Грузовые устройства
Ремонт судов в плавучих доках неизбежно связан с подачей различных грузов на док и уборкой их с дока, для чего могут быть использованы плавучие краны. Однако вследствие значительной высоты башен и сооружений на топ-палубе не всякий плавучий кран может обслуживать плавучий док. Несмотря на высокую стоимость доковых подъемных кранов отказаться от них можно лишь на маленьких доках подъемной силой не более 500—600 т или на транспортных доках и доках, предназначенных для осмотра и окраски подводной части корпуса судна.
Предлагается к прочтению: Учет динамических факторов при определении дополнительных продольных усилий на волнении
Для большей возможности использовать краны в оконечностях доков, башни которых имеют скосы, предусмотрены «крановые палубы», т. е. специальные платформы по концам башен, опирающиеся на ферменные конструкции и служащие продолжением топ-палубы за пределами башен; на этих платформах проложены рельсовые пути.
Выбор доковых кранов вызывает некоторые затруднения. Грузоподъемность кранов ограничена с одной стороны весом грузов, с которыми приходится иметь дело при ремонте судов в плавучих доках, с другой — сравнительно небольшой шириной колеи, зависящей от ширины топ-палубы. В табл. 3 систематизированы грузы, встречающиеся на плавучих доках при обслуживании различных торговых судов.
Таблица 3. Ориентировочные веса (т) грузов, поднимаемые доковыми кранами | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Подъемная сила дока, т | Секции корпуса | Листы обшивки с набором | Отливки штевней | Гребные винты | Рули | Гребные валы | Лебедкигрузоподъемностью1,5-5 т |
700 | – | 0,9 | 0,3 | 1,5 | 0,7 | 0,7 | 1,2 |
1 400 | – | 1,0 | 0,4 | 2,4 | 1,0 | 1,5 | До 2,5 |
2 100 | 5 | 1,2 | 1,0 | 4,5 | 2,5 | 1,8 | До 4,0 |
10 000 | 8 | 1,4 | 2,5 | 10,0 | 5,0 | 4,5 | До 4,0 |
30 000 | 10 | 2,5 | 5,0 | 25,0 | 18,0 | 6,5 | До 4,0 |
Изучение кранового хозяйства построенных доков позволяет сделать вывод, что грузоподъемность кранов на плавучих доках не превосходит 15—20 т. Из табл. 4 следует, что подавляющее большинство доков имеет два крана (по одному на каждой башне), при этом краны современных доков обладают переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, величина которого колеблется в пределах 40—65% ширины дока в свету.
Таблица 4. Данные по доковым кранам | ||||
---|---|---|---|---|
Подъемная сила дока, т | Ширина дока в свету, м | Количество кранов | Грузоподъемностькранов, т | Вылет стрел кранов, м |
400 | 14,5 | 1 стрела | 3 | – |
750 | 13,7 | 2 (ручных) | 41,5 | –– |
4 000 | 19,5 | 1 | 5 | 13 |
4 000 | 22,4 | 2 | 10 | – |
4 500 | 30,5 | 2 | 5 | – |
6 000 | 22,4 | 2 | 20 | – |
6 000 | 21,4 | 1 | 5 | – |
7 500 | 23,0 | 2 | 5 | 16 |
8 000 | 24,0 | 2 | 53 | 5-1621 |
10 000 | 23,0 | 1 | 6 | – |
10 000 | 25,6 | 2 | 103 | 6-1621 |
10 800 | 25,6 | 2 | 7 | 16 |
12 000 | 25,9 | 2 | 3 | – |
12 500 | 28,0 | 2 | 5 | 16 |
15 200 | 26,5 | 2 | 5 | – |
16 000 | 26,5 | 2 | 11 | – |
18 000 | 29,3 | 2 | 25 | – |
19 000 | 32,0 | 2 | 10 | – |
20 00 | 32,0 | 2 | 10 | – |
25 000 | 30,5 | 3 | 152х5 | 2121 |
28 000 | 30,5 | 2 | 12 | – |
30 000 | 38,0 | 2 | 7,5-1012-15 | 21-1421-14 |
Поручая проектирование крана для строящегося дока, следует обратить внимание проектанта на то, что кран должен подниматься вверх по топ-палубе дока, стоящего с дифферентом до ½°, и надежно работать на полную грузоподъемность при крене дока до 1°
6.2 Испытание шлюпочных лебедок
6.2.1 Процедура испытания опытного образца лебедки приведена в таблице 5.
Таблица 5
Вид испытания | Пробный груз | Процедура испытания | Критерий приемки |
1 Без нагрузки | Отсутствует | Работа в течение 10 мин | Плавный пуск и останов, легкое управление. Отсутствие повышенной температуры, шума, протечки масла |
Подъем вручную пробного груза на высоту 1 м (не менее двух раз) | |||
2 Подъем груза с использованием механического привода | Грузоподъемность лебедки | Подъем пробного груза на достаточную высоту. Измерение скорости подъема (не менее двух раз) | Плавная работа при легком управлении. Эффективная работа тормоза. Скорость подъема или эквивалент соответствуют требованиям таблицы 2 в 5.1.2.2 |
3 Опускание груза | Максимальная нагрузка на лебедке при спуске | Тормоз выключают с пробным грузом на достаточной высоте. Измеряют скорость спуска после опускания пробного груза на 3 – 4 м | Эффективная работа тормоза. Скорость опускания пробного груза или ее эквивалент в соответствии с данными таблицы 1 в 5.1.1.4 |
4 Динамическое испытание | 1,1 максимального тягового усилия лебедки | Тормоз выключают с пробным грузом на достаточной высоте. Резко включают тормоз, когда скорость спуска достигает максимума, а пробный груз опустится по меньшей мере на 3 м (повторяют не менее двух раз) | Эффективная работа тормоза. Опускание пробного груза после включения торможения не должно превышать 1 м |
Повторяют испытание, смочив поверхность тормоза, если он открытого исполнения | Опускание пробного груза после включения торможения может превышать в этом случае 1 м | ||
5 Статическое испытание | 1,5 максимального тягового усилия лебедки | Пробный груз вывешивают на трос, выходящий с верхнего слоя намотки барабана. Удерживают тормозом после опускания пробного груза по меньшей мере на один полный оборот барабана | Лебедка удерживает пробный груз. Отсутствуют признаки деформации или повреждения, которые могут нарушить работоспособность лебедки |
6 Подъем вручную (1) | Грузоподъемность лебедки | Пробный груз поднимают вручную на высоту 1 м | Плавная работа, соответствующая требованиям 5.2.12.2 |
7 Подъем вручную (2) | 1,5 массы оснастки | Быстро поднимают пробный груз вручную, если лебедка рассчитана на быстрый подъем | Плавная работа вручную, соответствующая требованиям 5.2.12.2, и скорость подъема отвечают проектным требованиям |
8 Осмотр лебедки | Вскрывают лебедку и производят осмотр | Отсутствуют признаки остаточной деформации или повреждения | |
Примечание – Суммарная дистанция спуска на всех испытаниях должна быть не менее 150 м. |
6.2.2 Процедура испытания лебедки на предприятии-изготовителе приведена в таблице 6.
Таблица 6
Вид испытания | Пробный груз | Процедура испытания | Критерий приемки |
1 Без нагрузки | См. пункт 1 таблицы 5 | ||
2 Подъем с использованием механического привода | См. пункт 2 таблицы 5 | ||
3 Спуск | Максимальная нагрузка на лебедке при спуске | Выключают тормоз и опускают пробный груз на достаточную высоту. Измеряют скорость, когда груз опустится на 3 – 4 м (повторяют не менее двух раз) | Эффективная работа тормоза. Скорость опускания или эквивалентное значение соответствуют данным таблицы 1 в 5.1.1.4 |
Нагрузка на лебедке при спуске укомплектованной шлюпки | |||
4 Динамическое испытание | 1,1 максимального тягового усилия лебедки | Выключают тормоз и опускают пробный груз на достаточное расстояние. Резко тормозят, когда скорость достигает максимума. Повторяют два раза после опускания груза на 3 – 4 м | Эффективная работа тормоза. Опускание груза после включения тормоза должно быть менее 1 м |
5 Статическое испытание | См. пункт 5 таблицы 5 |
5.1 Характеристика работы
5.1.1 Спуск шлюпки на воду
5.1.1.2 В дополнение к требованию, указанному в , спусковые устройства для спасательных шлюпок на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах с конечным углом крена, превышающим 20°, должны обеспечивать спуск на воду укомплектованных и полностью нагруженных шлюпок при предельном угле с накрененного борта судна, принимая во внимание аварийную ватерлинию судна в конечной стадии затопления. 5.1.1.3 Спусковое устройство не должно зависеть от судовых источников энергии и должно спускать шлюпку на воду только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии
5.1.1.3 Спусковое устройство не должно зависеть от судовых источников энергии и должно спускать шлюпку на воду только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии
5.1.1.3 Спусковое устройство не должно зависеть от судовых источников энергии и должно спускать шлюпку на воду только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии.
Таблица 1
Скорость спуска шлюпок на воду, м/с | ||
Полностью нагруженная шлюпка | Минимальное значение S | S = 0,4 + 0,02Н, где S – нижний предел скорости спуска; Н – высота от нока стрелы шлюпбалки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, м; S = 1, когда Н > 30 или значения, установленного уполномоченным органом |
Максимальное значение | 1,3 или значение, установленное уполномоченным органом | |
1,0 только для спусковых устройств скоростных дежурных шлюпок | ||
Укомплектованная шлюпка | Минимальное значение | 0,7S (для спасательной шлюпки массой менее 550 кг; должна удовлетворять требованиям уполномоченного органа) |
Максимальное значение | 1,0 или значение, установленное уполномоченным органом | |
Примечание – При расчете Н предполагается, что стрела шлюпбалки полностью вывалена. |
5.1.1.5 Спусковые устройства для спасательных шлюпок на грузовых судах водоизмещением 20000 т и выше и спусковые устройства для дежурных шлюпок на всех судах должны обеспечивать безопасный спуск шлюпок на воду при движении судна вперед со скоростью до 5 узлов при спокойном море.
5.1.2 Подъем шлюпок на борт судна
5.1.2.1 Спусковые устройства должны обеспечивать подъем укомплектованных шлюпок и полностью нагруженных дежурных шлюпок из воды в место установки по-походному, когда судно находится на ровном киле. Спусковые устройства для дежурных шлюпок, применяемых для спасения жизни в чрезвычайной ситуации на воде, должны оснащаться механическими лебедками.
Таблица 2
Скорость подъема шлюпки, м/с | |
Полностью нагруженная дежурная шлюпка | ≥ 0,3 |
Укомплектованная спасательная шлюпка | ≥ 0,05 |
Полностью нагруженная скоростная дежурная шлюпка | ≥ 0,8 |
5.1.2.3 Механические лебедки должны быть оснащены ручным приводом, способным поднимать шлюпки из воды и устанавливать их в положение по-походному.
5.1.2.4 Скорость подъема дежурной шлюпки с помощью ручной лебедки должна быть не менее 0,005 м/с.
5.1.3 Размещение шлюпок на борту судна
5.1.3.1 Спусковое устройство должно обслуживать только одну шлюпку. Шлюпка должна быть всегда в состоянии постоянной готовности к спуску на воду из места установки по-походному.
5.1.3.2 Спусковые устройства должны быть спроектированы таким образом, чтобы шлюпки могли быть нагружены и спущены на воду из места установки по-походному. На пассажирских судах посадку в шлюпки следует проводить в месте установки их по-походному или на шлюпочной палубе, но не в обоих местах одновременно.
5.1.3.3 Спусковые устройства должны быть спроектированы и расположены с учетом удобства посадки людей в шлюпку. Место для посадки в дежурную шлюпку должно обеспечивать безопасное и эффективное обращение с носилками.
5.1.4 Работа спускового устройства
5.1.4.1 Спусковое устройство должно приводиться в действие одним оператором, находящимся на палубе судна. При этом шлюпка должна быть всегда в поле зрения оператора в течение всего процесса.
5.1.4.2 Спусковой механизм должен иметь конструкцию, позволяющую управлять спуском шлюпки из самой шлюпки и без участия оператора, остающегося на палубе судна.
5.1.4.3 Спусковое устройство должно, насколько это практически возможно, оставаться работоспособным в условиях обледенения.
5.1.4.4 Спусковые устройства для скоростной дежурной шлюпки должны быть оснащены устройством демпфирования опасных ускорений, возникающих из-за взаимодействия с волной при спуске шлюпки на воду или ее подъеме на борт судна.
5.1.4.5 Лебедки скоростных дежурных шлюпок должны быть оснащены автоматическими быстродействующими натяжными устройствами, которые предохраняют от образования слабины троса при всех погодных условиях, в которых возможно использование скоростной дежурной шлюпки.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит требования к рабочим характеристикам, проектированию, конструкции, безопасности, техническому обслуживанию и испытанию спусковых устройств, в которых используются шлюпбалки с лопарями для спуска и подъема спасательных шлюпок.
Настоящий стандарт распространяется на спусковые устройства с использованием шлюпбалок с лопарями для спасательных шлюпок всех типов морских судов, включая спусковые устройства для скоростных дежурных шлюпок пассажирских паромов. Также настоящий стандарт распространяется на аналогичные устройства судов внутреннего плавания. Настоящий стандарт не распространяется на спусковые устройства для свободнопадающих спасательных шлюпок.
Примечание – Каждое положение настоящего стандарта, если ясно не заявлено иначе, также применяется к спусковым устройствам со шлюпбалками для дежурных шлюпок, предназначенных для спасания жизни в чрезвычайной ситуации на воде.
Индивидуальные судовые средства спасения.
То есть средства, предназначенные для спасения одного человека, попавшего в воду. К ним относятся: спасательные жилеты, нагрудники, круги и различные спасательные костюмы. Самыми распространенными являются спасательные жилеты. Количество жилетов на судне определяется суммарным числом его экипажа и пассажиров плюс пять процентов необходимого резерва. Кроме того, на судне должно быть не менее двух десятков детских спасжилетов, имеющих хорошо читаемую надпись Для детей.
Размещаются спасжилеты в легкодоступных, общеизвестных и четко обозначенных местах. Для пассажиров в каюте. Существует несколько видов спасжилетов, но требования ко всем почти одинаковы. Спасжилет должен : быстро надеваться и фиксироваться на теле одной или двумя простейшими операциями. При необходимости он так же быстро должен сниматься. Неправильное или замедленное надевание спасжилета должно быть исключено. Иметь две или три изолированные друг от друга камеры плавучести, каждая из которых способна удержать человека на поверхности воды.
Тело пострадавшего, облаченное в спасжилет, должно быть приближено к горизонтали (в большинстве современных спасжилетов до 50 градусов отклонения от вертикали), так как вертикальное положение усиливало бы охлаждение ног чем глубже, тем вода холоднее. Голова пострадавшего должна быть слегка запрокинута назад, рот при этом находится в 12 см от поверхности воды. При надетом жилете такое положение тело обретает в воде через 4 5 секунд, даже в том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии. Необходимо, чтобы затылок не погружался в воду, так как его охлаждение может привести к нарушению терморегуляции всего организма.
В надувных спасательных жилетах наполнение внутренних объемов воздухом (или безопасным газом) производится автоматически за 2 3 секунды с помощью специального механизма газозаполнения. Для поддержания заданного давления в камерах плавучести предусматривается клапан рабочего поддува. Для облегчения поиска пострадавшего спасжилет снабжается средствами звуковой и световой сигнализации. Спасжилет не должен стеснять движений и причинять вреда человеку при прыжке в воду с высоты до 4 5 метров.
Материал, из которого изготовлен спасжилет, не горюч и невосприимчив к действию нефтепродуктов. Пассажиры чаще всего имеют дело с нагрудником спасательным надувным НСН. Нагрудник спасательный надувной изготавливается из прорезиненной ткани оранжевого цвета. Надевается через голову, охватывая ее сзади как воротник. Основной внутренний объем нагрудника расположен на груди, что обеспечивает правильное положение тела человека в воде. Масса нагрудника с сумкой и ремнями 1,3 кг, положительная плавучесть 16 18 кг.
Детали жилета и спасательного нагрудника.
1. Клапан поддува в виде обычной трубки предназначен для приведения жилета в рабочее положение при неисправности в системе газозаполнения и поддержания в камерах плавучести заданного давления. 2. Подъемный ремень имеет форму петли. Предназначен для подъема человека из воды. Петля ремня пристегивается к наружной поверхности нагрудника с помощью кнопки, которая легко раскрывается при подъеме тонущего. 3. Аварийно сигнальный огонь облегчает поиск человека на воде в темное время суток. Состоит из водоналивной батарейки типа Маячок и 2,5 вольтовой электролампочки, защищенной прозрачным колпачком. Электрическая схема приводится в действие в течение 2 10 минут в зависимости от температуры воды. Продолжительность свечения лампочки составляет 11 часов. 4. Свисток помещается в специальном карманчике, служит для звуковой аварийной сигнализации в условиях плохой видимости. Звук свистка слышен в два три раза дальше, чем крик, и легче поддается слуховой пеленгации.
5. Механизм автоматического газозаполнения состоит из баллончика емкостью 44 куб. см, заполненного жидкой углекислотой под давлением до 200 атм., и специальной пусковой головки. При вытягивании головки газ начинает поступать в камеры плавучести. В течение 2 3 секунд жилет принимает заданную форму. Нельзя приводить в действие механизм газозаполнения, если до этого жилет был надут через рабочий клапан. Излишнее давление приводит к порче жилета, потому что в нем не предусмотрен предохранительный клапан. 6. Пеньковый штерт дает возможность потерпевшему привязаться к плавающему предмету или связаться вместе с другим пострадавшим. Поясные и ножные ремни предназначены для фиксации жилета на теле и снятия динамических нагрузок, возникающих при прыжке человека в воду.
Грузовые устройства
Ремонт судов в плавучих доках неизбежно связан с подачей различных грузов на док и уборкой их с дока, для чего могут быть использованы плавучие краны. Однако вследствие значительной высоты башен и сооружений на топ-палубе не всякий плавучий кран может обслуживать плавучий док. Несмотря на высокую стоимость доковых подъемных кранов отказаться от них можно лишь на маленьких доках подъемной силой не более 500—600 т или на транспортных доках и доках, предназначенных для осмотра и окраски подводной части корпуса судна.
Предлагается к прочтению: Учет динамических факторов при определении дополнительных продольных усилий на волнении
Для большей возможности использовать краны в оконечностях доков, башни которых имеют скосы, предусмотрены «крановые палубы», т. е. специальные платформы по концам башен, опирающиеся на ферменные конструкции и служащие продолжением топ-палубы за пределами башен; на этих платформах проложены рельсовые пути.
Выбор доковых кранов вызывает некоторые затруднения. Грузоподъемность кранов ограничена с одной стороны весом грузов, с которыми приходится иметь дело при ремонте судов в плавучих доках, с другой — сравнительно небольшой шириной колеи, зависящей от ширины топ-палубы. В табл. 3 систематизированы грузы, встречающиеся на плавучих доках при обслуживании различных торговых судов.
Таблица 3. Ориентировочные веса (т) грузов, поднимаемые доковыми кранами | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Подъемная сила дока, т | Секции корпуса | Листы обшивки с набором | Отливки штевней | Гребные винты | Рули | Гребные валы | Лебедкигрузоподъемностью1,5-5 т |
700 | – | 0,9 | 0,3 | 1,5 | 0,7 | 0,7 | 1,2 |
1 400 | – | 1,0 | 0,4 | 2,4 | 1,0 | 1,5 | До 2,5 |
2 100 | 5 | 1,2 | 1,0 | 4,5 | 2,5 | 1,8 | До 4,0 |
10 000 | 8 | 1,4 | 2,5 | 10,0 | 5,0 | 4,5 | До 4,0 |
30 000 | 10 | 2,5 | 5,0 | 25,0 | 18,0 | 6,5 | До 4,0 |
Изучение кранового хозяйства построенных доков позволяет сделать вывод, что грузоподъемность кранов на плавучих доках не превосходит 15—20 т. Из табл. 4 следует, что подавляющее большинство доков имеет два крана (по одному на каждой башне), при этом краны современных доков обладают переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, величина которого колеблется в пределах 40—65% ширины дока в свету.
Таблица 4. Данные по доковым кранам | ||||
---|---|---|---|---|
Подъемная сила дока, т | Ширина дока в свету, м | Количество кранов | Грузоподъемностькранов, т | Вылет стрел кранов, м |
400 | 14,5 | 1 стрела | 3 | – |
750 | 13,7 | 2 (ручных) | 41,5 | –– |
4 000 | 19,5 | 1 | 5 | 13 |
4 000 | 22,4 | 2 | 10 | – |
4 500 | 30,5 | 2 | 5 | – |
6 000 | 22,4 | 2 | 20 | – |
6 000 | 21,4 | 1 | 5 | – |
7 500 | 23,0 | 2 | 5 | 16 |
8 000 | 24,0 | 2 | 53 | 5-1621 |
10 000 | 23,0 | 1 | 6 | – |
10 000 | 25,6 | 2 | 103 | 6-1621 |
10 800 | 25,6 | 2 | 7 | 16 |
12 000 | 25,9 | 2 | 3 | – |
12 500 | 28,0 | 2 | 5 | 16 |
15 200 | 26,5 | 2 | 5 | – |
16 000 | 26,5 | 2 | 11 | – |
18 000 | 29,3 | 2 | 25 | – |
19 000 | 32,0 | 2 | 10 | – |
20 00 | 32,0 | 2 | 10 | – |
25 000 | 30,5 | 3 | 152х5 | 2121 |
28 000 | 30,5 | 2 | 12 | – |
30 000 | 38,0 | 2 | 7,5-1012-15 | 21-1421-14 |
Поручая проектирование крана для строящегося дока, следует обратить внимание проектанта на то, что кран должен подниматься вверх по топ-палубе дока, стоящего с дифферентом до ½°, и надежно работать на полную грузоподъемность при крене дока до 1°
Шлюпка спасательная закрытая.
Судовые закрытые шлюпки изготавливаются из стеклопластика или металлических сплавов. Длина 66 местной спасательной шлюпки 8,5 метра, а наибольшая ширина 3,05 метра, высота от днища до потолка жесткого тента 2,35 метра. Запас топлива рассчитан на 24 часа непрерывной работы. При опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное положение. Чтобы в сильный шторм избежать травм, пассажиры должны пристегнуться к сиденьям специальными привязными ремнями. Прием пассажиров в шлюпку (в том числе пострадавших на носилках) производится через специальные люки и с воды. Кроме описанных, существуют закрытые судовые шлюпки меньшей вместимости, а также специальные, например, танкерные шлюпки.
Шлюпочное устройство и переходные понтоны
При переводах дока морем наличие шлюпок совершенно обязательно, так как шлюпки и плоты являются судовыми спасательными средствами. В условиях нормальной работы дока весьма желательно иметь хотя бы рабочие шлюпки, так как доки зачастую стоят на некотором расстоянии от набережной (особенно в необорудованных пунктах работы дока), и, кроме того, шлюпки используются для внешнего осмотра дока, мелкого текущего ремонта и т. д.
Обычно на доках устанавливают от 1 до 4 шлюпок; это зависит от размеров дока и численности личного состава:
- для доков длиной менее 60—70 м достаточно одной рабочей шлюпки-четверки;
- для средних доков длиной до 120—130 м — двух шлюпок (один шестивесельный и один двухвесельный ялы).
- для доков длиной более 150 м — дополнительно к двум шлюпкам — десятивесельного моторного катера.
Хотя бы одна гребная шлюпка должна быть снабжена навесным мотором. Спуск и подъем шлюпок можно осуществлять при помощи обычных шлюпбалок или грузовыми кранами. Если док постоянно размещен недалеко от берега, то для сообщения применяются понтонные мостики на круглых или прямоугольных понтонах (см. рис. 1 ).
Шлюпочное устройство и переходные понтоны
При переводах дока морем наличие шлюпок совершенно обязательно, так как шлюпки и плоты являются судовыми спасательными средствами. В условиях нормальной работы дока весьма желательно иметь хотя бы рабочие шлюпки, так как доки зачастую стоят на некотором расстоянии от набережной (особенно в необорудованных пунктах работы дока), и, кроме того, шлюпки используются для внешнего осмотра дока, мелкого текущего ремонта и т. д.
Обычно на доках устанавливают от 1 до 4 шлюпок; это зависит от размеров дока и численности личного состава:
- для доков длиной менее 60—70 м достаточно одной рабочей шлюпки-четверки;
- для средних доков длиной до 120—130 м — двух шлюпок (один шестивесельный и один двухвесельный ялы).
- для доков длиной более 150 м — дополнительно к двум шлюпкам — десятивесельного моторного катера.
Хотя бы одна гребная шлюпка должна быть снабжена навесным мотором. Спуск и подъем шлюпок можно осуществлять при помощи обычных шлюпбалок или грузовыми кранами. Если док постоянно размещен недалеко от берега, то для сообщения применяются понтонные мостики на круглых или прямоугольных понтонах (см. рис. 1 ).
§ 50. Плотник судовой 2-го разряда
Характеристика работ. Съем деталей, разборка и смена отдельных простых узлов при постройке и ремонте судов, ялов, шлюпок. Грубое отесование, строгание бревен на два, три и четыре канта, поперечное распиливание. Прорезание и заделка отверстий в деревянных переборках для трубопроводов. Выполнение простых деревянных соединений деталей. Обмазывание вручную лесоматериалов и деталей антисептирующими и огнезащитными составами. Сортирование годного материала. Очистка от насадки спусковых полозьев и опалубки от бетона и раствора. Расчистка от конопатки пазов бортов, днищ, палуб и подготовка под конопатку. Заливка варом и смолой пазов на судах и лодках, зачистка, осмоление поверхностей. Расчесывание прядей вручную. Разборка деревянных и металлических (из готовых элементов) лесов до 3-х ярусов. Выполнение работ при изготовлении, сборке, установке узлов и деталей судов, шлюпок, деревянных лесов, простых опалубных работ и работы на ленточных, круглопильных, строгальных станках под руководством плотника судового более высокой квалификации.
Должен знать: основные свойства древесины, применяемой в судостроении; способы грубой обработки материалов; наименование и назначение деревянных частей металлических и деревянных судов, ялов и шлюпок; виды деревянных соединений и их применение; способы разборки простых деревянных конструкций с сохранением материалов и сортировка годного материала; правила работ при выполнении простых сопряжений вдоль и поперек волокон по разметке или простым шаблонам; способы очистки опалубки от бетона и раствора; правила выполнения производимых простых работ по опалубке и распалубке; клеящие составы, их назначение и способы применения в судостроении и судоремонте; правила и способы очистки от насадки спусковых полозьев; назначение и условия применения наиболее распространенных специальных приспособлений; правила пользования ручным электрофицированным и пневматическим инструментами; сорта пакли; ручные способы и приемы конопаточных работ; назначение и условия применения инструмента и приспособлений, используемых при конопаточных работах; назначение ленточных, круглопильных и строгальных станков; правила чтения простых чертежей.
Примеры работ
1. Бревна, доски, брусья – предварительное обтесывание и строгание вручную.
2. Горловины лазов – обшивка.
3. Доски пожарные, аварийные – изготовление.
4. Каркасы деревянные временные для тентов – изготовление, установка.
5. Кильблоки, клетки прямые и лекальные – разборка с сохранением материалов.
6. Настилы деревянные металлических стеллажей и трубчатых лесов, полы щитовые, трапы переходные – разборка.
7. Пластыри жесткие и полужесткие – изготовление деревянного каркаса.
8. Переборки, выгородки деревянные судовые – разборка с сохранением материала и сортировкой его.
9. Плинтуса из хвойных пород древесины – установка на гвоздях.
10. Подставки под корпусом судна – выбивка.
11. Помещения жилые и служебные – разборка обшивки (по бортам и подволокам) и снятие павиноля на выброс.
12. Рейки на кильблоки и клетки для наметки основной линии – крепление.
13. Решетки подножные из мягких пород древесины – изготовление, установка.
14. Рыбины в трюмах, ватервейсы – разборка.
15. Сечения бортовые и килевые на поперечных балках – выбивка.
3-е поколение с 1999 г.
→ Основная статья : ДГзРС класса 9,5 / 10,1 метра
С 1999 года в флот поступило современное поколение SRB, также с проверенным спасательным портом и обычной алюминиевой конструкцией. При ширине 3,61 метра они изначально имели длину 9,41 метра и осадку 96 см. В качестве нововведения была введена дельта-форма корпуса, которая улучшает ходовые качества и маневренность. Лодки управляются исключительно с закрытой со всех сторон поста управления, на котором может сесть шкипер. За счет экономии нижней платформы оператора можно было получить больше места для размещения людей. У вас с собой обширное медицинское оборудование.
Судовой дизельный двигатель с мощностью 320 л.с. помогает лодкам , чтобы достичь скорости 18 узлов. Начиная с 2003 года, эти лодки будут строиться с двумя дополнительными шпангоутами, увеличивая общую длину до 10,1 метра. С 2015 года устанавливается более мощный двигатель мощностью 380 л.с. Увеличенная длина с удлиненной мачтой облегчает работу с вертолетами и транспортировку пациентов.
Рабочая шлюпка
Рабочие шлюпки или лодки местных способов постройки, одобренные Регистром СССР и допущенные к установке на судах местного морского плавания, не перевозящих пассажиров, и на всех судах, плавающих по внутренним водным путям.
Рабочие шлюпки должны находиться в исправном состоянии и при полном вооружении; в них не должно быть воды выше уровня сланн. Шлюпки должны быть снабжены ковшами для отливания воды.
Рабочие шлюпки должны находиться в исправном состоянии. В них не должно быть воды выше уровня елани. Шлюпки должны быть снабжены ковшами для отливания воды.
При выполнении доковых операций рабочие шлюпки должны находиться в исправном состоянии и в готовности к действию.
Обшивка двухслойной конструкции с надувными шпангоутами. |
Другой принцип положен в основу двухслойной конструкции отечественных пластмассовых спасательных и рабочих шлюпок ( рис. 16.9) – здесь внутренний набор образуют надувные шпангоуты. Основные детали корпуса – наружная и внутренняя обшивка – выполняют контактным методом. После полимеризации и обрезки припуска внутренняя обшивка устанавливается вверх килем на сборочную оснастку. На заранее размеченные и зачищенные места внутренней обшивки укладываются рукава из стеклоткани, пропитанной связующим. Внутри каждого рукава располагают полиэтиленовый рукав, конец которого присоединяют к магистралям сжатого воздуха. Над внутренней обшивкой на определенном, заданном чертежом, расстоянии устанавливается и раскрепляется оснасткой наружная обшивка. Сжатый воздух из магистрали подается в полиэтиленовые рукава, которые, раздуваясь, расправляют рукава из стеклоткани и прижимают их к обшивкам. Система находится иод давлением до полимеризации связующего в рукавах. Этот метод обеспечивает надежное соединение наружной и внутренней обшивок и их совместную работу в процессе эксплуатации шлюпки.
Для сообщения с берегом при плотах должны быть рабочие шлюпки. Шлюпки и плоты должны иметь концы для расчалки багры или шесты, а также спасательные пояса, круги или шары.
На верхней палубе ( 9300 мм выше килевой линии) в ахтерпике 20 размещены рулевая машина и кладовая. В этой части также расположены: на главной палубе – вентиляционное отделение, мастерские, помещение аварийного генератора, котельное отделение, установка для сжигания отходов, одна рабочая шлюпка и кладовые, палуба юта со швартовым оборудованием и двумя спасательными шлюпками; в надстройке – вентиляционная, помещение для ацетилена, углекислоты, кислорода, фонарная кладовая.
Обшивка двухслойной конструкции с надувными шпангоутами. |
Вариант я сравнительно прост, но выступающие фланцы увеличивают габарит, могут быть повреждены при швартовке. Скругленный наружный фланец по варианту б, использованный на спасательных шлюпках, меньше повреждается при швартовке, вертикальный внутренний фланец не загромождает объем. Вариант в использован на рабочих шлюпках, которым чаще других приходится швартоваться. Поэтому конструкция защищена привальным брусом, в качестве которого используется канат, хорошо амортизирующий удары.
Мотолодка Неман-2. |
Применены 2-скуловые граненые обводы. При собственной массе 100 кг лодка имеет грузоподъемность более 300 кг. Фирма выпускает также однотипную с Мини-Бастер 5-местную лодку Бастер массой 145 кг с мотором мощностью 11 – 14 7 кВт ( 15 – 20 л. с.) в вариантах прогу-лочно-рыболовном, патрульном и рабочей шлюпки. Ворк-Бастер имеет усиленный корпус ( масса 200 кг) и релинг по периметру палубы.
Спуск спасательных средств на воду является наиболее сложным и ответственным этапом спасательной операции Длительное время вываливание за борт и спуск шлюпок на воду осуществлялись радиальными шлюпбалками. Из исходного положения А-В ( рис. 6.31) шлюпку сначала перемещали в положение Л – Въ е тем чтобы штевень беспрепятственно прошел основание шлюпбалки. Радиальные шлюпбалки пока еще находят применение для обслуживания небольших рабочих шлюпок.
Легкая лодка
Две легкие лодки: Cap Sud и Caravelle .
Легкая шлюпка – это парусник легкой конструкции, обычно с палубой спереди, а его защита от сноса обеспечивается невзвешенным швертом из дерева, металла или ламината, съемным или поворотным. В центре корпуса находится колодец шверта, в котором размещается шверт: опускается при скорости ветра или паруса, он поднимается по ветру.
Отсутствие балласта и фиксированного киля делает легкую лодку живой, масштабируемой и увлекательной в управлении. Экипаж поддерживает равновесие лодки, двигаясь боком: в положении для спуска на спуске, удерживая ступни на ремнях для спуска , или полностью вне лодки, сидя на выдвинутой наружу доске для спуска на спуске (нечасто) или привязанной к тросу для трапеции. ).
Легкая шлюпка может опрокинуться (или «обессолиться»), если с ней неправильно обращаться. Это всего лишь небольшой инцидент, поскольку современные лодки спроектированы таким образом, чтобы их команда исправляла их и снова отправлялась в путь за считанные минуты. Рекомендуется носить одежду, адаптированную к температуре воды и воздуха, силе ветра и интенсивности солнца, поскольку у экипажа нет других средств защиты на борту. Постоянное ношение спасательного жилета помогает сделать это занятие безопасным, особенно если им занимаются в клубной обстановке.
Разные легкие лодки
Шлюпки отметили историю плавания на лодках, либо благодаря популярному успеху их серии, либо благодаря доступу к статусу международной или олимпийской серии . Лодки чаще всего ходят в одиночку или в двух руках.
Самыми известными одноручными лодками являются Optimist , X4 , Laser , Moth Europe , Yole OK и Finn . Международной серии Моль представляет собой серию легких, ограниченных шлюпок (размеры которых должны следовать правилам серии) , которые могут быть оборудованы фольгой и способными скользить полностью , как на подводных крыльях .
Самыми известными двуручными лодками в наших регионах являются Vaurien , Mousse , Zef , 420 , 445 , 470 , Duckling , Fireball , 505 , Летучий голландец , Олимпийская серия с 1960 по 1992 год и Caravelle , учебный парусник , который может нести 4 до 6 членов команды.
(объявленные пять-о-пять ) состоит из два экипажа конкуренции лодки (также известный как двойная руки шлюпка); он был создан в году Джоном Вестеллом по просьбе Алена Сеттье, тогдашнего президента класса «Утенок». Именно на этой лодке впервые были собраны все типичные характеристики шлюпки: глиссирующий корпус , конфигурация корпуса (тюльпаней) и кессоны с возможностью отзыва, трапеция , спинакер , аварийные люки, вода, запасы плавучести.
В 2010 году мы наблюдаем развитие инновационных лодок: Buzz , Topaz, Laser, Laser Radial, Open Bic , Laser 2000, Cruz (преемник Caravelle ) и Iso (скоростная лодка). . Использование технологий вакуумной обработки композитов позволяет снизить массу корпуса; Современные материалы для парусов позволяют предлагать новаторские планы парусов с переменной и саморегулирующейся поверхностью.
Стеклопластиковая лодка «Касатка 360»
Данная модель отличается увеличенными размерами корпуса. Основные характеристики лодки:
- длина корпуса – 3,6 м;
- ширина – не более 1,4 м;
- высота бортов – 0,6 м;
- масса лодки – 85 кг;
- грузоподъемность – 400 кг;
- осадка корпуса – 0,1 м.
Лодка «Касатка 360»
Рекомендуется оснащать лодку 10-сильным мотором, но допускается устанавливать более мощный 20-сильный двигатель, с которым стеклопластиковая лодка глиссирует при минимальной глубине 15 см.
Условия эксплуатации
Плавательное средство предназначено для эксплуатации в лиманах, а также различных открытых и закрытых водоемах с небольшим расстоянием от поверхности воды до дна. Допускается эксплуатация в прибрежной черте морей при условии незначительного волнения. Конструкция позволять управлять с помощью весел или подвесного двигателя мощностью 6-20 л. с.
Характеристики кокпита
В кокпите пассажиры чувствуют себя достаточно просторно на двух сиденьях, которые можно легко установить в нужном месте. С противоположных сторон бортов имеются продольные емкости для снаряжения. По сравнению с 330-й моделью, в этой лодке трем пассажирам будет легче разместиться во время рыбной ловли или водной прогулки.