Возможны три варианта коррекции плотности электролита:
- При нормальном уровне низкая плотность. Отбираем ареометром все содержимое банки, сливаем ее в стеклянную емкость. Добавляем концентрированную кислоту, доводим плотность до рекомендуемой. Заливаем электролит в банку до уровня.
- При низком уровне электролита высокая плотность. Требуется долить дистилированную воду, размешивая электролит стеклянной палочкой. После работы измеряем плотность.
- При нормальном уровне высокая плотность. Сливаем электролит, добавляем дистилированную воду, заливаем до уровня.
При проведении обслуживания аккумулятора можно слить весь электролит в стеклянную или эмалированную емкость, размешать и проверить плотность. Нормальный электролит разлить назад в банки, при нехватке долить свежим электролитом с соответствующей плотностью. Доливка должна производиться во все банки равномерно, чтобы количество свежей серной кислоты было во всех банках одинаковой.
Эксплуатация после обслуживания
После вскрытия необслуживаемый аккумулятор теряет свои герметичные свойства. Такой лучше не использовать, если конструкция переворачивается или стоит в салоне автомобиля.
Любое вмешательство в крышку-лабиринт приведет к потере свойств улавливания и конденсирования паров дистиллированной воды. Ремонт превращает необслуживаемую батарею в обслуживаемую. Заглядывать в аккумулятор придется почаще.
Завершить обслуживание аккумулятора нужно зарядкой. Его разряжают, подключив несколько энергопотребителей, а после заряжают. малыми токами. После двух-трех циклов зарядки батарею желательно проверить нагрузочной вилкой. Если емкость аккумулятора резко упала, следует принять решение о его замене.
Основные неисправности АКБ
Окисление выводных клемм
Можно выделить 6 неисправностей:
- повышенный саморазряд;
- сульфатация пластин;
- короткое замыкание между пластинами;
- переполюсовка;
- окисление выводных клемм;
- трещины на корпусе.
Повышенный саморазряд
Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.
Основный признак проблемы – батарея теряет 40-50% заряда за 2 недели без подключения к ней потребителей.
Причины:
- загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
- использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
- использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
- попадание в ячейки металлических предметов.
Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин
Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.
Признаки:
- повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
- снижение плотности электролита в конце зарядки;
- батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.
Причины:
- низкий уровень электролита;
- глубокая разрядка;
- недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
- долив электролита вместо дистиллированной воды.
Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .
Короткое замыкание
Признаки:
- сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
- снижение емкости и напряжения.
Причины:
- коробление и разрушение пластин;
- разрушение сепаратора;
- перезарядка;
- вибрация, расшатывающая крепление пластин.
Проблема устраняется заменой батареи.
Окисление выводных клемм
Клеммы после зачистки
Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.
Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.
Переполюсовка
Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.
Ремонту такой аккумулятор не подлежит и требует замены.
Трещины в корпусе
Трещина в корпусе
Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.
Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.
Вольтаж. Стандарты. Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ
До конца 40-х годов все серийные автомобили в мире оснащались шестивольтовыми аккумуляторами. Сейчас такие можно встретить только на лёгкой мототехнике. На всех современных машинах и мотоциклах с бензиновыми двигателями и лёгкой дизельной технике используются аккумуляторы 12V, а на тяжёлых дизельных транспортных средствах – 24-х вольтовые (либо две последовательно соединённые 12-ти вольтовые АКБ).
В наше время в розничной продаже не встретишь стандартных автомобильных аккумуляторов, какими они были в Советском Союзе. Тогда все АКБ для автомашин изготавливались по одному стандарту и их можно было обслужить полностью; разобрать, в буквальном смысле, по частям. Банки, наполняемые электролитом, помещались в крепкий эбонитовый корпус чёрного цвета и заливались мастикой. Сейчас на рынке просто нереально большое количество производителей АКБ, и автомобильные аккумуляторы не делаются по какому-либо определённому стандарту. Хотя ГОСТ соответствующий и имеется: ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года.
Обслуживать современные аккумуляторы нужно, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в которых нет ничего сложного. К примеру: если в батарее нет возможности доливки дистиллированной воды, то следует периодически применять зарядные устройства, которые будут поддерживать нужный уровень напряжения. Такое профилактическое обслуживание делается для того, чтобы, аккумуляторная батарея служила как можно дольше и не «села» раньше времени.
Современные автомашины комплектуются надёжными аккумуляторы с долгим рабочим ресурсом и, соответственно со значительными сроками эксплуатации. Новый аккумулятор служит порядка пяти лет (разумеется, при условии, что автомобиль используется регулярно, без длительных простоев). Если же обеспечить АКБ своего автомобиля должный уход, то она прослужит ещё дольше. В то время как полное отсутствие обслуживания аккумулятора вполне может вызвать его неисправность и необратимые процессы, которые сделают невозможным его дальнейшее использование: сколько не заряжай – толку не будет.
По принципу необходимости обслуживания автомобильные аккумуляторы делятся на обслуживаемые (иногда в качестве подкатегории здесь обозначаются ещё «малообслуживаемые») и необслуживаемые (в тексте ГОСТа названные «безуходными»). Необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи, в отличие от обслуживаемых, не имеют специальных технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита. В случае критического падения уровня жидкости или критического же снижения плотности такой аккумулятор просто подлежит замене исправным. Что и предлагают многочисленные (в любом крупном городе) конторы, которые по одному звонку приедут к вам с новым аккумулятором, «с доставкой на дом». И продадут его вам, с учётом скидки за старый, который они заберут на восстановление.
Техническое обслуживание
Много неисправностей аккумуляторной батареи появляется в результате неправильного использования и техничного обслуживания. Очень важным моментом является обслуживание после покупки, первое ТО.
Дабы поломки не преследовали владельца постоянно, не пришлось тратить лишние деньги, необходимо проводить правильное обслуживание АКБ. Ниже приведено несколько полезных советов, что увеличат срок службы и не приведут к неисправностям свинцово-кислотной батареи:
- Нужно постоянно убирать грязь, масло и прочий мусор с корпуса батареи.
- Проводить проверку, по необходимости подтягивать крепеж для АКБ под капотом.
- Время от времени пробки для отвода газов нужно очищать, но процедура проводится аккуратно. В домашних условиях можно использовать иголку или зубочистку.
- Проверять провода, которые выходят от аккумулятора. На них не должно быть повреждений, окислений. Фиксация проводов делается надежной.
- Ведется контроль уровня электролита внутри с помощью стеклянной трубки. Если нужно, проводят долив дистиллированной воды.
Последующая проверка заключается в тех же правилах, но добавляется еще контроль плотности жидкости в АКБ, его корректировка.
Обязательным условием долговечности свинцово-кислотных АКБ является проверка уровня и плотности электролита
Теперь необходимо разобраться какие бывают неисправности аккумуляторной батареи и способы по их устранению.
От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи
Изучение факторов, влияющих на период использования аккумуляторов, позволяет поддерживать устройство в работоспособном состоянии.
Уровень заряженности
Частая разрядка аккумулятора автомобиля способствует сокращению времени использования. Мастера рекомендуют постоянно заряжать аккумуляторы автомобильные обслуживаемые, восполнять потери заряда. Но при перемещении по городу достичь такого результата сложно. Ведь мотор периодически запускается и выключается. В этом случае допускается использование сетевого зарядника. Заряжать источник питания с его помощью легко.
Температурный режим
Основное влияние температура оказывает на пусковую мощность. Для получения максимальной емкости необходима температура в 15 градусов. Емкость теряется при снижении заданной температуры.
В зимний период обслуживание аккумуляторных батарей выполняется чаще. Ведь при полном, частичном замерзании аккумулятора качество электролита ухудшается.
Посмотрите видео про обслуживание акб в прохладное время.
Работоспособность бортовой системы
Состояние аккумуляторных батарей автомобилей зависит от состояния электрической сети. Поэтому генератор и регулятор нужно поддерживать в работоспособном состоянии. В противном случае, эксплуатировать акб будет сложно.
Подача чрезмерно высокого напряжения приводит к закипанию, перезарядке. Уровень электролита постепенно снижается. И для его повышения нужно доливать дистиллированную воду.
Коррозийные процессы
Приостановить коррозийные процессы несложно. Для этого используются добавки, легирующие примеси. Для минимизации вероятности протекания коррозии требуется более качественный электролит. Залейте его при необходимости.
Сульфатация
Ее интенсивность снижается, если зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора выполняется своевременно.
Сульфатация устанавливается при помощи оборудования, исследований.
Нужно ли долить воду или электролит?
Новый необслуживаемый аккумулятор, исправно работающий на вашем автомобиле, вскрывать и обслуживать не нужно. Если он подвергался длительному перезаряду, переворачивался, резко упали характеристики — только тогда нужно задуматься либо о приобретении новой батареи, либо о том, как разобрать и восстановить неисправный АКБ.
Когда нужно обслуживать аккумулятор:
- Если на просвет заметно, что в одной банке меньше электролита.
- Низкое напряжение на клеммах, и зарядка не дает эффекта.
- Емкость аккумулятора заметно уменьшилась.
- Электролит вылился из-за повреждения корпуса.
- Выполняя восстановление после сульфатации АКБ.
Как можно восстановить и есть ли в этом смысл
Если по итогам диагностики выявится, что батарея потеряла работоспособность, ее можно попытаться восстановить. Наиболее распространены следующие методы:
- Если батарея разрядилась намного ниже 10,5 вольт, ее реанимируют зарядкой малым током. Потребуется зарядник с регулировкой выходного тока. Надо выставить ток в несколько раз меньше номинального (в 3..10 раз). Например, если паспортная емкость батареи 70 А*ч, то стандартный зарядный ток составит 7 ампер, а восстановительный – 0,7..2 А. Надо понимать, что в этом случае заряд до 10,5 вольт может занять несколько суток. При достижении минимально допустимого порога можно зарядить батарею в нормальном режиме. Не будет лишним провести контрольно-тренировочный цикл, чтобы понять, насколько успешными были реанимационные мероприятия.
- Если плотность электролита уменьшилась ниже порога 1,1 г/куб.см., его лучше не корректировать, а полностью заменить. Для этого надо подготовить новый электролит (купить готовый или сделать самостоятельно, разбавив корректирующий реагент дистиллированной водой до нужного соотношения). Далее надо слить старую жидкость из каждой банки, промыть внутреннее пространство той же дистиллированной водой, залить свежий реагент. Далее батарею надо зарядить в обычном режиме. Хорошим правилом будет по окончании процедуры выполнение КТЦ.
- Если у батареи уменьшилась емкость или токоотдача (или и то, и другое), надо провести КТЦ. Заодно проверяется фактическая емкость аккумулятора.
- Для реанимации АКБ, потерявшей большую часть начальной емкости можно попробовать провести процедуру химической десульфатации. Для этого понадобится раствор пищевой соды (1:10), а лучше – раствор Трилона Б и аммиака. После завершения реакции все отсеки надо промыть, слить воду и снова залить электролит. Далее – зарядка и, по возможности, КТЦ.
Альтернативой химической десульфатации служит электрохимическая. Для этого нужен десульфататор или зарядное устройство с соответствующим режимом.
Сульфатация пластин
Подобная неисправность аккумуляторных батарей обычно служит им «приговором». Химическая реакция возникает в нескольких случаях, в основном связанных с неправильной эксплуатацией батареи:
- отсутствие периодической подзарядки АКБ;
- недостаточная плотность электролита либо недостаточный его уровень (в итоге пластины входят в контакт с воздухом);
- постоянная эксплуатация сильно разряженного аккумулятора.
Определить начало процесса сульфатации можно, взглянув на электролит в банках. Вы увидите на поверхности кристаллы сернокислого свинца – основной признак умирающего аккумулятора автомобиля. Эти химические образования не могут раствориться в жидкости, из-за чего она не поступает внутрь пластин. В итоге их рабочая поверхность становится маленькой, что приводит к потере ёмкости батареи.
Ещё один признак начала сульфатации – быстрая зарядка: час-другой и можно ехать! Однако в реальности точно так же быстро происходит саморазряд аккумулятора автомобиля. Если сульфатация обнаружена на ранней стадии, есть возможность исправить ситуацию, осуществив 4–5 циклов зарядки и разрядки. Для этого сначала приведите аккумулятор в положение полной «боевой готовности». Затем подсоедините к его клеммам какую-нибудь мощную нагрузку: например, лампу дальнего света от автомобиля. Ток разрядки – 4–5 ампер (его можно измерить тестером, включив в разрыв цепи «лампа – аккумулятор»). Процедуру повторите несколько раз. Если вы заряжаете аккумулятор, а он не заряжается, можно попробовать применить специальный химикат – десульфатор, заливаемый внутрь банок (электролит нужно слить). Если и эта операция не помогла, придётся приобретать новую батарею.
Стоит отметить: сульфатация пластин может привести к их разрушению. В этом случае причины выхода из строя аккумулятора автомобиля следующие:
- Длительное хранение АКБ в состоянии полной разрядки.
- Неправильный выбор плотности электролита: стоит помнить, что она увеличивается при высокой температуре и длительной зарядке из-за испарения дистиллированной воды. В итоге разрушаются не только пластины, но и решётки электродов.
Чтобы неисправности аккумулятора автомобиля в виде сульфатации не коснулись вашей батареи, достаточно элементарно соблюдать нехитрые правила:
- содержите аккумулятор в чистоте;
- поддерживайте необходимую плотность электролита;
- не допускайте глубокого разряда батареи.
Как продлить срок службы аккумулятора автомобиля
Теперь вы знаете основные причины выхода из строя АКБ и более или менее ориентируетесь, что можно делать, а что нет. Но для закрепления, стоит знать основные правила ухода за источником питания, чтобы он не вышел из строя раньше времени. Это совсем нетрудные, но важные моменты:
Чистота. Прежде всего накопитель должен находится в чистом, хорошо закреплённом месте. Это нужно во избежание замыкания и появления трещин на корпусе за время эксплуатации. Электроды необходимо смазывать специальным составом, чтобы легко снимать клеммы, и чтобы они не окислялись;
Наличие жидкости. Необходимо периодически проверять уровень электролита в АКБ. Если он низкий, то доливать можно только дистиллированную воду. В случае доливки электролита, ситуация получится, как с моторным маслом — поменяется состав;
Правильная зарядка и разрядка. Аккумулятор нельзя сильно сажать. При зарядке необходимо соблюдать инструкцию, которую предоставил изготовитель. Обычно она пишется на этикетке сбоку;
Правильная эксплуатация при низких температурах. После длительной поездки или сильной нагрузки (в результате попыток пуска) батарею лучше снять и зарядить в тепле. Когда она севшая, электролит превращается в воду и замерзает. АКБ может раздуть, вследствие чего она потрескается
Заряженному накопителю мороз не грозит, поскольку электролит сохраняет почти все свои свойства (незначительно уменьшается плотность);
Внимание к автомобилю. Любой водитель должен различать севший аккумулятор от заряженного
Если на автомобиле тусклый свет или плохо работает стартер, то скорее всего батарея слабо заряжается. Своевременно делайте диагностику машины на СТО, чтобы исключить вероятность замыкания и выхода из строя какого-нибудь прибора.
Чтобы увеличить срок службы АКБ, необходимо содержать его в чистоте, правильно заряжать и разряжать, периодически проверять его состояние
Соблюдая основные правила использования аккумулятора, вы продлеваете срок его службы до 7-8 лет. В настоящее время производители уверяют, что уход за ним не нужен. Достаточно просто поставить новый, не лезть к нему и через 3 года заменить. Это не так! Любой АКБ должен обслуживаться хотя бы вышеперечисленными способами. Тогда вы не будете ездить со слабым светом ночью и заводить свой автомобиль с толкача.
Также можете посмотреть видео с советами и рекомендациями по продлению жизни АКБ: