Часто задаваемые вопросы
- Запчасти у 634 и 638 подходят друг к другу? По большей части да. Но в продаже чаще встречаются детали на более свежую модель, то есть 638.
- Сколько лошадей в Яве 350? Ровно 26 резвых скакунов. Правда, никто уже не помнит, как именно чехословацкий завод замерял мощность, на коленвале или на заднем колесе.
- У меня в гараже стоит юбилейка старая, от деда досталась, не заводилась лет двадцать точно, но выглядит прилично. Есть ли смысл вкладываться в реставрацию с целью продажи? Да, если байк в целом пребывает в нормальном состоянии. Коллекционные экземпляры могут стоить довольно дорого.
- Какой ресурс у этого мотора? Точных данных нет, но есть отзывы владельцев, утверждающих, что двигатель ходит по 30.000 км и более без ремонтов.
- Сколько весит мотоцикл Ява 350? Снаряженная масса со всеми жидкостями и прочим – около 185 кг, сухая масса – порядка 156 кг.
Мотоцикл в СССР
СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский Союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей.
Постоянная проблема с приобретением запчастей, в некоторой степени решалась с помощью заказов через «Посылторг».
Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х — «Ява 350—638». Первая Ява 638 появилась в 1984 году и носила индекс 5. Она была схожа с моделью 634-7. Отличиями были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в чёрный. У 634-й модели крылья окрашивались в светло-серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic).
В 1986 появилась Ява 350-638-00, за характерную форму задней части её ещё называли «Пенал». Ещё её называли «Банан» или «Белка» из-за заднего спойлера. В 1989 появилась Ява 350—638 с индексом 1-03, которая получила народное название «Люкс», «Супер» и «Обрубок». Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели 634) и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также место металлических шильдиков, расположенных на бензобаке и боковых крышках заняли наклейки. В том же году появилась модель 638-1-04 (Twin Sport), с другими наклейками и амортизаторами Cezet.
История предприятия [ править | править код ]
Предприятие по производству стрелкового оружия в городе Страконице было построено в 1919 году и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka (Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 году путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích (Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура CZ (ЧеЗет).
В середине 1920-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. В 1929 году был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объёмом 76 см³, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus .
Хороший спрос на мотовелосипеды побудил руководство компании к дальнейшему развитию этого непрофильного направления. В 1934 году предприятием в г. Страконице на рынок был выпущен первый мотоцикл CZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³. В 1936 году было освоено производство более мощных мотоциклов объёмом двигателя 250 см³, а в 1938 году объёмом двигателя 350 см³ .
В 1946 году завод был национализирован. Производство оружия на нём было прекращено.
После Второй мировой войны завод освоил производство новых моделей мотоциклов с трубчатой рамой и телескопической вилкой. Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала Ява. В связи с этим, мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена.
Помимо мотоциклов Чешска зброёвка Страконице с 1957 по 1964 годы выпускала мотороллеры Čezeta (Чезета) с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 175 см³. Мотороллеры оказались настолько удачными, что их производство по лицензии было организовано в других странах мира, в том числе в Новой Зеландии под маркой N-Zeta.
Мотоциклы CZ и мотороллеры Čezeta экспортировались в СССР, где пользовались достаточно высоким спросом .
Мировую известность мотоциклам CZ принесли успехи в спорте, в особенности в мотокроссе. В 1962 году предприятие выпустило кроссовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 250 см³. На этом мотоцикле бельгийский гонщик Жоэль Робер завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 годах. В 1964 году на нём же завоевал третье место в чемпионате мира Виктор Арбеков. А в 1965 году он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу . В классе 500 см³ на мотоцикле CZ чемпионом мира по мотокроссу в 1967 и 1968 годах становился гонщик из ГДР Пауль Фридрихс . С 1947 по 1982 год команда Чехословакии на мотоциклах CZ неоднократно побеждала и в шестидневных соревнованиях Эндуро.
В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество. Распад СЭВ и Чехословакии вызвал серьезные трудности со сбытом мотоциклов CZ. В начале 1990-х предприятие выкупила итальянская компания Cagiva. Она наладила на предприятии производство собственных моделей мотоциклов Roadster 125 и W8. Однако, в 1998 году Каджива оказалась в финансовом кризисе и была вынуждена прекратить производство мотоциклов в Чехии .
В этом обзоре речь пойдет о мотоцикле, который был очень популярным во времена Советского союза, а также за его пределами. Мотоцикл CZ 350 (Чезет 350) является культовым байком, который характеризуется как надежный транспорт. Мир признал чехословацкого производителя как надежного поставщика мотоциклов, после известных побед в таких дисциплинах как «Эндуро» и «Мотокросс». Но, Чезет 350 по праву считался туристическим мотоциклом. Именно этот агрегат давал возможность туристам того времени открывать новые горизонты.
Выпуск CZ 350 типа 472.5 был начат в 1981 году. Модель сразу же стала актуальной среди советской молодежи и не только. Данная модель имела заметные отличия от своих предшественников, о которых будет сказано далее в статье. Отличительными достоинствами мотоцикла является динамичный производительный элемент, чувствительная система управления. Чтобы оценить дизайн байка, необходимо просмотреть фото мотоцикла Чезет. Рассмотрим основные технические аспекты мотоцикла.
Современное производство
На этом все модели Ява не окончились. После возобновления производства и выпуска новых линеек бренд JAWA снова стал популярным.
JAWA 300 CL
У JAWA первый новый мотоцикл, который получил любовь публики, — это JAWA 300 CL. Выпущен он в 2018 году. Это своеобразный косплей сразу на две модели: 250-353 и 350-354, которые выпускали с 50-х годов до 70-х. Особенности модели:
- разгоняется до 125 км/ч, хотя стандартной считается — 80 км/ч;
- переднее колесо — 2,15×18″, а заднее — 2,50×17«;
- весит 182 кг;
- двигатель четырёхтактный с объемом 294,72 куб. см.
Дизайн мотоцикла выполнен в стиле ретро. При этом все его внутренние детали — абсолютно новые. Модель соответствует стандарту Euro 4, который контролирует выбросы в атмосферу.
JAWA 350 CL Pérák
Еще один косплей на легендарный мотоцикл — JAWA 350 CL Pérák. В ней есть опущенная задняя часть, что характерно для старых моделей, плавные линии и каплевидный бензобак.
Современный «Перак» хоть и копирует старую модель, а технически намного сильнее. Весит модель 185 кг, разогнаться может до 125 км/ч. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный, объем составляет 350 куб. см. Колеса тут спицевые: переднее 2,5Бх18″, заднее — 4,25Бх17″.
RVM 500 by JAWA Adventure
Если вы ищете мотоцикл, который будет одинаково производиться на эндуро в Европе и Аргентине, то это точно RVM 500 by JAWA Adventure. Модель создавали специально под такие условия, работая над ней вместе с компанией из Аргентины RVM.
Объем двигателя тут составляет 471 куб. см, максимальная скорость доходит до 150 км/ч, а вес — 206 кг. Переднее колесо размером 2,50×19″, а заднее — 4,25×17″. Производители позаботились о том, чтобы у вас был комфортный транспорт для далеких путешествий.
RVM 500 by JAWA Scrambler
Похожая характеристика мотоцикла Ява присутствует и у модели Scrambler, которая тоже выпущена в сотрудничестве с аргентинским производителем RVM. Технические особенности:
- весит 194 кг;
- максимальная скорость — 170 км/ч;
- заднее колесо — 4,50×17″;
- переднее колесо — 2,50×18″;
- объем четырехтактного двигателя — 471.
В дизайне значительно выделяется выхлопная система. В ней главными становятся консольное крепление заднего колеса и глушитель. Представлены мотоциклы в двух основных цветах: красном и зеленом.
JAWA 350 2T
У мотоцикла JAWA 350 2T есть три разных модификации:
- AWA 350 Style — отличается прямоугольной фарой.
- JAWA 350 Style Military — фара круглая, обтекателя нет.
- JAWA 350/634 Retro — повтор модели 634, которая была в прошлом веке.
Отличается у этих моделей преимущественно дизайн. Внутренние характеристики остаются. У двигателя объем составляет 343,5 куб. см, вес — 154 кг, а максимальная скорость — 120 км/ч.
JAWA 350 OHC
И последняя модель в современной линейке на данный момент — JAWA 350 OHC. Дизайн повторяет модель 350-634. При этом рабочий объем двигателя составляет 397,2 куб. см, весит мотоцикл 160 кг. Разгоняться он может до 130 км/ч. Размер переднего колеса — 1,85×19″, а заднего — 3,00×18″. У модели JAWA 350 OHC Sport, которая отличается задней вилкой и тормозом, характеристики такие же.
Мотоцикл JAWA в СССР получил популярность в большей степени из-за дефицита — конкурентов ему почти не было физически. Однако это никак не приуменьшает того факта, что бренд создавал действительно качественный транспорт. Мотоциклы даже спустя несколько десятков лет не теряют свои характеристики.
«Ява-634» – популярный мотоцикл семидесятых
В 1973 г. инженерами народного предприятия JAWA была разработана новая модель мотоцикла, относящегося к большому семейству «Ява-350». Она была оснащена двухтактным двигателем с рабочим объемом 350 см3, хорошо зарекомендовавшим себя на предыдущих моделях. Эта модель получила название «Ява-634» и выпускалась с небольшими усовершенствованиями в течение девяти лет (до 1982 года).
На советском рынке «Ява-634» присутствовала с обозначением 634/01. Для внутреннего рынка выпускалась модель 634/4/03. Принципиальных различий они не имели, за исключением двигателя. «Ява», выпускавшаяся для чехословацкого рынка, оснащалась менее мощными силовыми агрегатами (19 л.с. против 22 л.с.), чтобы не превышать установленные европейские нормы по уровню шума (84 дБ).
Описание мотоцикла «Ява-350» (тип 634)
Предназначение
Мотоцикл «Ява-634» представляет собой рассчитанное на перевозку одного или двух человек, а также грузов общей массой до 180 кг одноколейное транспортное средство. Он предназначен для передвижения не только по дорогам с твердым покрытием, но и по проселочным, что сделало его необычайно популярным в нашей стране. К мотоциклу возможно присоединение бокового или заднего прицепа с помощью дополнительных деталей.
Двигатель
Силовой агрегат представляет собой двухтактный двигатель с воздушной системой охлаждения объемом 350 см3, способный разгонять мотоцикл до 128 км/ч. Два цилиндра расположены поперек продольной оси с наклоном вперед на 25оC. Объем топливного бака – 16 л, расход топлива — 4 литра на 100 км. Отличающийся высокой надежностью и прочностью, он обладает превосходной приемистостью и невысоким уровнем шума. Для безупречной работы в бак необходимо заливать смесь бензина с маслом в пропорции 1:30.
Трансмиссия
Сцепление мотоцикла, работающее в масляной ванне, является многодисковым, со стальными дисками и огнеупорной накладкой. Для его управления на левой стороне руля расположен рычаг сцепления. Кроме того, предусмотрено полуавтоматическое выключение при изменении передаточного числа.
Коробка передач сделана четырехступенчатой со скользящими шестернями. Для переключения передач имеется ножная рукоятка, совмещенная с рукояткой запуска двигателя.
Ходовая часть
«Ява-634» получила новую конструкцию рамы, которая выполнена с поворотной стрелой, имеющей необходимую прочность и жесткость при эксплуатации мотоцикла как с коляской, так и без нее.
Тормоза у мотоцикла независимые барабанного типа, с механическим приводом. Торможение передними колесами осуществляется с помощью рукоятки, расположенной на руле с правой стороны, задними – ножной педалью (тоже справа).
Переднее колесо, а также стальные спиральные пружины с гидравлическими амортизаторами закреплены в телескопической вилке, что обеспечивает их хорошую работу при движении по неровной дороге.
Задняя маятниковая вилка, в которой закреплено колесо, обеспечивает хорошую устойчивость при движении по мокрой и скользкой дороге благодаря достаточно широкой опоре.
Электрооборудование
На мотоцикле «Ява-634» применяется батарейная система зажигания с напряжением 6 В. Генератор шестиполюсный с номинальной мощностью 75 Вт, на корпусе которого установлены щетки, прерыватели и конденсаторы, крепится к картеру двигателя. Аккумуляторная батарея расположена под двухместным седлом подушечной формы.
На панели приборов расположены четыре контрольных лампы: красная – для контроля системы зажигания (гаснет, когда генератор начинает работать), синяя – включение дальнего света, зеленая – указатель поворота, желтая – нейтральное положение рычага переключения передач.
Мотоцикл «Ява-634», характеристики и внешний вид которого можно не без основания считать предметом гордости чехословацких конструкторов, выпускался в нескольких модификациях. Самой последней из них стала 634/7, которая при незначительных изменениях дизайна сохранила все основные детали, присущие поколению «Ява-350/634».
Выпуск улучшенных
Этим временем разработка не простаивала зря, а выпускали все более новые и улучшенные модели мотоциклов. Следующим достижением стала Ява-350, которая была оснащена двухцилиндровым двухтактным мотором. Данная модель, как и предыдущая Ява-250 брались за основу и постоянно улучшались, не затрагивая основы их системы. Эти модели, и разные их конфигурации стойко служили мотоциклистам. Уже к 1960 году каждый третий советский житель обладал чехословацкой Явой, а это около сорока тысяч человек. Но настоящий ажиотаж покупки Яв начался спустя несколько лет. В 1976 году , которая занималась поставкой мотоциклов из Чехословакии в Советский Союз, совершила уникальное число поставок байков, равное миллиону Яв. По статистике в год покупалось больше ста тысяч экземпляров. Огромное количество людей жило мечтой купить это чехословацкое чудо, кое в то время стоило нереальные деньги – 650 рублей. В комплект можно было докупить еще коляску Велорекс за 150 рублей, и как результат получить возможность кататься на мотоцикле всей семьей. Техника отечественного производителя, например Ковровец, абсолютно не пользовалась популярность, несмотря на то, что цена на нее была в 3 раза дешевле. Настоящие мотоциклисты экономили абсолютно на всем пытаясь накопить на заветную Яву. В то время Ява была сродни современному Харлею. Конкретно на такой модели мотоцикла ездил мультяшный волк, из мультфильма «Ну, погоди!». Можно было обклеить бензобак разнообразными картинками пышных блондинок и фото мотоцикла Ява. Их привозили отслужившие в ГДР ефрейторы. Они были своеобразным мостиком между заграничными странами мистического социализма и настоящей российской глубинкой. Существовало только одно негласное правило – не клеить на байк картинки машин, даже импортных иномарок.
Новая Ява – 350
В 1974 году произошла небольшая революция, и в свет вышла jawa мотоцикл улучшенной модели. Отличие новой Явы-350 разновидности 634-01 было то, что она могла проехать по дорогам любого качества, а не только по более-менее ровным. Ей не страшны были ни ямы, ни бездорожья. Это обеспечивала обновленная ходовая часть, основой которой были взяты спорт-модели, которые предназначались для шестидневных мотогонок
Пристальное внимание было обращено на стойкость байка на поворотах и при езде по скользящим дорогам и льду. Не удивительно, что новая модель обрела еще больший резонанс, нежели ее предшественницы. Jawa 350 1974г
Jawa 350 1974г.
Техническая характеристика
Основными техническими автохарактеристиками обновленной Явы того времени:
Вес байка составлял всего 155 кг, он был значительно легче советских
Эта характеристика была немаловажной, ведь множество счастливых собственников Яв жили не на первом этаже, и вес при транспортировке к нужному месту был немаловажен. Грузоподъёмность Явы составляет 180 кг, хотя эта цифра весьма условна, так как чего только не перевозилось на багажнике данного мотоцикла
Двухфазный, двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения является еще одним бесспорным преимуществом этого мотоцикла. Номинальная скорость, которую можно получить из этого мотоцикла составляла 130 км/час. Мощность данного агрегата 22 лошадиные силы. Без груза подъем который может преодолеть – 72 %. С объемом бака в 16,2 литра, трата топлива составляет лишь 4 литра на 100 километров.
Такие характеристики разрешают мотоциклу проехать по шоссе со скоростью 80 км/час без дозаправки примерно 400 км. Заправлять Яву следует топливом марки А-76 или А-80. Генератор в 6 вольт и 75 вт, вместимость аккумуляторной батареи оставляет 14 ампер-часов.
Преимущества и недостатки
У мотоцикла были отличные ходовые характеристики, и не считая твердой сидушки был идеальный для поездок вдвоем. Быстрый и комфортный, устойчивый и большой. На торпеде только все нужное – точный спидометр, указатель поворота, тахометр, индикатор генератора, дальний свет и нейтралка. Если искать дефекты Явы, то можно выделить только небольшую мощность мотора, не очень высокую номинальную скорость. После разделения Чехословакии отделение в Быстрице запускает выпуск новой модели – Ява 250593Master. В него разработчики поставили двухтактный мотор с жидкостным охлаждением. С 1995 года завод запускает выпуск новых мотоциклов Ява (Mosquito), в которых установленный двигатель невысокой мощности (50-кубовый), который производился в Словакии компанией Tomos. Компания выпускала технику по заказу иностранных фирм, например, из Аргентины.Еще выпускался мотоцикл двойного значения 350/640, который был віполнен в духе эндуро.
Ремонт и тюнинг Технические характеристики
Ява 350 (638/634): Технические характеристики, фотоПри работе генератора гаснет красная лампочка, при включении поворота мигает зеленая лампочка, при установке мотоцикла на нейтральную скорость работает желтый индикатор, а во время работы дальнего света начинает работать синий индикатор. Способность двигателя обеспечивать достаточное тяговое усилие при низких и средних оборотах позволяет реже переключать передачи в случае ухудшения условий движения. |
- Ява 350 634. Первая модификация, сменившая на конвейере своего 250-кубового предшественника. Выпускалась с 1973 года.
- Ява 350 638. Наиболее известная версия, производилась с 1984 года. Из-за ровного сиденья получила прозвище «скамейка». Фактически это слегка модернизированная и доработанная Ява 634 6, производившаяся годом ранее и представлявшая собой переходную модель.
- Классик Спорт. Возрождённый байк, продемонстрированный публике на выставке в 2015 году. Внешность сильно изменена в угоду стилю «cafe racer», популярному в Великобритании в 60-х годах XX века.
Технико-эксплуатационные характеристики • Всякие там Восходы и Ижи поспорить с чехословацким мотоциклом на дороге не могли.
Особенности модели 350/638
Последнее «советское» поколение мотоциклов Jawa 350 появилось в СССР с 1984 года. Байк был основательно переработан не только внешне – он получил новый двигатель с алюминиевыми цилиндрами. Знаменательное изменение для советских мотоциклистов – появление бортовой электросети на 12 В. Этого давно ждали, 6-вольтовые байки уже устарели к тому времени.
Jawa 350/638 казалась чем-то сверхсовременным, иностранным и недоступным. До конца 1980-х на этот байк сохранялся спрос, но после развала Советского Союза все партнерские отношения чешского завода с бывшими странами СССР закончились.
Модель 350/638. Фото: Youtube.com
Сейчас стоимость мотоцикла Jawa 350/638 начинается от 30 000 рублей. За варианты в идеальном состоянии просят от 100 000.
Для многих мотоциклы были дешевым аналогом автомобиля. Когда появилась возможность пригнать из Европы за недорого старую иномарку, двухколёсная техника потеряла актуальность. Нет, байкеры по духу остались, но они предпочли недорогие японские модели б/у. Сравнение уровн мотоциклов из Страны Восходящего Солнца 1980-х годов с Явами ожидаемо было не в пользу последних.
Среди мотоциклов-одиночек, продающихся в Советском Союзе, с рабочим объемом 350 см3, самым дорогим был Иж Планета Спорт. Но втором месте стояла Ява – 950 рублей по состоянию на 1976 год. Модификация с коляской стоила дороже – 1360 рублей.
Основные отличия от предыдущих моделей
- Вместительный топливный бак.
- Модернизированная телескопическая вилка спереди (с черными чехлами).
- Установленные защитные дуги.
- Усовершенствованное сиденье.
- Большого размера передняя фара.
Модели типа 472.3 и 472.4 были укомплектованы малообъемными бензобаками, что вызвало массу возмущений у покупателей. Эти баки были пригодными для спортивных мотоциклов, но никак для туристических. С точки зрения эргономики, форма бака также была неподходящей. Задняя часть бака была широкой и доставляла владельцем техники неудобства в эксплуатации. Модернизированный бензобак рассчитан на 18 литров бензина. Его форма изменена, таким образом поездки стали более комфортными. В независимости от комплектации водителя, посадка на мотоцикле не вызывает дискомфорта.
Не стоит забывать про телескопическую вилку спереди, в которой не обошлось без изменений. Нижние трубы выполнены из легкого сплава, что в свою очередь только положительно сказалось на рабате вилки. В независимости от условий эксплуатации мотоцикла, вилка отлично отрабатывает как на небольших неровностях, так и глубоких ямах, буграх и ухабах. Кроме этого, поездки стали более безопасными. Дело в том, что довести вилку до нижнего, тупикового положения очень трудно. Ну и напомним про новые резиновые чехлы на вилке, позволяющие не боятся попадания пыли в середину вилки. За счет чего вилка будет служить долгие годы.
Ява сегодня
В начале 90 годов XX века для чешского производителя мототехники, как и для многих предприятий на постсоветском пространстве, наступили тяжёлые времена. И всё же фирма осталась на плаву. Не в последнюю очередь – благодаря большому количеству поклонников Ява 350.
Компания продолжает не только производить мотоциклы, но и поставлять их в Россию. Часть представленных в каталоге моделей являются прямыми наследниками былой славы бренда:
- Jawa 350 Premier – дорожный байк, который, в качестве опции может оснащаться электрическим стартером. Внешность машины изменили в соответствии с современными представлениями о дизайне, но опытный глаз наверняка распознает под новомодным макияжем знакомый российскому потребителю Ява 350 640. Такой вот Премьер!
- Ява 350 люкс, как и Jawa 350 Premier, это тоже реинкарнация выпускавшейся в 1991 году модели. Модификация получила в качестве оснащения оригинальной формы топливный бак, цифровую панель приборов и закреплённый на багажнике пластиковый кофр.
- Jawa 350 Replica. Тут и говорить ничего не надо. Модификация не только создана на агрегатах классических мотоциклов Ява 350, но и стилизована под модели времён расцвета фирмы.
Популярность производимых компанией реплик довольно велика. Главное для этих моделей не скорость, а надёжность, комфорт и узнаваемость. Завидев подобную технику в потоке транспорта, многие иногда полагают, что это тюнинг.
Спортивные победы
С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.
Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.
Jawa 350 cm³ V4 1969 г.