Отличия масел
Масло для смазки 2Т двигателей для различных рабочих механизмов может иметь несколько расцветок. Наиболее распространенным является масляная жидкость красного или зеленого, реже – синего оттенков. Цветовой разводитель не несет никакой положительной или отрицательной функции. Он окрашивает топливо в определенный цвет и служит лишь для того, чтобы определить, что топливо уже разведено маслом.
Классификация смазки проводится по международным стандартам API и JASO. По стандарту API смазка классифицируется:
- Марка ТА. Для низкоскоростных приводов воздушного охлаждения, с объемом до 200 см.куб. Это могут быть небольшие мопеды, генераторы, сенокосилки.
- Марка ТВ. Для высокоскоростных приводов воздушного охлаждения, с объемом до 200 см.куб. К этой категории можно отнести газонокосилки, бензопилы.
- Марка ТС. Для высокоскоростных приводов воздушного охлаждения, с объемом до 200 см.куб., которые устанавливаются на малых транспортных средствах, передвигающихся по суше. Например, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы.
- Марка TD. Для приводов водяного охлаждения. Это могут быть моторные лодки, водные мотоциклы.
По стандарту JASO смазка классифицируется на марки FA, FB, FC и FD.
Приготовление топливной смеси
Помимо бензина и масла, понадобится обыкновенная пластмассовая лейка, шприц для инъекций (можно купить в любой аптеке), бутылка объемом 1 л (можно использовать емкость от охлаждающей жидкости для автомобиля).
Первым делом наливаем в пластиковую емкость бензин с октановым числом, указанным в инструкции по эксплуатации бензоинструмента (в данном случае — АИ-92).
Настоятельно не рекомендуется использовать бензин другой марки (АИ-95), потому что можно попросту загубить двигатель, и в лучшем случае придется тратиться на ремонт.
Далее набираем масло в шприц и вливаем его в емкость с бензином
Обратите внимание, что масло красного цвета — это делается специально для того чтобы бензин окрашивался в красный цвет
Это позволит не перепутать готовую топливную смесь с обычным бензином и не залить в бачок чистый бензин без масла.
После этого плотно закручиваем крышку, руками встряхиваем емкость, и топливная смесь полностью готова к использованию. Как видите, ничего сложного здесь нет.
Типы моторных масел
Производители предлагают для пользователей смазочные жидкости на разной несущей основе:
- минеральные смазки изготавливаются методом горячей перегонки нефти. После выпаривания легких фракций, используемых в качестве горючего, остаются длинномерные молекулы. Они и являются главной составляющей для производства масла;
- синтетические смазки являются продуктом искусственной полимеризации коротких молекул природного газа (преимущественно пропана). В результате образуются мономеры (длинные молекулы пластичного вещества). Образующиеся жиры используются при создании смазки;
- полусинтетические масла являются результатом смешивания минеральной и синтетической составляющих. Обычно минеральная часть присутствует в количестве до 30…35 % от всего объема.
Для удобства использования разработана SAE классификация. В ней предусмотрено разделение смазочных материалов по вязкости. Разные производители указывают температурные режимы эксплуатации. В них предусматривают использование не только в теплое время года. Наличие в обозначении буквы «W» предусматривает применение при отрицательных температурах. Существуют зимние, летние и универсальные виды моторных масел.
Кроме отечественных производителей расходных материалов на рынке реализуют свою продукцию зарубежные фирмы. Они используют API и ACEA классификаторы.
Что влечет за собой несоблюдение пропорции топливо-масло?
При недостатке масла в топливе детали двигателя работают в режиме
«масляного голодания», что в конечном итоге приводит к выходу из
строя двигателя. При избытке масла наблюдается интенсивное дымление
при работе двигателя, топливная смесь полностью не сгорает, процессы
лако- и нагарообразования в камере сгорания протекают более активно,
ухудшаются пусковые характеристики двигателя вследствие отложений на
электродах свечи, двигатель не развивает необходимой мощности,
возникновение калильного зажигания и перегрев двигателя в конечном
итоге приводят к серьезным поломкам.
Функционирование 2-тактных моторов
Система всасывания большинства простых двухтактных двигателей является карбюраторной. Ее отличие от моторов четырехтактных в том, что цилиндр в течение двух тактов продувается только что сгоревшей топливо-воздушной смесью. Поскольку одновременно происходит опорожнение цилиндра и подача горючего, вместе с выхлопными газами выбрасывается и примерно треть свежей смазки.
Следствием этого конструктивного недостатка является частичное сгорание масла, а также образование относительно большого количества выбросов. Поэтому в густонаселенных регионах с большим количеством мотоциклов наблюдаются смог, задымленность и шум. В качестве примера можно привести многие азиатские города.
В последнее время недостатки конструкции компенсируются рядом достижений в технологии изготовления двухтактных двигателей. Благодаря разработке косвенного или непосредственного впрыска топлива наблюдается значительное снижение выбросов. Кроме того, это позволяет существенно сократить расход горючего.
Минеральные, полусинтетические и синтетические масла
При переработке нефти в крекинг процессе разделяют разные фракции. Часть используется в качестве топлива. Тяжелые части применяют для производства масел. Так производят минеральные смазочные материалы.
Синтетические масла производят путем сжижения газа и образования длинных полимеров. Их отличает стабильность в широком диапазоне температур. В частности, вязкость остается постоянной даже при низкой температуре. Текучесть сохраняется довольно высокой.
Комбинируя минеральные и синтетические составляющие, получают полусинтетические смазочные материалы. От минеральной основы берут примерно 25…30 % легких фракций. Остальное – синтетическая часть. Присадками добиваются получение необходимых свойств.
Экологические характеристики
Для легких моторов рекомендуют смазки по стандарту 2Т. Этот критерий был разработан в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда было принято решение искать энергию в возобновляемых источниках: ветер, солнце, приливы, реки и иные производные для энергетики. Отработавшее масло по приведенному стандарту должно распадаться на безопасные составляющие в течение 10…15 дней.
Для тяжелых моторов (моторные лодки) разработан стандарт утилизации TC-W3. При контакте с водой масляная пленка должна разлагаться на простые молекулы в течение 30…40 часов. Минеральные масла не могут гарантировать выполнение подобного требования, поэтому они не допускаются к использованию для двухтактных двигателей, мощность которых превышает 12 кВт.
Классификация и основы подбора
Сегодня в мире применяются три основных классификатора для описания свойств и сферы применения двухтактных масел:
- SAE;
- JASO;
- ISO.
Рассмотрим только актуальные, действующие сегодня стандарты. Устаревшие и вышедшие из оборота классификации нет смысла обозревать, так как их в продаже на сегодня найти практически невозможно.
Классификация двухтактных масел по API
По SAE сегодня распространены два типа моторных масел TD и TC-W3. Первый тип, TD, подходит для большинства двухтактных двигателей, эксплуатируемых сегодня. Смазочные материалы с маркировкой TC-W3 предназначены для лодочных ДВС. Главным отличием этих смазок является их высокая экологичность. По рабочим характеристикам существенных различий нет.
По JASO сегодня можно встретить масла с маркировкой FB, FC и FD. Качество и рабочие качества повышаются с отдалением второй буквы от начала алфавита. Смазки с маркировкой FB подойдут для низконагруженных двигателей без специфичных требований.
Параметры испытаний для JASO и ISO | ||||
---|---|---|---|---|
ISO | — | EGB | EGC | EGD |
JASO | FA | FB | FC | — |
Смазочные свойства | 90 min | 95 min | 95 min | 95 min |
Индекс крутящего момента | 98 min | 98 min | 98 min | 98 min |
Моющие свойства | 80 min | 85 min | 95 min | 125 min |
Отложения на юбке поршня | — | 85 min | 90 min | 95 min |
Дымность | 40 min | 45 min | 85 min | 85 min |
Отложения в системе выхлопа | 30 min | 45 min | 90 min | 90 min |
Категория FC обладает пониженным выделением дыма. У FD, помимо сниженной дымности, повышенные очищающие свойства.
Классификация по ISO основана на японской JASO. Однако здесь дополнительно введено несколько уровней проверки, которые обязательно должно пройти каждое сертифицируемое масло.
Аналогично JASO, здесь есть три класса:
- ISO-L-EGB — аналог FB.
- ISO-L-EGC — аналог FC.
- ISO-L-EGD — аналог FD.
В случае с классификацией по ISO, первым двум классам дополнительно проводятся тесты на чистоту поршней после использования. Последнему классу необходимо пройти тест на моющие свойства.
Стандарты двухтактных моторных масел — видео
Основные требования к моторному маслу для двухтактного двигателя
В двухтактном моторе используемая смазка используется не только для снижения сил трения. Значительная часть используется в процессе горения. Поэтому есть определенные отличия между маслами двигателей, работающих в разных циклах.
Раз происходит горение, то в продуктах выхлопа следует минимизировать содержание пластификаторов, создаваемых на базе тяжелых металлов
Особенно важно для малогабаритных силовых установок, которые в процессе эксплуатации располагаются около лица пользователя (бензиновые триммеры и цепные пилы)
Специалисты выделяют следующие плюсы моторных масел для двухтактных ДВС:
- осуществляется полноценная смазка трущихся элементов. Для нагруженных узлов кривошипно-шатунного механизма необходимо обеспечить проникновение в промежуток между соприкасающимися деталями. Масляная пленка на внутренней поверхности цилиндра предотвратит задиры при движении поршня;
- смазка предотвращает коррозионный износ. Имеющиеся присадки не позволят происходить высокотемпературной коррозии. На поверхности деталей, имеющих с своем составе железо не образуется ржавчина. Подобное свойство сохраняет работоспособность двигателя даже при довольно длительной эксплуатации;
- вязкость жидкости позволяет удерживать значительные нагрузки. Масляная пленка имеет высокую несущую способность. Она не выдавливается при статической и динамической нагрузках. Силы трения при скольжении через разделительный слой смазки снижаются в несколько раз;
- моторное масло может растворяться в бензине при разной концентрации компонентов. Не образуются сгустки, которые могут засорять малые проходные сечения (жиклеры).
Как выбрать правильное масло
При выборе масла многие рекомендуют отдавать предпочтение маслу того же производителя, что и сам инструмент (например, бензиновый триммер), но на самом деле это не принципиально.
Самое главное — масло должно быть качественным, поэтому не обращайте внимание на самые дешевые варианты. Экономия в данном случае совсем не уместна
А как определить масло, предназначенное именно для двухтактных двигателей? Во-первых, можно спросить у продавца — он наверняка подскажет.
Во-вторых, вы можете сделать это и сами. На фирменной этикетке, расположенной на лицевой стороне бутылки, должна быть указана маркировка 2t.
Также там указывается оптимальная пропорция, которую нужно соблюдать при смешивании масла с бензином. Если говорить о качественном масле, то обычно это 50:1.
Как выбрать подходящий ГСМ?
Если залитое в движок масло было подобрано неправильно, распознать это позволит большое количество нагара в цилиндрах установки, быстрый износ трущихся элементов и закоксованность колец поршневой группы
Чтобы подобные симптомы некачественного состава прошли мимо вашей моторной техники, следует уделять особое внимание требованиям производителя и не использовать первый попавшийся под руку продукт
Так какое масло выбрать? Во-первых, то, которое рекомендует производитель двухтактника; во-вторых, то, которое соответствует эксплуатационным условиям техники.
Также обращайте внимание на его состав: масло должно содержать минимум присадок на металлической основе, а то и вовсе не иметь их в числе ингредиентов.
Кстати, если вы хотите, чтобы ваша техника обладала хорошими мощностными и эксплуатационными качествами еще не один год, не заливайте в нее «отработку». Даже старые бензопилы, сделанные еще в СССР мопеды или легко нагруженные лодочные двигатели нуждаются в качественной смазке.
Важные моменты, о которых не стоит забывать
Есть несколько важных моментов при выборе и использовании двухтактного масла, о которых не следует забывать.
Использовать смазочные материалы для двухтактных двигателей необходимо обдуманно в плане дозировки. Например, для отечественной техники часто указываются пропорции 1:25 или 1:33
Но здесь важно помнить, что эта пропорция актуальна для масел российского производства, которые не всегда бывают эффективными и качественны. Если залить хорошую импортную синтетику, то она просто не будет выгорать в полной мере
Это приведет к образованию твердых отложений, повышенной дымности и вытеканию несгоревшей смазки через выхлопную трубу.
Для лодочных моторов кратковременно можно использовать синтетические масла. Отличия в роботе лодочных двигателей от обычных четырехтактников минимальны. Основное качество лодочного масла – его высокая экологичность.
Даже кратковременное использование обычного четырехтактного моторного масла в двухтактном двигателе может привести к необратимым последствиям. Поэтому лучше не рисковать и отказаться от поездки или использования бензоинструмента без наличия подходящих смазочных материалов.
И самое главное. Никогда не экономьте на двухтактных маслах. Как показала практика, этот тип двигателей гораздо чувствительнее относится к качеству смазочных материалов.
Как отличить оригинальное 2-х тактное масло штиль от подделки — видео
Заправка техники
Приготовленная смесь с помощью воронки или специальной насадки-шланга на канистре заливается в бензобак. После эксплуатации техники рекомендуется остатки топлива слить обратно или израсходовать ее до конца. При длительном неиспользовании инструмента масло постепенно осядет и при очередном запуске требуемой смазочно-топливной консистенции не получится, что может навредить двигателю.
Хранение готовой смеси осуществляется в плотно закрытой емкости не более двух недель. После этого срока качество топлива снижается, заправка двигателя без риска уже не может быть стопроцентной.
Приготовление топлива для двухтактных двигателей процедура не сложная
Важно учитывать соотношение масла и бензина для двухтактных двигателей, использовать качественное топливо, соблюдать технику смешивания. Минимум элементарных требований – это залог долгосрочной работы двигателя без поломок
Маркировка масел для двухтактных двигателей
При покупке смазочной жидкости для двухтактного двигателя нужно обращать на маркировку. Наличие надписи «2Т» указывает на использование в моторах с воздушным охлаждением. Это ДВС, используемые для бензиновых кос, цепных пил, мототехники и других устройств, применяемых для механизации процессов в быту и на производстве.
Присутствие надписи «TC-W3» указывает на использование в двигателях с жидкостным охлаждением. Чаще всего подобные моторы применяют на лодках, катерах и другой водной технике.
Согласно классификатора API принято определять моторные масла по типу двигателей (таблица 1).
Таблица 1: Классификатор API для масел, используемых в двухтактных ДВС
Обозначение | Принадлежность двухтактных двигателей | Примечания |
ТА | Смазка используется для установки на двухколесной технике, триммерах и цепных пилах | Данные масла используются чаще всего в быту и на производстве. Изготавливаются минеральные и полусинтетические смазки. |
ТВ | Рекомендуются для мотоциклов, имеющих мощность свыше 6…8 л.с. | Современные смазки используют в качестве несущей основы синтетику |
ТС | Используют для бензиновых генераторов, мельницах, крупорушках, насосах и других механических приводов стационарного технологического оборудования | Чаще всего представлено в виде полусинтетических и синтетических масел. Могут эксплуатироваться при положительных и отрицательных температурах воздуха. |
TD | Применяется для приводов, размещаемых на высоте: канатные дороги; подъемники на склонах. | Для современной техники реализуют в основном синтетические масла. |
Классификация по JASO определяет «городские» масла, которые применяют для небольших транспортных средств (таблица 2).
Таблица 2: Классификатор JASO для масел, используемых в двухтактных ДВС
Обозначение | Принадлежность двухтактных двигателей | Примечания |
FA | Масло рекомендовано для развивающихся стран. Преимущественно используется для мобильных транспортных средств. | Чаще всего производители создают смазку на минеральной основе. Полусинтетика используется редко. Вязкость масел довольно высокая, работоспособность при сильном нагреве. |
FB | Масло высокого качества, соответствует требованиям развитых стран (Япония, Южная Корея, ФРГ, Франция) | Используется синтетическая основа. Могут эксплуатироваться при положительных и отрицательных температурах воздуха. |
FC | При сгорании не образует видимый дым. Рекомендуется для использования в крупных населенных пунктах. Особенно востребовано в мегаполисах, где эксплуатируют двухколесные транспортные средства | Используется синтетическая и полусинтетическая основа. Универсальное использование в течение всего года. |
FD | Объединяет требования масел по параметрам FB и FC. | Отличается высокой ценой. Используется синтетическая несущая основа. |
Требования к моторному маслу для двухтактного двигателя
Технологическое решение обеспечения смазки в ДВС двухтактного цикла осуществляется двумя способами.
- Смешивание бензина и смазки при заправке в топливный бак.
- Раздельная подача горючего и смазочного компонентов. Подобным образом решается вопрос в двухтактных дизелях. Имеются два бака: в основной заливается топливо; во вспомогательный – масло.
Рекомендуем: Как выбрать литые диски для своего автомобиля?
Промышленность использует двухтактные дизели довольно ограничено. Чаще всего – это судовые моторы с большим ходом поршня. Для пользователей более распространенным является первый способ. Его применяют
- на мобильной технике: мотоциклы, скутеры, мотовелосипеды, мотоблоки, мотокультиваторы и другие устройства;
- для малой механизации в быту: бензопилы, мотокосы, буровые установки и ряд иных устройств.
Основные характеристики моторного масла
- Вязкость – это способность образовывать устойчивую пленку на поверхности контакта механических элементов. Для тепловых машин нужно обеспечивать стабильность данного показателя в широком температурном диапазоне (-20…+60 ⁰С).
- Текучесть является вторым важным показателем. Жидкость для смазки должна заполнять предоставляемое ей пространство. При запуске двигателя его температура еще довольно мала, поэтому необходимо проникновение масла в кривошипно-шатунном механизме, оседание на стенках цилиндра.
- Наличие противопригарных присадок. Это требование возникло сравнительно недавно. Компоненты начали добавлять примерно 20…25 лет назад. В результате реже возникают поломки из-за залегания колец в канавках поршней. При температуре более 2000…2100⁰С, которая наблюдается при сгорании топлива присадки не позволяют маслу образовывать кристаллы, оседающие в разных точках, где их вымывание затруднено.
- Противопенные присадки не позволяют образовывать пузыри газа на поверхности масляной пленки. Там, где присутствует пузырек газа, толщина пленки минимальная. Возможен «сухой» контакт между сопрягаемыми деталями.
- Противокоррозионные свойства. Смазка не должна окисляться кислородом, содержащимся в воздухе. Поэтому в составе обязательно присутствует небольшое количество предельных углеводородов (парафинов). Они образуют на поверхности защитное покрытие, предотвращающее доступ кислорода к металлу.
- Растворимость в бензине показатель, без которого использовать смазочное вещество нельзя. В практике требуется создавать топливо-смазочные смеси с разными соотношениями. Для тяжелых мотоциклов требуется готовить тяжелую пропорцию, в которой на 1 часть масла заливают 15…25 частей топлива. Для легких моторов триммеров нужна легкая смесь, в ней поддерживают пропорцию 1 : 40…50.
- Стабильность свойств характеризуется сохранением исходных показателей в течение длительного периода. Жидкость не должна расслаиваться. Не допускается выпадение включений в осадок.
Рекомендуем: Устройство вариатора CVT
В основе моторной смазки имеется несущая часть, а также присадочные компоненты, которые задают основные характеристики материалу.
Принцип работы
2-х тактный двигатель не имеет картер, он смазывается смесью масла и топлива, которая полностью сгорает в камере сгорания цилиндра мотора. Моторные жидкости для четырехтактных агрегатов не контактируют с топливом. Из-за отличий в принципе работы к производителям смазочных материалов предъявляются разные требования к свойствам моторных жидкостей для 2-х и 4-х тактных приводов.
Для 2-х тактного двигателя необходимо масло, которое будет полностью сгорать в камере сгорания, не оставляя при этом осадок и сажу
Важно, чтоб несгоревшие остатки масла, поступающие в выхлопные газы, поддавались биологическому разложению
Для четырехтактных силовых агрегатов основным параметром моторных смесей является вязкость — возможность жидкостей сохранять свою структуру при различных условиях эксплуатации для обеспечения образования прочной смазочной пленки на элементах привода.
Что такое биомасло и чем оно отличается от остальных?
Биомасла или биоразлагаемые масла получили в последнее время
распространение в Европе в связи с общей тенденцией использования
экологичных продуктов в процессе производства, особенно тех, которые
непосредственно контактируют с природой: лесозаготовительные
участки, особые экологические зоны, сады, парки и т.д. Главное
преимущество биоразлагаемых масел это их способность к утилизации
микроорганизмами при попадании в почву или воду (до 70-80%). Кроме
того, эти масла обладают превосходными эксплуатационными
характеристиками. Их недостатком является высокая стоимость по
сравнению с минеральными и даже синтетическими маслами.
Влияние вязкости масла на концентрации его в смеси
Эффективность работы и долговечность ПМ во многом зависят от вязкости масла и концентрации его в топливе. Многочисленные исследования показали, что оптимальные значения этих характеристик для двигателей разных моделей различны. Уменьшение вязкости при низкой концентрации масла может вызвать повышение интенсивности изнашивания деталей двигателя, появление задиров. Напротив, увеличение концентрации масла (особенно — высоковязкого) ухудшает процессы сгорания, повышает потери на трение, увеличивает нагарообразование и токсичность выхлопа. Например влияние вязкости и концентрации масла в топливе на мощность в двигателе «2СД-М1» приведено на рис.1. Для этого двигателя наиболее благоприятны вязкость 10-12 ммУс при 100°С и концентрация масла в топливе 3%. В зависимости от конструкции двигателя и марки масла эти оптимальные значения могут изменяться.
Некоторые важные нюансы
Важно помнить, что смесь нельзя хранить длительное время. Самостоятельное хранение должно осуществляться только в темном, прохладном помещении без попадания прямых солнечных лучей
Даже если смесь должна быть оставлена на несколько дней перед использованием, канистру следует поставить на землю, чтобы снять электризующий эффект. Контейнер для смеси может быть изготовлен только из железа, хранение в пластике не допускается.
Запрещается использовать емкости для напитков (воды, сока или лимонада) для хранения бензина или масла. Полиэтилентерефталатная основа, на которой изготовлена пищевая бутылка, не устойчива к воздействию нефтепродуктов и их добавок.
Правильно приготовленная смесь является залогом нормальной работы двигателя на протяжении всего срока службы устройства. Если все сделано правильно, потребление будет низким, а производительность – высокой. Работать с этим триммером – одно удовольствие. Чтобы удовольствие длилось как можно дольше, неплохо бы автоматизировать приготовление и смену смеси, а также использовать одни и те же ресурсы (масло, топливо).
Многие современные бренды отказались от концепции “притирки” или выполнения первых нескольких циклов кошения в “щадящем” режиме, на пониженной скорости. Производитель бензопил Husqvarna, например, рекомендует использовать косу на полную мощность с первого покоса, а затем дать ей поработать на медленной скорости в течение 1-3 минут. Самое главное – получить правильную смесь со всеми свойствами, необходимыми для бесперебойной смазки и работы двигателя.
Принцип работы
2-х тактный двигатель не имеет картер, он смазывается смесью масла и топлива, которая полностью сгорает в камере сгорания цилиндра мотора. Моторные жидкости для четырехтактных агрегатов не контактируют с топливом. Из-за отличий в принципе работы к производителям смазочных материалов предъявляются разные требования к свойствам моторных жидкостей для 2-х и 4-х тактных приводов.
Для 2-х тактного двигателя необходимо масло, которое будет полностью сгорать в камере сгорания, не оставляя при этом осадок и сажу
Важно, чтоб несгоревшие остатки масла, поступающие в выхлопные газы, поддавались биологическому разложению
Для четырехтактных силовых агрегатов основным параметром моторных смесей является вязкость — возможность жидкостей сохранять свою структуру при различных условиях эксплуатации для обеспечения образования прочной смазочной пленки на элементах привода.