Особенности ремонта при различного рода повреждениях
Бывают ситуации, когда повреждения значительные и соединить точно края разрыва (пореза) материала перед склеиванием достаточно трудно. Поэтому рекомендуется:
- поврежденное место промывается и высушивается;
- раскладывается на ровной поверхности и обезжиривается;
- перед началом склеивания поврежденных краев их лучше сшить между собой, а только затем проступать к основному этапу склеивания.
При таком устранении обширных прорезов и разрывов желательно установить сразу две заплатки. Это более сложный ремонт, но справиться одному под силу. Одна из заплаток приклеивается внутри, а другая снаружи повреждения. Чтобы облегчить приклеивание заплатки внутри лодки, можно использовать специальный крючок.
Открутив полностью клапан, через отверстие, используя крючок, приклеить первую заплатку. Она всегда приклеивается внутри лодки, а затем только приклеивается наружная заплатка. После окончания ремонта надо убедиться в том, что внутри стенки баллона между собой не склеились из-за попадания на них клея. Если все-таки такая неприятность произошла, то аккуратно сразу же надо потянуть баллон за противоположные стороны.
Для устранения прогрызания лодки поверх наружной заплатки лучше еще дополнительно приклеить большую по величине заплатку. Получается, что с наружной стороны на месте повреждения будет приклеено две заплатки. Но приклеивать вторую торопиться не надо. Только после того, когда хорошо высохнет клей на предыдущих заплатках, можно приклеивать третью.
Особенности ремонта днища. Повреждения на днище достаточно специфичны. Основными их виновниками становятся находящиеся в водоемах коряги, большие ветки деревьев, прутья от арматуры. Такие порезы рваные и имеют сложную конфигурацию. При выполнении их ремонта следует также ставить внутреннюю и внешнюю заплатки. А для точного соединения поврежденных краев можно использовать для сшивания нитки. Сам порядок проведения работ такой же, как при ремонте обычных проколов.
Особенности ремонта по шву. Высушив и обезжирив шов лодки и место вокруг него с двух сторон, вырезается заплатка с размером немного больше длины поврежденного шва. Тонким слоем наносится клей на латку. Затем она приклеивается и сразу прокатывается валиком. Излишки выступившего клея можно убрать салфеткой, смоченной растворителем. После подсыхания клея на первой заплатке, вырезается еще одна. Ее размеры больше первой с учетом того, чтобы можно было сделать загиб на обратную сторону. После ее приклеивания также надо прокатать поврежденное место.
Когда ремонт шва закончен, чтобы проверить качество работы, лодку надо надуть. Применяя мыльный раствор, обработать им место ремонта и проверить выход воздуха. Если все хорошо и мыльный раствор не травит, то через 24 часа лодку можно использовать на рыбалке.
Как рвётся ПВХ лодка перегретая на солнце
Первое. Когда давление ее давит, у нее начинается увеличение баллонов. Баллоны увеличиваются до 3 см, из-за того, что ее раздавливает. Коэффициент растяжения ткани – в этой плоскости, вертикальной. В конфликт вступают все детали, у которых коэффициент растяжения в горизонтальной плоскости. Это рейлинги, длинная часть уключин, ручки, привальный брус, линия прикатки днища, регулятор – бин, который расположен между баллоном и днищем. На них появляется точечное отклеивание.
Но это самая маленькая проблема. Гораздо большая проблема, когда рвутся швы. Если лодка клееная, у нее швы начинают расходиться. Поему-то в 90% случаев страдает носовой баллон, носовой гермоотсек. В клееных лодках это зачастую. Сначала – продольные швы. Продольные швы находятся внизу в наших лодках.
Первыми страдают продольные швы, потом летят кольцевые швы, далее заглушки конуса начинают травить. И самая большая ерунда, которую не все ремонтники знают – когда диаметр лодки увеличивается, углы транса, нижние особенно (верхние тоже бывает, но нижние чаще), из-за того, что лодку растягивает, пробивают на ней ткань. Если перегревы не сильные, когда швы еще не полетели, но они уже были несколько раз, то в этом месте будет дырка.
Поэтапное выполнение ремонта своими руками
В первую очередь необходимо внимательно осмотреть резиновую лодку. Даже небольшие дырочки нужно заклеивать, иначе со временем они превратятся в крупный порез. Чтобы обнаружить все пробоины, необходимо аккуратно накачать лодку и поместить ее в воду. В найденные дырки вставить спички
Также рекомендуется обращать внимание на потертости и места, где обивка отслаивается. Далее предполагается нарезка заплаток
При желании можно купить готовый ремкомплект
В любом случае заплатки должны быть прямоугольными со скругленными углами. Далее поврежденные участки аккуратно обрабатывают крупнозернистой наждачной бумагой. Это поможет образовать шероховатость и избавиться от остатков талька. Так же можно обработать заплатки, что обеспечит лучшее схватывание. Крупные порезы и пробоины зашивают. Для этой цели подойдут капроновые нитки. Все швы нужно выполнять максимально плотно, иначе появятся новые повреждения. Очередной этап предполагает обезжиривание при помощи этилацетата и бензина. Также подойдет растворитель и спирт. Жидкость аккуратно наносят на резиновую лодку и заплатку. Подобная обработка обеспечивает удаление пыли и легкое разбухание резины. Далее нужно нанести клей в 2 слоя. Им покрывают только зачищенную часть резиновой лодки. Первый слой должен быть очень тонким. Его оставляют высыхать в течение получаса. Когда клей подсохнет, нужно нанести второй слой и аккуратно приклеить заплатку. Вырезанный кусочек материала берут обеими руками и накладывают на поврежденный участок. Далее заплатку разравнивают и удаляют пузырьки воздуха. После этого останется дождаться окончательного высыхания клея.
Резиновая лодка считается незаменимым атрибутом любого рыбака. Такое изделие не создает шума во время рыбалки и не вызывает трудностей при транспортировке или управлении. Единственный недостаток – это склонность к повреждениям, вызванным перекачиванием или неаккуратными движениями. В итоге на поверхности появляются проколы и трещины. Чтобы они не привели к выходу из строя всей лодки, необходимо научиться заклеивать ее своими руками.
Особенности использования
Основные постулаты не зацепить при забросе крючками, не повредить случайным выстрелом, не спускать на воду в необследованных местах, чтобы не распороть дно, не заплывать в коряги и камыши, поднимать на мелководье двигатель, дабы не оторвать транец, наверное, можно опустить. Все это знают, но не все, в азарте охоты или рыбалки этого придерживаются.
Остановимся на моментах до и после спуска на воду:
- Совет №1. При накачивании лодки желательно не переусердствовать, излишнее давление в баллонах на солнце может привести к разрыву их по шву или в том месте, где установлен клапан.
- Совет №3. Хотя материал ПХВ не боится влаги, при кратковременном хранении, сушка после мытья лодки приветствуется.
Отдельная тема подготовка к зимнему (длительному хранению) и способы сохранить надувную лодку без повреждений до следующего сезона:
Первым делом желательно тщательно вымыть лодку мыльным раствором, удалив рыбную чешую, слизь, водоросли и прочую грязь, если транец съемный, то снять и хранить его отдельно.
- Многие советуют в межсезонье хранить ее в надутом состоянии, но это анахронизм, привычка, перешедшая из прошлого, когда были только резиновые лодки. Поливинилхлорид прекрасно переносит перепад температур выдерживая -40ºС зимой +70ºС летом.
- При хранении в минусовую температуру, достаточно аккуратно сложить лодку в мешок и если она будет находиться в гараже постараться найти место для ее хранения недоступное для грызунов.
Единственный совет стараться оградить при морозе упакованную лодку от разнообразных воздействий, проще говоря «не кантовать» весь период хранения.
Как заклеить лодку правильно в домашних условиях
Сначала необходимо подготовится к ремонтным работам. Первым делом, для того чтобы заклеить лодку максимально надежно и быстро, её необходимо сдуть, иначе эффект от самостоятельного ремонта будет не очень эффективным. Также нужно выбрать оптимальное место для проведения работ — затененный участок, лишенный прямых солнечных лучей.
Находим повреждения
О повреждении лодки может сигнализировать выпуск воздуха из камер, либо попадание воды внутрь плавательного средства при спуске на воду. Если вы заметили это, то стоит немедленно задуматься о том, как заклеить лодку ПВХ. После тщательного осмотра можно выявить крупные проколы.
Теперь необходимо оценить насколько повреждения были серьезными. Повреждения, не превышающие в своих размерах 5 сантиметров устраняются очень просто даже в домашних условиях. Если размеры повреждений значительные, то тут не обойтись без услуг специалистов.
На практике рыболовы часто убеждаются, что разрывы и проколы размерами больше 10 сантиметров заклеивать самостоятельно просто невозможно. Заплатки таких размеров попросту не выдерживают высокого давления. В таких случаях не остается другого выбора — нужно обращаться в профессиональную мастерскую.
Небольшие повреждения на лодке можно определить двумя способами:
- Если планируется осуществление ремонта неподалеку от реки или озера, то необходимо погрузить надутые камеры лодки в воду. Делать это лучше всего частями. Если на камере есть повреждения, то о них могу сигнализировать пузырьки воздуха.
- Если планируется ремонт в домашних условиях, то поверхность плавательного средства необходимо смазать мыльным раствором. Образование пузырьков на поверхности раствора может сигнализировать о наличии повреждения.
Метки на местах повреждения можно наносить с помощью маркера или мела, либо использовать для этого скотч. Эти приспособления отлично справляются с поставленной задачей.
Обезжиривание поверхности
Для обеспечения максимального эффекта и надежного действия клея нужно тщательно обработать склеиваемые поверхности. Лучше всего делать это с помощью обезжиривающего средства, например ацетона. Но, это вещество токсично и может пагубно сказаться на вашем здоровье, поэтому стоит склонится к применению других средств, например:
- Спирта.
- Мыльной воды.
- Этилацетата.
Нанесение клея
Очень важным вопросом является нанесение клея. Его нужно наносить равномерным тонким слоем, чтобы достичь максимальной эффективности
Важно наносить раствор на обе поверхности, которые нужно склеить, а затем подождать порядка 20 минут. Для достижения максимальной надежности соединения нужно повторить процедуру два раза
Прогрев
Сначала нужно попробовать клей на ощупь. Для обеспечения максимального эффекта нужно дождаться пока он слегка подсохнет, но будет прилипать к пальцам. Затем необходимо нагреть повреждённый участок лодки и заплатку. Прогревать лучше всего только одну сторону, чтобы в случае ошибки можно было исправиться просто оторвав заплатку. Чаще всего для этой процедуры применяется строительный фен, но можно воспользоваться и подручными средствами:
- Зажигалкой.
- Горелкой.
- Примусом.
- Бутылкой, наполненной горячей водой.
Соединение поверхностей
Перед финальным соединением поверхностей, которые планируется клеить, нужно убедится в отсутствии пузырьков воздуха между ними. Затем на поверхность, которую планируется заклеить, налаживается заплатка. Если материал начинает остывать очень быстро, то можно еще раз прогреть его в процесс соединения. После соединения остается лишь прокатать склеенные поверхности с помощью любого твердого тела. Этот процесс позволит обеспечить максимальное сцепление между поверхностями.
Эксплуатация
Если вы не планируете подвергать лодку ПВХ очень большим нагрузкам, то её можно эксплуатировать сразу после момента остывания прогретых швов. Полное высыхание клея, как правило занимает около суток, поэтому полноценное использование лодки лучше отложить на следующий день.
Как обнаружить утечку воздуха на ПВХ лодке: подробная инструкция
Лодки из поливинилхлорида (ПВХ) часто используются для отдыха на воде. Однако со временем, из-за физического воздействия или повреждений, на них могут возникать утечки воздуха. На первый взгляд может показаться, что обнаружить и устранить утечку сложно, но на самом деле это не так. Для того чтобы определить утечку воздуха на ПВХ лодке, следуйте этой подробной инструкции.
1. Подготовка
- Накачайте ПВХ лодку до рекомендуемого давления. Обычно это указывается производителем на лодке или в инструкции.
- Проверьте, что вы находитесь в тихом и безветренном месте. Ветер может создавать дополнительное давление на лодку и препятствовать обнаружению утечки.
- Подготовьте воду с мыльным раствором. Для этого смешайте воду и небольшое количество обычного мыла.
2. Проверка надувных отсеков
Начните с проверки надувных отсеков. Нанесите мыльный раствор с помощью губки или распылителя равномерно на поверхность одного отсека.
Обратите внимание на появление пузырьков на поверхности. Пузырьки указывают на наличие утечек воздуха.
Если пузырьки появляются, пометьте их маркером или фломастером.
Повторите этот процесс для каждого отсека.
3. Проверка клапанов и соединений
Если утечек воздуха в надувных отсеках не обнаружено, переходите к проверке клапанов и соединений.
Покройте клапаны и соединения мыльным раствором.
Обратите внимание на появление пузырьков. Если пузырьки появляются, это может указывать на проблемы с клапанами или соединениями.
4. Проверка днища и бортов
Если все предыдущие шаги не привели к обнаружению утечек, следует проверить днище и борта.
Нанесите мыльный раствор на поверхность днища и бортов.
Обратите внимание на появление пузырьков. Если пузырьки появляются, это может означать, что есть места, где ПВХ пропускает воздух.
5. Ремонт утечек
Если в ходе проверки обнаружены утечки воздуха, их необходимо тщательно отметить и пометить. Для ремонта утечек используйте специальные наборы для ремонта ПВХ, которые можно приобрести в специализированных магазинах или у производителя лодки.
- Следуйте инструкциям, предоставленным в наборе для ремонта, чтобы устранить утечку воздуха.
- После ремонта утечек повторно проверьте лодку, чтобы убедиться, что проблема полностью решена.
Обнаружение утечки воздуха на ПВХ лодке может быть достаточно простым процессом, если вы следуете инструкции, описанной выше. Правильное обнаружение и устранение утечек позволит вам наслаждаться безопасным и комфортным отдыхом на воде.
Как выбрать клей
При покупке клея для ремонта лодки ПВХ следует учитывать следующие особенности:
- в составе не должен присутствовать цианакрилат. Иными словами, это известный всем супер-клей. В данном случае он не сможет создать необходимую эластичность деталям;
- следует выбирать профессиональный вид клея. Стандартный продукт для склеивания лодки не подойдет;
- отдавать предпочтение клею высокого качества. Данный параметр легко проверить. Нанесите клеевой состав на любую поверхность. Подождите около 5 минут, после чего потрогайте нанесенный клей. Качественный образец не будет прилипать к рукам;
- клей должен выдерживать температурные перепады;
- хороший клей имеет довольно высокую цену;
- обязательным условием является водонепроницаемость клея. В противном случае, отремонтированное судно далеко не уплывет.
Разновидности
Современные производители предлагают довольно много разновидностей клея для ремонта лодок ПВХ. Обозначим наиболее популярные виды:
- Клей резиновый 4508 – представляет собой однокомпонентный раствор. Основным веществом является хлоропреновый каучук. Он способен обеспечить высокую надежность при склеивании элементов. В некоторых случаях используется в сочетании с отвердителями, что позволит повысить эластичность выполненного шва.
- Клей 900 И – представляет собой двухкомпонентную смесь. Застывший клей не боится масла, бензина и воды. При этом отличается доступной ценой. Он получил особую популярность среди рыбаков.
- Клей резиновый НК – в состав входят каучук и нефрас. При склеивании смесь не придется нагревать. Довольно приемлемая стоимость клея объясняет повышенный спрос на него.
- Гумми – в состав входит натуральный каучук. Предназначен для ремонта изделий из ПВХ и резины. Демонстрирует высокую эластичность и водостойкость.
Популярные производители
Следует отметить не только виды клея, но и популярные марки для лодок ПВХ:
- «Клейберг» – образец выпускается российским производителем. Марка заслужила особую популярность и положительные отзывы среди рыбаков. Среди преимуществ особенно выделяют: высокий уровень водостойкости, плотную консистенцию и хорошую цепкость.
- «Тексакол» – марка профессионального клея. Помимо прямого предназначения, клей может быть использован в качестве производственного компонента. Он демонстрирует прекрасные клеевые характеристики.
- «Мастер» – этот быстродействующий немецкий образец получил широкую популярность среди владельцев лодок ПВХ. Хорошо подходит для прикрепления заплатки.
- «Sintacol» – это клеевой однокомпонентный раствор. Отлично зарекомендовал себя при ремонте надувных лодок. Довольно быстро застывает и не боится высоких температур. Однако для продления срока службы подобного шва в клей рекомендуется добавить отвердитель.
Лодка спускает. Что делать?
Вы вчера накачали лодку, утром пришли в гараж, а у нее какой-то отсек спустил. Или накачали лодку для проверки в комнате, утром проснулись, а лодка спущена. Знакомо?
Назовем 3 основные причины, по которым может спускать лодка.
1 причина — это клапан ПВХ
Почему из-за него лодка может спускать? Например, на заводе его плохо проконтролировали, закрутили, но не проверили. Либо клапан мог во время транспортировки лодки немного сдвинуться, открутиться. Или когда Вы подсоединяли или отсоединяли насос, то сделали это с излишним усилием и сдвинули клапан.
Давайте посмотрим, как выглядит клапан ПВХ
Он состоит из 2 частей — стакан и ответная часть. Стакан находится внутри баллона лодки. Ответная часть вкручивается в него по резьбе с внешней стороны баллона. Клапан промазывается силиконом или герметиком, в точность производства не будем вдаваться, возможно и без промазки. Клапан закручен до какого-то усилия. После этого лодка накачивается. Если клапан немного провернуть по резьбе, то возможно травление, которое сразу может быть незаметным, но потом приводит к спусканию баллона. Проблема с клапаном это не страшно.
Как понять, что дело именно в клапане? Во-первых, Вы можете взять раствор мыльной воды и промазать ей клапан. Если пузырится, то дело в клапане. Но можно поступить проще — взять ключ клапана ПВХ и подтянуть клапан.
На ответной части клапана ПВХ есть 6 перегородок. У ключа 6 пазов. Вставляете пазы в перегородки и закрепляете ключ в клапане. Затягиваете клапан путем поворота ключа по часовой стрелке. Сильно не нужно, буквально поворот на 2-5 градусов. После этого накачиваете баллон и, как правило, если дело было в клапане, баллон больше спускать не будет.
2 причина — прокол
Вы просто прокололи лодку, даже сами того не заметив. Например, стекло попало в сапог, а Вы наступили на баллон лодки. Либо сделали незаметный прокол рыболовным крючком. Или уголек попал в лодку. Как найти прокол? Берете раствор мыльной воды и промазываете лодку со всех сторон. Если нашли пузырение, то в этом месте прокол. У Вас есть ремкомплект. В нем ткань и клей ПВХ. Вырезаете заплатку. Обезжириваете баллон лодки (место прокола). Наносите клей тонким слоем на лодку и на заплатку. Даете подсохнуть минут 10. После чего прикладываете и раскатываете с усилием. Желательно подогреть феном. Инструкция, как пользоваться клеем, присутствует на тюбике.
3 причина — брак
Обычно брак травления по шву выявляется сразу, реже через какое-то время. Если плохо проклеен шов на заводе, либо плохое качество проварки шва (для лодок со сварными швами). Чтобы найти бракованный шов нужно точно также взять раствор мыльной воды и промазать лодку по всем швам. Если Вы нашли место пузырения, то это значит травит шов. Скорее всего это заводской брак. Вам нужно записать все на видео и сделать фото. Сфотографируйте также серийный номер лодки, который указан на шильдике, что на транце, либо на баллоне лодки (обычно в кормовой части). Описание проблемы вместе с фото-видео отчетом направляйте продавцу, либо напрямую производителю лодки. Если лодка на гарантии, то доставка до завода и обратно по гарантийному ремонту бесплатная. На усмотрение производителя лодку либо заменят, либо отремонтируют.
Если травление шва не критично, то есть лодка спускает, но медленно и у Вас есть возможность дотянуть до конца сезона при условии, что гарантия еще не закончится, то так и сделайте — дождитесь окончания сезона (когда лодка Вам будет уже не нужна) и спокойно отправляйте ее на завод по гарантии.
ИТАК
Мы рассказали Вам о трех основных причинах, по которым лодка может спускать. В порядке их приоритетности. Самая частая это проблема с клапаном, на втором месте — прокол, на третьем месте заводской брак. Брак встречается у всех производителей, не идеальных производителей, которые производят лодки абсолютно без брака. но процент брака мизерный. На нашей практике с 2014 года были единичные только случаи.
Если Вы заметили, что Ваша новая лодка спустила, то не паникуйте. Дело скорее всего в клапане. Сделайте все, как мы рассказали и проблема исчезнет.
Смотрите наш наглядный видео-обзор на эту тему:
Давление в лодках
Первый же вопрос, который возникает у человека, который хочет безопасно перемещаться по воде на резиновой лодке – это «до какого предела следует качать?». Следует знать, что накачивается судно до того показателя, который называется требуемым рабочим давлением. Именно до этого уровня и следует ее накачивать каждый раз, иначе при низком или слишком высоком давлении водный транспорт попросту слишком быстро износится.
Определить рабочее давление достаточно легко. При наличии манометра, если провести процедуру измерения давления, в рабочем состоянии оно должно быть в пределах 250-300 мБар. Если же манометра под рукой нет, то уровень закачки можно определить, оценив его при помощи ощупывания. При надавливании пальцем, баллон должен прогибаться не более, чем на 1-1,5 сантиметра, а при шлепке ладонью должен издавать звон. Именно при таком состоянии лодка считается полностью пригодной к схождению на воду.
Для полного соответствия лодки всем эксплуатационным характеристикам, при накачке следует также учитывать степень загруженности тканевых и клеевых элементов. Из-за воздействия ультрафиолетовых лучей или же субстанций по типу бензина или масла, плавательное устройство может попросту взорваться. Именно поэтому при выборе лодки следует учитывать материал, из которого она была произведена.
Самостоятельный ремонт
Если уж случилось повредить ваше плавсредство, то нужно правильно и качественно произвести ремонт. Заклеить повреждение можно самостоятельно в домашних условиях, используя качественный клей, латку и придерживаясь несложных рекомендаций.
Для заклейки прокола, пореза, замены клапана или иного повреждения своими руками потребуются:
- Латка ПВХ из ремкомплекта, обычно они продаются в комплекте с лодкой.
- Такие мелочи, как ножницы, карандаш и кисточка для клея.
- Ацетон если его нет, подойдет жидкость для снятия лака.
- Фен – желательно строительный, но можно и для сушки волос.
- Валик, каким, прокатав место склеивания можно выгнать пузырьки воздуха.
- Специальный ключ чтобы выкрутить клапан и, естественно, клей.
Вопрос, каким клеем производить ремонт повреждений очень актуален. Тюбик с клеем входящий в ремкомплект бывает непонятного происхождения.
Латка, приклеенная им, может через непродолжительное время отвалиться.
Поэтому чтобы качественно заклеить повреждение лучше для ремонта приобрести полиуретановый клей: бостик (Bostik vinycol 1520), однокомпонентный SAR 306, двухкомпонентный клей Молефикс 8325.
Процесс ремонта прокола или небольшого разреза, где повреждены дно лодки или ее баллон не очень сложен.
Заменить пропускающий клапан боле сложная операция, но и это сделать своими руками реально. Ремонт прокола:
- Шаг №1. Вырезать по размеру латку.
- Шаг №2. Разложить и расправить поврежденное место на ровной поверхности и обезжирить его и латку ацетоном.
- Шаг №3. Промазать щеточкой обе поверхности (латка и место повреждения) клеем бостик или другим аналогичным и оставить минут на 15 просыхать.
- Шаг №4. Второй раз, промазав клеем те же поверхности и выждав около 5 минут, слегка нагреть феном латку и место где она будет приклеиваться, делать это нужно быстро, чтобы не дать высохнуть клею. Заклеить прокол, крепко прижав латку к месту прокола
- Шаг №5. Наложив латку на место прокола можно по ней пройтись несколько раз, валиком удаляя возможные пузырьки воздуха.
- Шаг №6. Оставить заклеенное место, можно придавив чем-то тяжелым, на сутки не сгибая.
Проводя ремонт под дождем, следует склеиваемые поверхности укрыть от влаги.
Все остальные действия выполняются в таком же порядке, как описано выше.
Для ремонта длинных порезов более 4–5 см и рваных дыр ПВХ поверхностей потребуется две латки – с внутренней (изнутри) и наружной стороны. Все остальные действия выполняются в той же последовательности и тем же клеем что при заклеивании простых проколов.
Также поступают и при разрыве шва. Порванное днолодки, учитывая сложность таких повреждений, заклеивается латками с двух сторон.
Единственное отличие – ремонтируя дно, изначально, поврежденные края лучше сшить нитками, а затем провести склеивание, как описано выше.
Воздушный клапан редко выходит из строя, если не наступить на него, сломав его корпус.
Заменить клапан самостоятельно можно с помощью специального ключа.
Выкрутив нерабочий клапан из гнезда, и заменив его, можно смело, накачав лодку спускать ее на воду. Самым сложным в ремонте на ПВХ лодках является отклеившийся транец и его замена.
Ремонтировать транец самостоятельно не рекомендуется, можно попробовать, но такая проба может обернуться дополнительными расходами после неудачной попытки.