Мотоцикл BMW F800GS 2013 – рассмотрим во всех подробностях

Other Good Things

Regardless of where the F800GS is used, there is one thing that will provide an endless source of entertainment: that sharp bark and rasp of the exhaust system. It still raises the hair on the back of my neck and attracts a lot of spectator attention, in a positive way.

At idle it sits and burbles away, vocalizing its impatience to get going.

While other owners of the F800 models go out of their way to find an after-market exhaust system or canister that provides a more ‘mature’ tone to the engine and gets rid of the ‘buzz-saw’ sound, I have always appreciated its lightweight and well-tuned exhaust system and the sound.

The revised state-of-tune GS motor just takes it up to the next level.

For me the best single part of the whole motorcycle is the engine. Like the smaller Versys mill that I find so attractive, the BMW twin excels in so many ways.

Narrow and compact, very little of the engine, less some of the side cases, can be seen from the saddle.

A simple touch of the starter button instantly brings it to life with a sharp bark, followed by a very deep but muted idle. The engine pulls quite hard right off and it loves to rev up, with a commensurate increase in forward momentum, aided by stirring the gearbox.

My transmission has been just about perfect since day one.

I have to look at the gear indicator to know that the transmission has been engaged. A light pull on the clutch and a similar effort on the gear lever will let you move up and down through the gearbox in short order.

First gear is tall, which might seem to be a handicap of sorts, but in reality isn’t. I find the ratios just fine for the speeds and roads that I run.

First gear allows both slow trolling and quick bursts of throttle, although a deft touch on the throttle is needed; response is very quick from the FI system.

Highway runs along the 401 and 416 up here and the I-64 in Virginia proved that fourth and fifth are more than adequate for cruising and passing at will.

Sixth gear puts the engine into loaf mode at anything other than ‘go to jail’ or ‘pay a heavy fine’ speeds.

ДУГИ

Кронштейны креп­ления кофров выполняют роль боковых защитных дуг Движок хорошо подхватывает с низов, передачи растянутые, крутить мотор до красной зоны, чтобы получить ускорение, совершенно не обязательно: выкручивание газа ничего, кроме воя двигателя и стремительного расхода топлива, не дает. В общем, типичный легкий “трактор”, который может и уверенно пилить по ровному грейдеру, и без напряжения вскарабкаться на горку, если тропинка вдруг пойдет вверх.

За счет новых подвесок и усиления подрамника шасси, по ощущениям, стало более крепко сбитым. Амортизаторы съедают практически все неровности, удары лишь отдаются в руль, но это особенность любой телескопической подвески. Мне особенно понравилась развесовка: немалую массу мотоцикла (с багажными кофрами и скарбом в них!) практически не чувствуешь.

Симптомами ремонта двигателя на BMW F 800 GS являются:

  • Посторонний шум в двигателе
  • Большой расход масла
  • Расход охлаждающей жидкости
  • Малая компрессия в двигателе либо большая разница между цилиндрами
  • Чрезмерная высокая компрессия, связанная с нагаром в камере сгорания
  • Сизый дым из глушителя
  • Явная утечка масла из двигателя
  • Проблемы с коробкой передач

Разборка BMW F 800 GS для снятия двигателя Снятие двигателя BMW F 800 GS Очистка двигателя перед разбором Разборка мотора Полная дефектовка двигателя Очистка двигателя от металлической стружки и других загрязнений Диагностика всех подшипников и зубчатых передач двигателя Замена изношенных / сломанных / гнутых деталей Сборка двигателя Проверка зазоров клапанного механизма Установка двигателя на BMW F 800 GS Окончательная сборка BMW F 800 GS, запуск Все работы по ремонту двигателя проводит высококвалифицированный моторист с большим опытом работы. Дается гарантия 1 год на все производимые работы.

Несколько слов о системе безопасности

БМВ — производитель авто- и мототехники, который уделяет большое внимание не только качеству и надежности своей продукции, но и ее безопасности. Так, купить БМВ F 800 GS — значит купить безопасный байк, оснащенный системой ABS (выступающей, к слову, уже в качестве стандартного оборудования), а также системами ESA и ASC (в качестве дополнительного)

Легкая управляемость мотоциклом и придельная точность выполнения всех команд с мгновенной обратной связью позволяют сделать путешествия даже на самые дальние расстояния удовольствием! Такой мотоцикл станет настоящей находкой для ценителей надежности, практичности и комфорта. Или нет — он станет настоящей находкой для всех!

BMW F 850 GS

Среднего «Гуся» ждали давно, баварцы его даже немного передержали. «Восьмисотка» давно устарела, так что клиент начал посматривать в другие стороны. Но новый F 850 GS оказался именно таким, как нужно: современным, быстрым и удобным. F 800 GS был мотоциклом популярным, но не без недостатков. Слабым местом стал мотор. Ему не доставало мощности даже в прошлом десятилетии, а сейчас – тем более. К тому же извлечь из него эту мощность не так просто. С набором оборотов двигатель начинал неприятно вибрировать, и вибрация эта пробирала до костей. Чтобы избавиться о такого наследия, немцы расточили не просто цилиндры, а полностью переделали мотор до последнего винтика. Зуд пропал, вибрации, конечно, есть, но радующие, а не раздражающие. Ездить можно на любых оборотах до ограничителя, отличаться будет разве что расход топлива. Впрочем, нет большой необходимости выкручивать ручку «газа». Тяга хорошая во всех режимах, от пешеходных до красной зоны.

У баварцев есть один тяжёлый эндуро. И они постарались отодвинуть от него F 850 GS подальше, чтобы не создавать внутренней конкуренции между своими же моделями. Его рабочие скорости примерно такие же, как у R 1250 GS, но езда получается совсем другой. Не только из-за разницы моторов. За рулём F 850 GS нет характерного ощущения постоянной стабильности. Ходовая часть построена так, что на мотоцикле хочется как можно чаще менять направление движения. Причём в трёхмерном пространстве, не только поворачивая, но и спускаясь, поднимаясь или даже подпрыгивая.

На бездорожье он напоминает лёгкий эндуро, послушный и не слишком высокий. Можно особо не задумываться насчёт проходимости, «Гусь» пусть не очень быстро, но проезжает через такие места, куда с непривычки бывает страшно смотреть. Внедорожная езда для него – это не печальная необходимость, с которой приходится мириться, дабы добраться до конечной точки, а большое удовольствие. На нём можно устраивать чисто фановые эндуро-выезды, только защитить от падений желательно, чтобы не побить симпатичный пластик. Благо, для BMW соответствующие детали поставляются по каталогам в изобилии.

Даже без тюнинга в заводских комплектациях поставляется множество интересных систем и узлов. F 850 GS стал первым мотоциклом BMW с большой цветной приборной панелью. Которая не просто показывает множество данных и меняет множество настроек, но и транслирует со смартфона навигационные указания, названия играющих через гарнитуру треков и информацию о телефонных звонках. Отличная штука – электронная подвеска, особенно когда часто съезжаешь с грунта на асфальт и обратно или меняешь загрузку. Нажал кнопку – и не надо возиться с отвёртками и ключами, пытаясь подобрать комбинацию из нескольких параметров. В общем, получился мотоцикл, удачный во всех отношениях. Он разгоняется и управляется намного лучше предшественника, комплектуется интересными допами и стоит разумных денег.

ДУГИ

Кронштейны креп­ления кофров выполняют роль боковых защитных дуг Движок хорошо подхватывает с низов, передачи растянутые, крутить мотор до красной зоны, чтобы получить ускорение, совершенно не обязательно: выкручивание газа ничего, кроме воя двигателя и стремительного расхода топлива, не дает. В общем, типичный легкий “трактор”, который может и уверенно пилить по ровному грейдеру, и без напряжения вскарабкаться на горку, если тропинка вдруг пойдет вверх.

За счет новых подвесок и усиления подрамника шасси, по ощущениям, стало более крепко сбитым. Амортизаторы съедают практически все неровности, удары лишь отдаются в руль, но это особенность любой телескопической подвески. Мне особенно понравилась развесовка: немалую массу мотоцикла (с багажными кофрами и скарбом в них!) практически не чувствуешь.

Мотор и трансмиссия BMW R 1250 GS

Новый BMW R 1250 GS оснащается увеличенным двигателем с рабочим объемом 1254 см³, который пришел на замену старой силовой установке на 1170 «кубиков». Мотор выдает 136 л.с. мощности на валу, раскручиваясь до 7250 об/мин, и развивает крутящий момент 143 Нм, при частоте вращения вала 6250 об/мин. Это на 11 л.с. и 18 Нм больше, чем обеспечивала предшествующая модель.

Сам мотор принципиальных изменений в компоновке не имеет, это все тот же двухцилиндровый 4-тактный ДВС оппозитного типа. Такая конструкция мотодвигателей остается основной для немецкого производителя уже на протяжение века. Мотор имеет короткоходные поршни, диаметром 102,5 мм, с ходом 76 мм. Степень сжатия камеры сгорания составляет 12,5:1, так что байк требует высокооктанового топлива (минимум АИ-95, но желательно АИ-98).

Симптомами ремонта двигателя на BMW F 800 GS являются:

  • Посторонний шум в двигателе
  • Большой расход масла
  • Расход охлаждающей жидкости
  • Малая компрессия в двигателе либо большая разница между цилиндрами
  • Чрезмерная высокая компрессия, связанная с нагаром в камере сгорания
  • Сизый дым из глушителя
  • Явная утечка масла из двигателя
  • Проблемы с коробкой передач

Разборка BMW F 800 GS для снятия двигателя Снятие двигателя BMW F 800 GS Очистка двигателя перед разбором Разборка мотора Полная дефектовка двигателя Очистка двигателя от металлической стружки и других загрязнений Диагностика всех подшипников и зубчатых передач двигателя Замена изношенных / сломанных / гнутых деталей Сборка двигателя Проверка зазоров клапанного механизма Установка двигателя на BMW F 800 GS Окончательная сборка BMW F 800 GS, запуск Все работы по ремонту двигателя проводит высококвалифицированный моторист с большим опытом работы. Дается гарантия 1 год на все производимые работы.

Honda CRF1000L Africa Twin

Если выбирать самый удачный мотоцикл Honda последнего десятилетия, CRF1000L Africa Twin будет главным претендентом на победу. Японцам удалось найти прекрасное сочетание ходовых качеств, цены, надёжности и легендарного имени. С таким багажом «Африка» получила любовь мотоциклистов всех стран, а вместе с ней и хорошие продажи. В 2018 году мотоцикл обновился, не слишком радикально, но достаточно, чтобы не отставать от общего прогресса индустрии. Из более-менее значимого он получил светодиоды в фарах, лёгкий аккумулятор, электронный «газ», который непонятно, почему отсутствовал в первом поколении мотоцикла.

Благодаря ему удалось сделать более интересной работу электроники. Трекшн-контроль – восьмиступенчатый, переключаются режимы отдельной кнопкой. Очень удобно, можно быстро и аккуратно подстроить под дорожные условия. Самые чувствительные режимы душат мотор заметно, временами это мешает ездить. Небольшая пробуксовка или подброс колеса на «лежачем полицейском», и на какое-то время тяга очень сильно убавляется. Это может спасти от повторного срыва на длинном и очень скользком участке песка или битума, но в большинстве случаев нервирует. Ели же убрать чувствительность, получается в самый раз. Переключение трекшна находится там, где у большинства мотоциклов мигание дальним светом, на первых порах, когда хочешь кого-то согнать с полосы, меняешь настройку антибукса. Похожая ситуация с кнопкой поворотников, которая поменялась местами со звуковым сигналом: пытаешься обозначить манёвр, а вместо этого гудишь. Зато поворотники очень корректно отключаются сами с помощью очень мудрёного алгоритма, который каким-то образом может отличить перестроение от поворота или парковки, практически не ошибаясь.

Мотора здесь не мало и не много, в самый раз для города и дальнобоя. Японцы не стали гнаться за пиковой мощностью, а сосредоточились на более ездовых оборотах. И получили ровный разгон от холостых оборотов до красной зоны. Двигатель работает мягко и спокойно, с минимумом шумов и вибраций. При этом выхлоп звучит по меркам нашего времени громко и с характером, несмотря на соответствие последним эконормам. Наиболее комфортная скорость езды – от 50 до 150 км/ч. Медленнее – начинает чувствоваться размер и вес. Быстрее – высокая посадка и мягкость подвески, да и разгон становится более вялым. Но при желании можно ехать 200 и даже немного больше. В пробках и плотном потоке чувствуешь себя неплохо, но с законами физики ничего не поделаешь, мотоцикл не самый компактный и лёгкий, а потому несколько ленивый при манёврах.

На бездорожье неплохо работает подвеска, характер мотора подходит в самый раз. Но и тут габариты не способствуют управляемости. Комфортнее всего ездить по укатанным дорогам, а рельеф, тропинки, болота проезжаются аккуратно и без большого удовольствия. На дороге большая высота по седлу не особо беспокоит, но на грунте даже с ростом 185 см иногда не получается надёжно опереться на ногу. CRF1000L Africa Twin – по-настоящему большой эндуро даже среди больших эндуро. И это надо помнить при покупке. Водителю с низким ростом будет не слишком удобно, особенно в ситуациях, когда приходится помогать себе ногами, то есть в пробках и на бездорожье. Зато при долгой езде, особенно в путешествиях, комфорт полный, в том числе с пассажиром и багажом.

Эксперт о BMW F800R: Обновленная модель – отличный байк для начинающих

В BMW появился новыйпроект под названием Product Genius. Он направлен нато, чтобы о той или иной модели мог рассказать человек, который знаком с ней не«по бумажкам». Человек, который много ездил и много исследовал. Ему есть с чемсравнить. И если продавец не может знать всех нюансов автомобилей, то этотчеловек знает о каждой кнопочке, о каждой детали все. К примеру, если выувлекаетесь туризмом, то он может порекомендовать вам ту или иную модель.

Sovsport.ru удалось связаться с БорисомЛаминым, который является таким человеком при BMW Motorrad в России. Онрассказал о новой модели BMW F800R.

BMW F800R – новый мотоцикл для города по-немецки

— Какие главные отличия обновленного BMW F800Rот предыдущей версии байка?

— Это новая вилка срадиальным креплением тормозных суппортов, регулируемая подвеска ESA, новаяфара, обновленный дизайн, новая ABS с дополнительным датчиком давления впереднем тормозном контуре, система трекшн-контроля ASC, которая раньше быладоступна только на более дорогих моделях, увеличенная на 3 л.с. мощностьдвигателя.

Фото — BMW

— Когда BMW F800R поступил в продажу вРоссии/Москве? Можно ли уже сделать заказ или предзаказ?

— Российские продажиуже начались. Первые мотоциклы приехали на центральный склад дистрибьютора вконце января

— Подходит ли этот байк для начинающих? Тех,кто только получил права и не имеет опыта вождения?

— Это и есть модельдля начинающих, по версии BMW. На мой взгляд, вполне подходит.

— Многие любители спорят по поводу новойпередней фары. Из серии — теперь байк перестал отличаться от моделей японскогоавтопрома

— Дизайн новой фарыне отличается оригинальностью, но в мотоцикле для начинающих ведь главное — этофункциональность, не так ли? Светит новая фара лучше старой, а это главное внашем случае.

— На видео вы говорите о цене, котораястартует от 530 тыс рублей. А «нашпигованная» версия будет стоить порядка 660тыс руб. Что именно будет входить в самую крутую версию байка?

— Стоимостьмаксимальной заводской комплектации F800R — 656300 рублей. За эти деньгимотоцикл будет оснащен антиблокировочной системой тормозов, трекшн-контролем,датчиками давления воздуха в шинах, подогревом ручек руля, противоугоннойсистемой, светодиодными указателями поворотов, светодиодным задним фонарем,бортовым компьютером, электронно-регулируемой подвеской, спойлером двигателя,крышкой пассажирского сиденья, центральной подставкой, багажником с крепежной системойдля установки боковых кофров и электрической розеткой.

For The Road Ahead

Protection when underway is provided by what appears to be a minimalist windscreen, the side panels and the radiator guard. From the cockpit, the profile appears pretty slim and light compared to the larger profile of the 1200 GS series.

But as whole it all works very well. Air flow over and around provides a decent sized envelope of clean air at speed.

That small stock windscreen is actually darn effective and although non-adjustable, for the most part I haven’t had any issues with air flow or helmet buffeting at varying speeds.

Accordingly, I was not in a big hurry to get an after-market item.

BMW does offer a number of windscreen options and when the dealer got one of the optional Touring Windscreens in, including the required bracket, I sprung for it before heading off to Florida.

This windscreen provides additional upper and side coverage, but the stock windscreen is still going to be used for warmer weather or off-road adventure trips – it is that good.

The dual-section sealed headlight module is about the same width and depth as the R1200GS component, but downsized slightly. It presents a squarer profile from the front vice the relative oval shape presented on the R1200GS.

I find the headlight very effective for most riding conditions although some accessory lighting is on the list to help out with side lighting and forward spotting.

Both light units are easily accessed from the back of the housing via the twist-off weather caps, as are the individual beam adjusters.

As a note of caution however and no matter what type of riding you might do, a wire or clear plastic headlight guard is highly recommended.

The sealed headlight modules are very expensive and a headlight guard is cheap insurance, as rocks always seem to strike at the most inconvenient time.

The School Boy Syndrome

The introduction to and much of this article was sketched out some time ago, well before Christmas actually and about two months after picking up my new F800GS from Motorrad Ottawa on a cool clear early October day.

But like so many things in life, bringing a work in progress to completion is easier said than done.

Between my part time employment as a test driver and motorcycle test rider for a Canadian government department, and with riding still an option into late November and early December, sitting at the keyboard always seemed to be a lower priority.

Then in early January another Beemer, one with lots of carbon fiber, dual overhead cams and blue rims joined the stable – another distraction of sorts.

Even though riding up here was out of the question by late December, less one or two warm breaks allowing some quick block by block runs, two trips south over the winter kept the wheels turning and the smiles coming.

The first trip was to the Blue Ridge area of Virginia at Christmas and the second to Florida for the usual Daytona Speed Week frenzy.

So between some late fall and early winter riding up here and almost three weeks worth down south, a whole lot more ‘data’ was collected regarding the F800GS and of course, some of the installed accessories.

So having concluded that enough promises to the Editor have been broken, here we go…

Регулировка клапанов BMW F 800 GS

Проверяют тепловые зазоры клапанов согласно сервисному руководству на Ваш BMW F 800 GS, а также после разборки головки или замены цепи привода ГРМ или при появлении характерного «цокота» из головки цилиндров.

Увеличенные клапанные зазоры приводят к появлению повышенного шума при работе двигателя, а при слишком малых зазорах клапана не будут закрываться, и двигатель не будет развивать номинальную мощность, а порой и трудно заводиться.

Наш сервисный центр осуществляет:

Настрока клапанов рокерным механизмом Регулировка клапанов шайбами (В наличии шайбы для регулировки клапанов диаметром 7,48мм и 9,48мм)

Обращаем ваше внимание, что после регулировки клапанов в ряде случаев необходима синхронизация карбюраторов

Push and Pull

Forward momentum is provided via a six speed synchromesh gearbox modulated by a mechanically operated multiple-disc wet clutch. Final drive is via a (long) endless link O-rink chain that if correctly adjusted actually has a fair amount of slack.

This is required to facilitate the entire range of motion that the suspension and the drive components, are put through.

The chain is holding up very well on my machine and it is still well within the free play tolerances listed in the manual. If kept clean and well lubricated, adjustments should be minimal, even with extended road use.

The Scottoiler (review) that I installed late last year is working well – the chain seems happy with the current flow settings. Chain adjustment, when needed, should not be a major effort given easy access to the axle, adjusters, etc.

With the centre-stand, most of the preliminary work is quite simple.

Just remember that final adjustment of the chain should be done when the machine is on the side stand. This compresses the suspension slightly, emulating a slight loading.

Where there is drive, there should be braking and BMW did not skimp in this area.

The front pair of 300 mm floating discs with double-piston floating calipers are not the same standard as the seemingly ‘instant-on’ brakes of other high performance models including the F800S and ST models, but they are more than up to the task of scrubbing off speed quickly.

Once conditioned to the feel and function of the front brakes, I have never really wanted more front end stopping power. The only observation so far is that on occasion the lever feels mushy, but pumping the lever once or twice restores full resistance.

Depending on the riding environment, I usually keep one or two fingers on the front brake lever anyway and can keep the pressure built up by putting light tension on the lever now and then.

Servicing has not provided any insight into the issue nor has it corrected the matter.

The rear brake is (quite) powerful with its 265 mm floating disc and single piston floating caliper. Well modulated, it provides good rear wheel brake control, something always appreciated, especially on loose surfaces.

Procrastination

While my procrastination may have an upside, the downside is that it has put me behind the curve in drafting what I hope will be a series of articles about my F800GS as it gains kilometers, accessories and new stamps on its moto-travel passport.

Hopefully readers will understand my excitement at having two new and such competent motorcycles now parked in the garage.

Although the gleaming white HP2 Sport might be the latest addition, it has in no way diminished the sheen around the F800GS.

With just under 4500 km on the clock, a large chunk of that added over the last two trips, my assessment is that the F800GS is one extremely capable motorcycle that does not disappoint.

Judging from comments posted on various forums and discussions held with other owners, this assessment is shared by most.

This is good; my expectations had been honed to a keen edge by having to wait almost an extra year before getting my hands on one.

Spending time on F650 and F800 twins while helping out with Demo Ride Days helped to reduce my impatience, but only slightly.

Технические параметры мотоцикла БМВ

Рядный двигатель БМВ F800 имеет 2 цилиндра. Мощность агрегата достигает 85 лошадиных сил при 7500 оборотов в минуту. Управление двигателем цифровое, установленный аккумулятор не требует обслуживания.

На таком мотоцикле вы сможете развить скорость 200 км/ч при расходе топлива на каждую сотню пути всего 3,8 л! Однако имейте в виду, что такие цифры актуальны для постоянного темпа движения со скоростью в 90 км/ч. Если же стрелка спидометра поднимается до 120 км/ч, расход топлива увеличивается в среднем до 5,2 литра. Согласитесь, при таких показателях мощности купить БМВ F 800 GS весьма и весьма выгодно.

Среди прочих особенностей модели нужно отметить кофры с изменяемым объемом. Подробнее об этом читайте в соответствующих категориях на нашем сайте, ну, а мы отметим еще одну немаловажную особенность мотоцикла — наличие у него большого количества различных дополнительных опций.

Например, его вы можете приобрести с удобным водонепроницаемым рюкзаком для бензобака, модифицированной защитой для рук разного размера, охранной сигнализацией, автоматической системой смазки, светодиодными указателями поворотов и т. д. Практичности представленному БМВ не занимать, особенно если добавить к комплектации удлинитель заднего брызговика или любое из других предложенных решений.

Основные модификации

F800 GS выпускается в следующих версиях: • стандартная F800 GS; • люксовая F800 GS Adventure. В люксовой версии модель от BMW доступна с 2013 года. От стандартной она отличается: • формой ветрового стекла; • топливным баком с увеличенным объемом (24 литра против 16); • защитой двигателя; • сиденьем с измененной формой; • защитой рук; • встроенными креплениями для кофров; • системой трекшн-контроля; • электронно-регулируемыми подвесками. За всю историю данная модель от BMW модернизировалась только в 2013 году. Обновление было косметическим. Модель F800 GS получила новую форму пластика, иную решетку радиатора и несколько других нововведений. Все они сразу же были отмечены как потенциальными покупателями, так и экспертами.

Несколько слов о системе безопасности

БМВ — производитель авто- и мототехники, который уделяет большое внимание не только качеству и надежности своей продукции, но и ее безопасности. Так, купить БМВ F 800 GS — значит купить безопасный байк, оснащенный системой ABS (выступающей, к слову, уже в качестве стандартного оборудования), а также системами ESA и ASC (в качестве дополнительного)

Легкая управляемость мотоциклом и придельная точность выполнения всех команд с мгновенной обратной связью позволяют сделать путешествия даже на самые дальние расстояния удовольствием! Такой мотоцикл станет настоящей находкой для ценителей надежности, практичности и комфорта. Или нет — он станет настоящей находкой для всех!

Несколько слов о системе безопасности

БМВ — производитель авто- и мототехники, который уделяет большое внимание не только качеству и надежности своей продукции, но и ее безопасности. Так, купить БМВ F 800 GS — значит купить безопасный байк, оснащенный системой ABS (выступающей, к слову, уже в качестве стандартного оборудования), а также системами ESA и ASC (в качестве дополнительного)

Легкая управляемость мотоциклом и придельная точность выполнения всех команд с мгновенной обратной связью позволяют сделать путешествия даже на самые дальние расстояния удовольствием! Такой мотоцикл станет настоящей находкой для ценителей надежности, практичности и комфорта. Или нет — он станет настоящей находкой для всех!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий