Классификация рабочих шлюпок

Классификация моторных яхт:

Класс А (океанские яхты)- это тип моторных судов (яхт), построенных с учётом возможности преодоления ветра силой более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по  шкале Бофорта ) и сопротивлению волны высотой более 4 метров, оборудованные автономным обеспечением .

Класс В (морские яхты)-это категория моторных судов (яхт), способных преодолеть силу ветра не более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта) и высоту волны не более 4-х метров.

Класс С (прибрежные яхты)- это группа яхт, которые предназначены для эксплуатации в различных дельтах рек, крупных каналах и иных прибрежных водах, при скорости ветра не более10,8-13,8 м/сек (6 баллов по шкале Бофорта) и высоте волны не более 2 метров.

Класс D (мини-яхты и катера)- это подвид моторных яхт, место эксплуатации которых — небольшие закрытые водоемы, защищенные от волнения. Это могут быть небольшие реки, озера, каналы. Способны преодолеть волну высотой не более 0,5 м и скорость ветра не более 5,5-7,9 м/сек (4 балла по шкале Бофорта). Теоретически на таком судне можно выйти и в открытое море, но исключительно при отличном прогнозе погоды и на небольшое расстояние от берега, так как запас автономности у них крайне мал, а даже незначительное ухудшение погоды грозит полноценным кораблекрушением.

2. Парусные яхты – это суда, основной движущей силой которых является сила ветра, действующая на парусное вооружение. Материал корпуса современных парусных яхт – стеклопластик. Парусные яхты в зависимости от назначения имеют разное количество парусов. Судна, предназначенные для спортивных целей, не имеют кают вовсе или же они минимальны по размерам. Такие модели оснащены большим количеством парусов. Парусные яхты, которые рассчитаны на длительные прогулки и проживание на борту судна, имеют минимальное количество парусов и хорошие условия для размещения.

3. Парусно-моторные яхты представляю собой симбиоз парусных и моторных моделей. Наличие двигателя на парусных яхтах делает её универсальной для выходов в море при любой погоде. Парусно-моторные яхты являются автономными и не зависят от наличия топлива в баке, что является весомым преимуществом при длительных прогулках и круизах. Парусно-моторные яхты разделяются по количеству корпусов на однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трёхкорпусные (тримараны). Наиболее популярными на данный момент считается двухкорпусные парусно-моторные яхты. Их неоспоримым преимуществом является хорошая устойчивость, наличие свободного пространства, неплохая скорость движения, маневренность. 

4. Гулеты – один из видов яхт, который представляет собой деревянную яхту, двухмачтовую. Движение осуществляется с помощью парусов и двигателя. На данный момент гулет чаще всего и=применяется в качестве прогулочных яхт. По комфорту и оснащенности они не уступают моторным и парусным яхтам. Внешне гулеты сохранили свой первоначальный стиль, изящность, традиционную форму: широкая палуба, округлая носовая часть, низкий профиль корпуса. 

5. Теплоход – моторное судно, способное разместить на борту большое количество пассажиров. Теплоходы используются для часовых экскурсий, проведения мероприятий корпоративных, организация праздников. 

Далее перейдем к разнообразию парусных яхт. Среди них, в зависимости от предназначения выделяют различные типы.

Специальные суда

Сравнительно небольшой объем нетранспортных работ выполняется на судах специального назначения. Специальные суда, как правило, называют стоечными судами. Это суда, которые постоянно эксплуатируются у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег. К ним относятся:

  • дебаркадеры, плавпричалы
  • брандвахты
  • причальные понтоны
  • плавучие гостиницы
  • несамоходные понтоны
  • бункеровочные станции

Брандвахты предназначены для проживания команд земснарядов, изыскательских партий и выправительных бригад.

Несамоходные понтоны предназначены для транспортировки техники массой до 60 тонн, установки экскаватора для производства работ по разработке подводных траншей или очистки водоемов, установки грейферного крана грузоподъемностью до 25 тонн. Также может использоваться для установки водолазного комплекса и бурового станка.

Плавучая бункеровочная станция предназначена для заправки топливом или питьевой водой малых судов и яхт длиной до 40 м.

Речной транспорт является составным звеном единой транспортной системы любой страны. Речной транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ при перевозке массовых грузов; в отдельных районах ему принадлежит решающая роль в развитии экономики. Рост объема перевозок обеспечиваться исключительно за счет пополнения речного флота новыми экономичными судами и всемерного улучшения использования действующих транспортных средств.

Обслуживающие суда

Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные, плавучие отели, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда и плавучие маяки.

  • ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.
  • медико-санитарные суда (плавучие госпитали, санитарные суда) это корабли, служащие госпиталем на воде. Преимущественно находятся в составах военно-морских сил разных стран, так как используются возле зон боевых действий.
  • плавучие рестораны (отели) представляют собой пришвартованные суда или несамоходные баржи, использующиеся в качестве ресторана на воде или небольшого отеля.
  • спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.
  • пожарные суда это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.
  • лоцманские суда это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.
  • плавучие маяки специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

Классификация маломерных судов по району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д. Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с переменой района, где происходит движение судна, может вызвать ухудшение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении. Сильное волнение поверхности воды может резко изменить мореходные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденные осложнения.

У судов, выходящих в открытые водные пространства, должны быть хорошие мореходные качества (плавучесть, остойчивость, непотоплямость), а у судов, плавающих на малых реках, минимальная осадка и хорошая поворотливость.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, в зависимости от их мореходных качеств и конструктивных данных, прочности, оборудования и технического состояния, делятся на классы, не зависящие от главных линейных размерений. Классификацию судов производят органы технического надзора.

По месту плавания

На основании районов использования небольшие суда бывают:

  • Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
  • 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
  • 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
  • 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
  • Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.

7 Испытания и освидетельствования

7.1 Каждая головная шлюпка1) и каждая десятая в
серии после изготовления должны быть подвергнуты следующим испытаниям:

____________

1)Головной следует считать первую шлюпку из партии одного типоразмера, изготовленной
на данном предприятии по одной и той же технической документации и из одних и
тех же материалов.

а) обмер и взвешивание;

б) проверка высоты надводного борта;

в) испытание корпуса на прочность;

г) испытание на водонепроницаемость;

д) испытание на остойчивость;

е) испытание на непотопляемость;

ж) проверка удобства размещения людей и удобства гребли;

з) испытание воздушных ящиков на водонепроницаемость и
определение их объема;

и) испытание устройства для подъема и спуска на прочность.

Шлюпка, изготовленная из пластмассы, после испытаний,
предусмотренных в перечислении в), дополнительно испытывается: к) на удар
бортом о стенку; л) сбрасывание на воду; м) прочность заделки и крепления
устройства для подъема и спуска.

7.2 Каждая серийная шлюпка должна быть испытана:

а) на водонепроницаемость воздушных ящиков;

б) прочность устройства для подъема и спуска.

7.3 Прочность шлюпки считается достаточной, если после
подвешивания ее на крюках с нагрузкой, превышающей максимальную на 25 %, корпус
шлюпки не имеет остаточных деформаций.

7.4 Испытание на остойчивость проводится в соответствии с 4.2.

7.5 Порядок проведения испытаний вновь построенных шлюпок,
их воздушных ящиков, подъемных гаков и снабжения, а также оформления и
представления результатов этих испытаний должен удовлетворять требованиям
компетентных органов страны – владельца судна.

7.6 Шлюпки, установленные на судах, должны подвергаться
периодическим освидетельствованиям, объем и сроки которых определяются
правилами технического надзора, принятыми компетентными органами страны –
владельца судна.

Вспомогательные суда

К вспомогательным судам относят: многофункциональные буксиры, перегрузочные суда (плавучие перегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят дебаркадеры.

  • многофункциональные буксиры предназначены для внутренних и прибрежных операций. Основными функциями универсального буксира являются транспортировка тяжелого оборудования, буксировка, борьба с аварийными разливами нефти и участие в ликвидации последствий загрязнения акватории. Надежная конструкция корпуса, как правило, включающая в себя большую рабочую палубу, обеспечивает судну отличную маневренность, хорошую остойчивость, возможность работы на мелководье.
  • перегрузочные суда предназначены для перевалки грузов в море. Современные перегрузочные комплексы включают несколько кранов установленных на понтоне и системы обработки грузов, состоящей из бункеров, конвейеров и погрузчиков.
  • снабженческие суда обеспечивают доставку топлива и смазочных материалов на корабли и суда. Процесс передачи материалов называется бункеровкой. Они оснащены бункерной мачтой высотой до 35 м с гидравлической подачей. Так как большинство бункеровщиков для пополнения запасов морских судов транспортируют мазут, они оснащаются системой подогрева.
  • дебаркадеры (плавучие причалы) это причальное сооружение в виде судна или понтона стационарно установленного, как правило, на реках, и предназначен для стоянки грузовых и пассажирских судов.

Общее устройство маломерного моторного судна

Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:

Корпус  — Основная часть судна, в которую входят набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки. Передняя часть корпуса называется баком (бак), средняя часть — шканцами (шканцы), кормовая часть — ютом (ют).

Надстройка  — Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине корпуса судна.

Рубка  — Часть надстройки или конструкция на палубе не занимающая всей ширины корпуса судна (расстояние от борта до стены рубки более 4% от ширины корпуса). Является помещением для управления судном и двигателем. На маломерных судах надстройка и рубка совмещается.

Моторная ниша  — Отсек в кормовой части корпуса судна для размещения главного судового двигателя, узлов и агрегатов систем двигателя, топливных емкостей. Моторная ниша может быть открытая (как правило для подвесных двигателей) и закрытая (для стационарных двигателей).

Главный двигатель , реверс-редукторное устройство с гребным винтом  — Механизмы, приводящие в движение маломерное судно.

Кокпит  — Вырез или углубление в палубе маломерного судна на юте, как правило отделен от остальной палубы буртиком. Предназначен для размещения пассажиров, грузов и экипажа.

Леер  — Туго натянутый тонкий трос в качестве ограждения вдоль бортов судна при отсутствии фальшборта. Фальшборт — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой части судна.

Мачта  — Часть рангоута маломерного судна, установленная в диаметральной плоскости судна, возвышающаяся над рубкой и предназначенная для установки приборов сигнализации (ходовых огней ) и связи.

Надводный борт , подводный борт , днище  — Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ).

Редан  — Уступ на поверхности днища маломерного судна в носовой части, который обеспечивает при движении судна его подъем из воды до положения скольжения (глиссирования).

Каюта , кубрик  — Помещения на судне, предназначенное для проживания экипажа судна и пассажиров.

Форпик  — Носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 2944 Приводы гидравлические и пневматические и их элементы. Номинальные давления (ISO 2944, Fluid power systems and components – Nominal pressures)

ИСО 3828 Судостроение и морские сооружения. Палубные механизмы. Словарь терминов и обозначения (ISO 3828, Shipbuilding and marine structures – Deck machinery – Vocabulary and symbols)

ИСО 4413 Гидравлика. Общие правила и требования, касающиеся гидравлических систем (ISO 4413, Hydraulic fluid power – General rules and safety requirements relating to systems)

ИСО 4414 Пневматика. Общие правила и техника безопасности, касающиеся пневматических систем и их компонентов (ISO 4414, Pneumatic fluid power – General rules and safety requirements relating to systems)

МЭК 60092 (все части) Электрооборудование судов

(IEC 60092 (all parts), Electrical installations in ships)

МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемой корпусами (код IP) (IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code))

8 Маркировка

8.1 На ширстреке шлюпки у форштевня с обоих бортов
владельцем шлюпки наносится несмываемая надпись с указанием:

– владельца судна;

– наименования судна;

– вместимости шлюпки;

– главных размерений шлюпки;

– даты испытания шлюпки.

8 кормовой части (на транце) шлюпки с внутренней стороны
крепится фирменная табличка из нержавеющего металла. На табличке указывают:

– предприятие (фирму)-изготовитель;

– обозначение (раздел 9).

8.2 Каждый воздушный ящик, предназначенный для установки на
спасательной шлюпке, должен иметь маркировку, указывающую его объем. Ящики
маркируются после испытания на сторонах, обращенных внутрь шлюпки, так, чтобы
маркировка была видна после снятия настила над воздушным ящиком.

8.3 На каждом подъемном гаке после испытания должно быть
нанесено значение нагрузки испытания и дата испытания.

5.4 Техническое обслуживание

5.4.1 Спусковое устройство необходимо проектировать с учетом необходимого минимального технического обслуживания в повседневных условиях.

5.4.2 Все детали, требующие периодического технического обслуживания экипажем судна, должны быть легкодоступными и пригодными для технического обслуживания. Все точки смазки необходимо периодически проверять и смазывать.

5.4.3 На борту судна следует иметь полный комплект инструкций по техническому обслуживанию, изданных изготовителем спускового устройства, чтобы использовать при всех операциях, связанных с осмотром, содержанием, техническим обслуживанием, регулировкой и наладкой.

5.4.4 Еженедельные и ежемесячные осмотры и техническое обслуживание следует проводить под непосредственным контролем помощника капитана судна в соответствии с инструкцией изготовителя спускового устройства.

5.4.5 Спусковые устройства шлюпок подлежат ежегодному освидетельствованию. При освидетельствовании необходимо провести динамическое испытание тормоза лебедки при спуске на максимальной скорости укомплектованной шлюпки на воду. Через интервалы, не превышающие пяти лет, следует проводить динамические испытания тормоза массой, в 1,1 раза превышающей максимальную нагрузку на лебедку.

5.4.6 Все осмотры, техническое обслуживание и ремонт, кроме еженедельных и ежемесячных осмотров и повседневного технического обслуживания, следует поручать представителю изготовителя или специалисту, подготовленному и аттестованному изготовителем.

5.4.7 Лопари должны поворачиваться концами через интервалы, не превышающие 30 мес, а также заменяться по причине старения или через интервалы, не превышающие пяти лет, с учетом того, что из вышеупомянутого наступит раньше.

5.4.8 Уполномоченный орган может установить вместо требований о поворачивании лопарей концами по 5.4.7 периодический осмотр лопарей, а при необходимости – их замену на новые по причине износа через интервалы, не превышающие четырех лет, с учетом того, что из вышеупомянутого наступит раньше.

5.4.9 Спусковые устройства шлюпок должны иметь хорошо видимые и стойкие к воздействию окружающей среды таблички с инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию.

5.4.10 Спусковое устройство шлюпки должно быть снабжено средствами освобождения тормоза для проведения технического обслуживания.

По обводам корпуса

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса — это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного. Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть — круглоскулая.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает типы, основные
характеристики, требования к конструкции и нормы снабжения спасательных гребных
открытых шлюпок, устанавливаемых на судах, на которые по условиям эксплуатации
не распространяются требования Международной конвенции по охране человеческой
жизни на море (1974).

Требования настоящего стандарта соответствуют комплексу
требований, которые предъявляются обычно к судам, плавающим во всех внутренних
навигационных зонах.

Применение всех требований настоящего стандарта для
спасательных шлюпок, которыми оборудуются суда, плавающие только в зонах, где
высота волны не превышает 1,2 м, определяется компетентными органами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий