Плюсы и минусы
Достоинства легендарной Jawa:
- мотоцикл в свое время был одним из лучших на рынке, и даже сейчас им по-прежнему хотят владеть многие мотолюбители;
- байк может похвастаться удобной прямой посадкой;
- хорошая управляемость на большой скорости;
- мягкая подвеска, обеспечивающая комфорт во время езды по легкому бездорожью.
Но есть и недостатки:
- мотоцикл достаточно дорогой даже на вторичном рынке;
- система смазки, при которой моторное масло добавляется прямо в бензин;
- высокая стоимость обслуживания из-за цен на запчасти;
- большой расход топлива, который не устраивает некоторых владельцев этой техники.
Ява 350- легендарный советский мотоцикл
Новая Jawa: представлены три модели
Знаете, где мотоциклы Jawa популярнее, чем в бывшем Советском Союзе и бывшей же Чехословакии? В далекой Индии! Начиная с шестидесятых годов прошлого века двухколесные машины чешской марки считались здесь весьма престижными и супернадежными. На индийской земле эти мотоциклы по лицензии выпускало предприятие Ideal Jawa из Майсура — сначала под оригинальной маркой, а затем под собственным брендом Yezdi, пришедшим из славянских языков.
Под натиском японской и китайской продукции та фирма закрылась еще в 1996 году, однако любовь к марке не ушла бесследно: в Индии до сих пор немало тематических клубов, члены которых берегут культовые чешские мотоциклы. Поэтому концерн Mahindra and Mahindra, взявшийся за освоение громадного, крупнейшего в мире местного рынка двухколесной техники, всеми способами попытался включить бренд Jawa в свою обойму.
Выкупить марку подобно мотоотделению Peugeot или британскому бренду BSA у индийцев не вышло. Однако чехи согласились продать лицензию на использование бренда и классического дизайна своих мотоциклов в странах Азии. Два года назад в Индии была основана компания Classic Legends, на 60% принадлежащая Махиндре, и закипела работа над новыми байками. Ее результатом стали три новые оригинальные модели мотоциклов Jawa, представленные на специальном мероприятии в Мумбае. Первая из них называется просто Jawa, вторая — Jawa Forty Two, а третья машина — перспективный боббер Jawa Perak.
Главный мотоцикл тщательно воспроизводит внешность модели 353/04, известной в Индии как Jawa 250 Type A. У машины двухцветный, хромированный по бокам бензобак и хромированный же картер двигателя, телескопическая передняя вилка, пара задних амортизаторов, однодисковый передний тормоз и барабанный задний. На блоке единственного цилиндра и его головке — развитые ребра, хотя на деле это четырехтактный 293-кубовый мотор жидкостного охлаждения с двумя верхними распредвалами. Конструктивно это двойник двигателя мотоцикла Mahindra Mojo, хотя создатели уверяют, что внесли значительные изменения не только во внешний вид, но и в конструкцию. Мотор с отдачей 27,4 л.с. и 28 Нм установлен в дуплексную раму и сопряжен с шестиступенчатой коробкой передач. А по бокам мотоцикла от двигателя идут две хромированные выхлопные трубы классического явовского вида.
Модель Jawa Forty Two — бюджетный вариант флагманской модели. Если за «настоящую» Яву в Индии просят 2280 долларов, то Forty Two, лишенная хромированного бензобака, на 130 долларов дешевле. Зато для этой версии предложено шесть вариантов окраски (три из них — матовые), в то время как модель Jawa может быть только черной, синей или вишневой. Боббер Jawa Perak с одним седлом, дисковым задним тормозом, 334-кубовым мотором мощностью 31 л.с. и рядом прочих доработок начнут выпускать позже, однако его цена тоже объявлена: 2600 долларов.
Jawa Perak (фото gaadiwaadi.com)
Разумеется, новые Явы компании Mahindra будут выпускать в самой Индии на фирменном мотозаводе в Питгемпере. Главным конкурентом станет другая классическая модель — Royal Enfield Classic 350, которая стоит лишь немногим дешевле. На сайте компании Classic Legends заявки на новые мотоциклы можно подавать с сегодняшнего дня, а в 64 действующих дилерских центрах прием заказов начнется 5 декабря. Увы, в России эти машины не будут доступны: у нас продают только чешские Явы с китайскими или итальянскими двигателями. Впрочем, все может измениться, если опыт Махиндры с собственными Явами окажется удачным: маленькая чешская фирма вряд ли сможет долго противостоять индийскому промышленному гиганту.
Что еще можно улучшить?
Некоторые владельцы совершенствуют выхлопную систему мотоцикла «Ява». Тюнинг, фото которого представлено ниже, выполняется путем установки прямотоков из глушителей автомобилей ВАЗ. Подводящая к мотору трубка обрезается в пятидесяти миллиметрах от самого глушителя, а внешняя часть загибается под определенным углом. Для соединения с коленом трубу надрезают и надежно насаживают. Предварительно в прямоток ввариваются корпусные фиксаторы, а на байк устанавливается подножка.
Дополнительную агрессивность и презентабельность двухколесному агрегату добавляет тахометр, взятый с авто ВАЗ-2106. Подключается он идентично схеме подсоединения в машине. Чтобы установить на «Яву» новый стартер, потребуется заменить маховик, установить дополнительное корпусное крепление и усиленную аккумуляторную батарею.
Неплохим новшеством станет изменение подсветки мотоцикла. Можно подобрать светодиоды в общий с агрегатом колер либо сыграть на контрасте. Оригинально будет смотреться освещение колесных дисков, выхлопной трубы, мотора и прочих основных узлов аппарата.
Современное производство
На этом все модели Ява не окончились. После возобновления производства и выпуска новых линеек бренд JAWA снова стал популярным.
JAWA 300 CL
У JAWA первый новый мотоцикл, который получил любовь публики, — это JAWA 300 CL. Выпущен он в 2018 году. Это своеобразный косплей сразу на две модели: 250-353 и 350-354, которые выпускали с 50-х годов до 70-х. Особенности модели:
- разгоняется до 125 км/ч, хотя стандартной считается — 80 км/ч;
- переднее колесо — 2,15×18″, а заднее — 2,50×17«;
- весит 182 кг;
- двигатель четырёхтактный с объемом 294,72 куб. см.
Дизайн мотоцикла выполнен в стиле ретро. При этом все его внутренние детали — абсолютно новые. Модель соответствует стандарту Euro 4, который контролирует выбросы в атмосферу.
JAWA 350 CL Pérák
Еще один косплей на легендарный мотоцикл — JAWA 350 CL Pérák. В ней есть опущенная задняя часть, что характерно для старых моделей, плавные линии и каплевидный бензобак.
Современный «Перак» хоть и копирует старую модель, а технически намного сильнее. Весит модель 185 кг, разогнаться может до 125 км/ч. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный, объем составляет 350 куб. см. Колеса тут спицевые: переднее 2,5Бх18″, заднее — 4,25Бх17″.
RVM 500 by JAWA Adventure
Если вы ищете мотоцикл, который будет одинаково производиться на эндуро в Европе и Аргентине, то это точно RVM 500 by JAWA Adventure. Модель создавали специально под такие условия, работая над ней вместе с компанией из Аргентины RVM.
Объем двигателя тут составляет 471 куб. см, максимальная скорость доходит до 150 км/ч, а вес — 206 кг. Переднее колесо размером 2,50×19″, а заднее — 4,25×17″. Производители позаботились о том, чтобы у вас был комфортный транспорт для далеких путешествий.
RVM 500 by JAWA Scrambler
Похожая характеристика мотоцикла Ява присутствует и у модели Scrambler, которая тоже выпущена в сотрудничестве с аргентинским производителем RVM. Технические особенности:
- весит 194 кг;
- максимальная скорость — 170 км/ч;
- заднее колесо — 4,50×17″;
- переднее колесо — 2,50×18″;
- объем четырехтактного двигателя — 471.
В дизайне значительно выделяется выхлопная система. В ней главными становятся консольное крепление заднего колеса и глушитель. Представлены мотоциклы в двух основных цветах: красном и зеленом.
JAWA 350 2T
У мотоцикла JAWA 350 2T есть три разных модификации:
- AWA 350 Style — отличается прямоугольной фарой.
- JAWA 350 Style Military — фара круглая, обтекателя нет.
- JAWA 350/634 Retro — повтор модели 634, которая была в прошлом веке.
Отличается у этих моделей преимущественно дизайн. Внутренние характеристики остаются. У двигателя объем составляет 343,5 куб. см, вес — 154 кг, а максимальная скорость — 120 км/ч.
JAWA 350 OHC
И последняя модель в современной линейке на данный момент — JAWA 350 OHC. Дизайн повторяет модель 350-634. При этом рабочий объем двигателя составляет 397,2 куб. см, весит мотоцикл 160 кг. Разгоняться он может до 130 км/ч. Размер переднего колеса — 1,85×19″, а заднего — 3,00×18″. У модели JAWA 350 OHC Sport, которая отличается задней вилкой и тормозом, характеристики такие же.
Мотоцикл JAWA в СССР получил популярность в большей степени из-за дефицита — конкурентов ему почти не было физически. Однако это никак не приуменьшает того факта, что бренд создавал действительно качественный транспорт. Мотоциклы даже спустя несколько десятков лет не теряют свои характеристики.
Мотоцикл в СССР
СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский Союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей.
Постоянная проблема с приобретением запчастей, в некоторой степени решалась с помощью заказов через «Посылторг».
Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х — «Ява 350—638». Первая Ява 638 появилась в 1984 году и носила индекс 5. Она была схожа с моделью 634-7. Отличиями были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в чёрный. У 634-й модели крылья окрашивались в светло-серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic).
В 1986 появилась Ява 350-638-00, за характерную форму задней части её ещё называли «Пенал». Ещё её называли «Банан» или «Белка» из-за заднего спойлера. В 1989 появилась Ява 350—638 с индексом 1-03, которая получила народное название «Люкс», «Супер» и «Обрубок». Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели 634) и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также место металлических шильдиков, расположенных на бензобаке и боковых крышках заняли наклейки. В том же году появилась модель 638-1-04 (Twin Sport), с другими наклейками и амортизаторами Cezet.
Спортивный вариант
Тюнинг под спорт, в связи с техническими особенностями Явы, является наиболее распространенным способом ее видоизменения.
Основные требования, предъявляемые к спортивным мотоциклам:
- Максимальная скорость.
- Скорость разгона.
- Управляемость.
- Безопасность.
- Удобство.
Одним из явных недостатков Ява 350 многие считают слишком легкую переднюю часть, которая начинает терять сцепление на высоких скоростях. Поэтому, несмотря на необходимость общего облегчения конструкции, при установке спортивной передней вилки не будет лишним размещение противовеса. Изменения ходовой части также включают установку дисковых тормозов, литых дисков и более износостойкой цепи с мотоциклов ИЖ.
Эксплуатационные характеристики Ява 350 во многом актуальны и по сей день, а вот современность его дизайна находится под большим вопросом. Простейшим вариантом внешнего тюнинга под спорт является установка на мотоцикл деталей с Yamaha FZR400 и Kawasaki KR250. Первый вариант – отличный донор переднего крыла, второй – колес, передней вилки и тормоза, заднего амортизатора и маятника.
Последняя деталь для установки в гнездо Явы, должна быть заужена посредствам замены стандартных подшипников игольчатыми со шкворней “Волги”. Совокупность данных новшеств делает мотоцикл более маневренным, устойчивым и управляемым. Обвесы корпуса выполняются под заказ, как в мастерских, так и “домашними” умельцами. Внешний тюнинг Явы своими руками – тоже не редкость. Для этого достаточно проявить внимательность и аккуратность, а также иметь при себе достаточное количество пластика или стеклоткани.
Мотоциклы “Ява” и Советский Союз. Начало падения
Знакомство с советской публикой
К середине 50-ых годов “Ява” экспортировалась в 112 стран мира. Именно тогда ее заказало правительство СССР для своего рынка. Как показала потом история, эта сделка стала причиной последующего падения марки и концерна с вершины Олимпа на дно каких-то Тартараров.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Но тогда перспективы казались самыми радужными. Советский мотолюбитель получал в свое распоряжение невероятно качественный по мерках отечественного производства мотоцикл, который слушался с “полуслова”, и обладал, казалось, иммунитетом к хреновым советским дорогам. Именно “Ява Перак” стал катализатором появления в СССР такой публики, как мототуристы.
Ну а сам концерн довольно потирал руки, так как получил доступ к многомиллионному рынку, совсем не избалованному качественным товаром. Это и вылилось в то, что практически за два десятилетия выпуска “Явы” на советских пространствах мотоцикл не претерпел практически никаких существенных изменений. Так называемая “тихая эволюция”.
Как отсутствие конкуренции сгубило концерн
В 60-ых годах моторынки всего мира стремительно завоевывала японская продукция. Мотоциклы стали гораздо динамичней, скоростней, компактней и более стильными.
Jawa 250
А “Ява” же все более и более ориентировалась на советский рынок, так как особых оппонентов там не было. В конце концов, это привело к застою и отсутствию новых идей. Как следствие, некогда гремевший на весь мир завод стал этому самому миру не нужен. Ситуация так и не поменялась вплоть до распада СССР.
Культ Явы 350
Мотоциклы вышеуказанного производителя нередко снимались в отечественных кинофильмах. На одном из таких ездил даже герой мультфильма о зайце и волке.
Именно эти железные кони получали народные клички. Например, одна из таких «Ява-старуха». Те модели, что обладали одноцилиндровым двигателем народ просто и искусно называл «чекушками».
Куплю Яву – вот что интересует наших соотечественников даже в современности, при том что последнюю модель Jawa 350634 поставляли в СССР еще в конце 1980-х-начале 1990-х. Главные ее отличия от модели 634 состоят в особенностях нового двигателя, электрике с напряжением в 12 вольт, а также в конструкции новой передней вилки. Крыло в передней части нового мото окрашивали в красный цвет. Заднее же было черным.
Вышеуказанную модель байка нередко называли «Ява-Пенал». Помимо этого, в народе она получила еще и прозвище «Банан» или «Белка». Последнее возникло из-за особенностей заднего спойлера.
Те модели, которые выпускались с индексом 000, получили народное прозвище «Люкс» либо же «Супер». Отличалась они, в первую очередь, своими выпускными трубами, обладающими большей длиной.
Ходовая часть
При разработке рамы за основу была принята конструкция отлично зарекомендовавших себя ЯВ, предназначенных для труднейших шестидневных мотосоревнований. Рама мотоцикла Ява 634 — закрытая, сдвоенного типа, выполнена из труб круглого сечения. В ней предусмотрена широкая опора для задней маятниковой вилки, также сделанной из труб круглого сечения и имеющей повышенный запас прочности. Сочетание новых рамы и задней вилки представляет собой жесткую пространственную конструкцию, повышающую надежность мотоцикла в тяжелых условиях — прежде всего при езде с боковым прицепом на плохих дорогах. Одновременно эти изменения положительно сказываются и на эксплуатации мотоцикла-одиночки, особенно на его устойчивости при больших скоростях, прохождении поворотов, движении по скользким дорогам, на волнистом покрытии.
Рама мотоцикла Ява 634
Передняя вилка почти без изменений заимствована у прежних моделей. Задние подвески незначительно изменены с учетом конструктивных особенностей новой рамы и задней вилки.
Новый мотоцикл имеет барабанные тормоза диаметром 160 мм. На переднем колесе применена двухкулачковая конструкция, существенно повышающая эффективность торможения.
Усовершенствованию подвергся привод тормоза заднего колеса. Теперь усилие от педали через валик, проходящий сквозь ось задней вилки, передается на левую сторону, а затем, коротким тросом — на рычаг тормоза. Силы трения в приводе уменьшились, и тормоз стал эффективнее.
Колеса нового мотоцикла имеют обод и шины увеличенного до 18 дюймов диаметра, уже проверенные и хорошо себя зарекомендовавшие на ряде моделей, в том числе «ЯВА-Калифорниан-IV». На переднем колесе шина размером 3,25—18 с «направляющим» рисунком протектора, на заднем — 3,50—18 с «универсальным» рисунком.
У модели «634-01» открытый руль несколько больших размеров, чем у типа «360-00», причем рычаги сцепления и переднего тормоза выполнены с утолщениями на концах.
Модификации Ява 350
На сегодняшний день ассортимент моделей мотоциклов Ява позволяет выбрать новый образец байка индивидуально, согласно своим пожеланиям и возможностям. Чешский завод предлагает несколько вариаций 350-ок:
- Ява 350 Стайл;
- Ява 350 Премьер;
- Ява 350 Люкс.
Вариации разняться по элементам внешнего дизайна, опциональным модификациям двигателя, приборной панели, а также предпочтительной географии использования. На какой именно чешке остановится, зависит от желания иметь хромированные детали, электростартер, усиленную ходовую, коляску, дополнительные обтекатели и другие всевозможные фишки. Предварительно визуально сориентироваться можно, просмотрев фото мотоциклов Ява и их модификаций.
В завершение
Чтобы улучшить характеристики своего двухколесного «железного коня» и дать ему вторую жизнь, многие владельцы используют тюнинг. «Ява 350» – вполне приличный мотоцикл, но до современных моделей по дизайну и параметрам он уже не дотягивает. Модернизация позволяет внести кардинальные изменения в конструкцию, получив в итоге машину, хозяину которой будут завидовать все окружающие.
Вполне реально произвести переделку техники своими руками. Правильно выполненный рестайлинг позволит не просто преобразить мотоцикл, но и сделать из него уникальный байк. Главное, запастись необходимыми материалами, теоретическими знаниями и терпением.
Первые шаги к успеху
Первый мотоцикл с которого началась история знаменитого завода JAWA, был представлен на Пражском автосалоне в 1929-м году. Это была модель JAWA 500cc OHV с каплеобразным бензобаком, созданная на базе немецкой модели Wanderer. Мотоцикл Ява был оснащен одноцилиндровым двигателем 498,7 куб см. мощностью 18 л.с., закрепленным в двойной штампованной раме. Этот мотоцикл, который разгонялся до 95 км/час, уже тогда обрел характерную для JAWA окраску — красный цвет с желтыми вставками. Последующие серии этой модели были лишены недостатков своего предшественника: в частности, появился новый глушитель, регулируемое параболическое зеркало, а переднюю вилку стали собирать из прессованного листа. Однако это был достаточно дорогой для того времени мотоцикл, поэтому возникла необходимость в создании новой модели.
Следующей моделью, разработанной английским конструктором Джорджом Уильямом Патчеттом, стал мотоцикл JAWA 175cc Villiers. Он был представлен на Пражском автосалоне в 1932-м году и стал позиционироваться на рынке как «самый лучший мотоцикл за малые деньги». Это была модель с трехканальным двухтактным двигателем объемом 172,6 куб см. мощностью 5,5 л.с., которая весила 70 кг и разгонялась до 70-80 км/час. В первый же год было произведено втрое больше мотоциклов JAWA 175cc Villiers, чем 500-кубовой Явы, так как эта модель стала пользоваться большим спросом благодаря своей легкости, компактным размерам и более доступной цене. В последующие годы мотоцикл приобрел седлообразный топливный бак, два длинных глушителя и другие конструктивные элементы.
30-е годы ознаменовались выпуском и других моделей Ява — JAWA 250 Special, JAWA 350 OHV, JAWA 100 Robot и JAWA 250 Duplex. JAWA 250 Special выпустили в 1935-м году, и в тот период времени эта модель стала одной из основных в продукции завода. У JAWA 250 Special был двухтактный одноцилиндровый двигатель 248 куб. см мощностью 9 л.с., модель весила 95 кг и достигала максимальной скорости в 100 км/час. Впоследствии мотоцикл оснастили карбюратором Amal, новым бензобаком и глушителем. Другой мотоцикл — JAWA 350 OHV, выпущенный в том же году, предназначался для спортивных соревнований. Это была модель с двигателем мощностью 15 л.с., весила она 142 кг и разгонялась до 115 км/час. Мотоцикл выпускался не только в стандартном, но и в улучшенном варианте, у которого было больше хромированных деталей, большая передняя фара и ножное переключение передач.
Одной из самых популярных моделей конца 30-х годов стал мотоцикл JAWA 100 Robot, рассчитанный преимущественно на молодежь. Подобные модели выпускал и завод CZ, причем они считались лучшими в сегменте небольших мотоциклов. Специалисты JAWA тоже решили укрепить свои позиции и разработали мотоцикл JAWA 100 Robot, представленный в 1937-м году. Это была модель с одноцилиндровым двигателем 98,8 куб. см мощностью 2,6 л.с., которая запускалась с помощью педалей с места или с разгона. JAWA 100 Robot весила всего 49 кг, достигала максимальной скорости в 65 км/час, и она действительно оказалась очень востребованной у молодежи и любителей легких мотоциклов. Перед началом Второй мировой войны завод успел выпустить еще одну новинку: JAWA 250 Duplex с двигателем объемом 246 куб.см и мощностью 9 л.с. Модель развивала максимальную скорость 100 км/час и весила 115 кг.
Электрооборудование Ява 634
На данной модели использовался генератор на 6 полюсов и мощностью в 75 ВТ, а в общие характеристики дали батарейную систему зажигания Ява 634 6 вольт. Сам генератор надежно был закреплен на картере двигателя. Так как сиденье Явы было 2-х местным. Туда свободно умещалась аккумуляторная батарея. Приборная панель мотоцикла была вполне понятной и имела 4 лампы разного цвета. При работе генератора гаснет красная лампочка, при включении поворота мигает зеленая лампочка, при установке мотоцикла на нейтральную скорость работает желтый индикатор, а во время работы дальнего света начинает работать синий индикатор.
За безопасности при эксплуатации тоже позаботились, установив оба барабанных тормоза с механическим приводом. Процесс торможения происходит нестандартным способом, ведь задний тормоз можно активировать нажатием на педаль, находящуюся справа в нижней части мотоцикла.
Отдельно можно подчеркнуть хорошее и удобное сиденье, которое даже при длительных путешествиях будет казаться комфортным и мягким. Есть возможность вытаскивать седло. Для инструментов и удобного расположения аккумулятора были созданы отделы соответствующего размера. Для лучшей безопасности сиденье имеет возможность закрываться на замок.
Также модель получила немного спортивных деталей. Среди них подножки спортивного типа и руль. Что касается руля, то он получил возможность наклонной регулировки. Производитель постарался сделать мотоцикл максимально безопасным, поэтому при повороте руля до упора в правую сторону. Руль блокируется цилиндровым замком.
Техническая составляющая
Теперь о технической части. Этот мотоцикл имел классическую конструкцию. Рама была трубчатой несущей, к ней и крепились все элементы.
Подвеска спереди состояла из передней телескопической гидравлической вилки.
Сзади – маятник с двумя амортизаторами. Тормозная система – полностью барабанная, спереди привод тросиковый, сзади – системой тяг.
Силовая установка – двухцилиндровая двухтактная, с рядным расположением. Охлаждение воздушное, а система питания – карбюраторная. Запуск силовой установки был ножной.
Коробка передач – с ножным переключением, имела 4 скорости. Привод на заднее колесо осуществлялся посредством цепной передачи.
Простой по конструкции мотоцикл, но именно из-за этого, да еще и с эффектной внешностью он был желанным транспортом для многих.
Технические характеристики
Советские мотоциклисты недаром мечтали об этой модели! У Явы 350 технические характеристики неплохи, особенно для своего времени, хотя сейчас они выглядят безнадёжно отстающими. Но этот мотоцикл был впервые выпущен почти 40 лет назад, и было бы несправедливо требовать от него соответствия современным стандартам.
Двигатель
Простейший (но для своего времени – очень даже прогрессивный!) 2-тактный 2-цилиндровый двигатель требует заливать в бензобак бензин с добавлением масла, чтобы механизмы могли нормально смазываться. Мощность – 26 л.с., и этот мотор способен разогнать мотоцикл до максимальной скорости в 130 км/ч. Двухтактный силовой агрегат не отличается высоким ресурсом, но всё равно он достаточно живуч.
Трансмиссия
В коробке передач не 5 передач, как привыкли байкеры в наши дни, а всего 4. Но передаточные числа довольно длинные, так что их хватает. А во всём, что касается надёжности, КПП Явы 350 может послужить образцом для подражания многим китайским бракоделам, которые в XXI веке ухитряются клепать мотоциклы с коробками, заедающими при каждом десятом переключении.
Ходовая часть и тормоза
Стальная рама со всей вышеописанной конструкцией покоится на четырёх стандартных амортизаторах – два сзади плюс вилка спереди. Никаких настроек не предусмотрено, что было нормой для 80-х годов прошлого века. Тормоза тоже простенькие, барабанные, причём дискового тормоза нет даже на переднем колесе. Тормозной путь довольно значительный, так как весит байк немало.
Электроника
Для этой модели впервые был применён аккумулятор на 12 вольт вместо 6. Это пошло мотоциклу на пользу – электросхема в нём чрезвычайно проста, пусть и архаична. Зарядка АКБ начинается, когда двигатель набирает обороты от 1000 в минуту и выше, а обеспечивает её генератор, работающий совместно с диодным выпрямителем напряжения. По сравнению с предыдущей моделью чехословацкого завода генератор стал в целых 2,8 раза мощнее.
Вес и габариты
Сухая масса байка достаточно велика, 156 кг без коляски. В ту эпоху никто особенно не задумывался о применении более современных технологий с целью снижения веса и, соответственно, улучшения энерговооруженности. Впрочем, по сравнению со многими советскими мотоциклами детище чехословацких инженеров тяжёлым совсем не кажется.
Управляемость
В наши дни этот байк наверняка бы назвали «мотоциклом двойного назначения«. Он одинаково хорошо справляется с ездой как по асфальту, так и по грунтовым дорогам, и даже лёгкого бездорожье ему по плечу, особенно если озаботиться покупкой подходящей резины. Если сравнивать его не с современными мотоциклами, а с теми, что выпускались на закате СССР, он будет очень даже хорош.
Расход топлива
Ява 350 способна ездить на любом бензине, какой вам только удастся найти. Не забывайте мешать его с маслом в пропорции 40 к 1! А если вы меняете двигатель или какие-то элементы поршневой группы, то соотношение должно быть 33 к 1, согласно рекомендации завода-производителя. Расход топлива на трассе может достигать 5 литров на 100 км, а в городских условиях вырастать и до 7 литров.
Плюсы и минусы
Сравнивать Яву 350 нужно с современными ей мотоциклами, а не с моделями, выпускаемыми в наши дни. И для своей эпохи этот байк был, без преувеличения, великолепен! Недаром он пользовался такой популярностью в СССР, несмотря на то, что запчасти на неё советским мотоциклистам приходилось с разнообразными ухищрениями заказывать из союзной Чехословакии.
Преимущества
- Мощность. Всякие там «Восходы» и «Ижи» поспорить с чехословацким мотоциклом на дороге не могли.
- Значительный ресурс двигателя и ЦПГ, заметно больший, чем у большинства советских байков.
- Умеренная масса, меньшая, чем у «Урала» или «Юпитера».
Недостатки
- Трудности с поиском запчастей в наше время. Найти можно всё, но придётся побегать.
- На фоне современных конкурентов у Явы 634 технические характеристики не выдерживают никакого сравнения даже с «китайцами». У 638 модели, впрочем, тоже.
- Доведённую до ума Яву 350 попросту жалко эксплуатировать в качестве транспорта на каждый день.
Часто задаваемые вопросы
- Запчасти у 634 и 638 подходят друг к другу? По большей части да. Но в продаже чаще встречаются детали на более свежую модель, то есть 638.
- Сколько лошадей в Яве 350? Ровно 26 резвых скакунов. Правда, никто уже не помнит, как именно чехословацкий завод замерял мощность, на коленвале или на заднем колесе.
- У меня в гараже стоит юбилейка старая, от деда досталась, не заводилась лет двадцать точно, но выглядит прилично. Есть ли смысл вкладываться в реставрацию с целью продажи? Да, если байк в целом пребывает в нормальном состоянии. Коллекционные экземпляры могут стоить довольно дорого.
- Какой ресурс у этого мотора? Точных данных нет, но есть отзывы владельцев, утверждающих, что двигатель ходит по 30.000 км и более без ремонтов.
- Сколько весит мотоцикл Ява 350? Снаряженная масса со всеми жидкостями и прочим – около 185 кг, сухая масса – порядка 156 кг.
Часто задаваемые вопросы
- Запчасти у 634 и 638 подходят друг к другу? По большей части да. Но в продаже чаще встречаются детали на более свежую модель, то есть 638.
- Сколько лошадей в Яве 350? Ровно 26 резвых скакунов. Правда, никто уже не помнит, как именно чехословацкий завод замерял мощность, на коленвале или на заднем колесе.
- У меня в гараже стоит юбилейка старая, от деда досталась, не заводилась лет двадцать точно, но выглядит прилично. Есть ли смысл вкладываться в реставрацию с целью продажи? Да, если байк в целом пребывает в нормальном состоянии. Коллекционные экземпляры могут стоить довольно дорого.
- Какой ресурс у этого мотора? Точных данных нет, но есть отзывы владельцев, утверждающих, что двигатель ходит по 30.000 км и более без ремонтов.
- Сколько весит мотоцикл Ява 350? Снаряженная масса со всеми жидкостями и прочим – около 185 кг, сухая масса – порядка 156 кг.
«Ява-634» – популярный мотоцикл семидесятых
В 1973 г. инженерами народного предприятия JAWA была разработана новая модель мотоцикла, относящегося к большому семейству «Ява-350». Она была оснащена двухтактным двигателем с рабочим объемом 350 см3, хорошо зарекомендовавшим себя на предыдущих моделях. Эта модель получила название «Ява-634» и выпускалась с небольшими усовершенствованиями в течение девяти лет (до 1982 года).
На советском рынке «Ява-634» присутствовала с обозначением 634/01. Для внутреннего рынка выпускалась модель 634/4/03. Принципиальных различий они не имели, за исключением двигателя. «Ява», выпускавшаяся для чехословацкого рынка, оснащалась менее мощными силовыми агрегатами (19 л.с. против 22 л.с.), чтобы не превышать установленные европейские нормы по уровню шума (84 дБ).
Описание мотоцикла «Ява-350» (тип 634)
Предназначение
Мотоцикл «Ява-634» представляет собой рассчитанное на перевозку одного или двух человек, а также грузов общей массой до 180 кг одноколейное транспортное средство. Он предназначен для передвижения не только по дорогам с твердым покрытием, но и по проселочным, что сделало его необычайно популярным в нашей стране. К мотоциклу возможно присоединение бокового или заднего прицепа с помощью дополнительных деталей.
Двигатель
Силовой агрегат представляет собой двухтактный двигатель с воздушной системой охлаждения объемом 350 см3, способный разгонять мотоцикл до 128 км/ч. Два цилиндра расположены поперек продольной оси с наклоном вперед на 25оC. Объем топливного бака – 16 л, расход топлива — 4 литра на 100 км. Отличающийся высокой надежностью и прочностью, он обладает превосходной приемистостью и невысоким уровнем шума. Для безупречной работы в бак необходимо заливать смесь бензина с маслом в пропорции 1:30.
Трансмиссия
Сцепление мотоцикла, работающее в масляной ванне, является многодисковым, со стальными дисками и огнеупорной накладкой. Для его управления на левой стороне руля расположен рычаг сцепления. Кроме того, предусмотрено полуавтоматическое выключение при изменении передаточного числа.
Коробка передач сделана четырехступенчатой со скользящими шестернями. Для переключения передач имеется ножная рукоятка, совмещенная с рукояткой запуска двигателя.
Ходовая часть
«Ява-634» получила новую конструкцию рамы, которая выполнена с поворотной стрелой, имеющей необходимую прочность и жесткость при эксплуатации мотоцикла как с коляской, так и без нее.
Тормоза у мотоцикла независимые барабанного типа, с механическим приводом. Торможение передними колесами осуществляется с помощью рукоятки, расположенной на руле с правой стороны, задними – ножной педалью (тоже справа).
Переднее колесо, а также стальные спиральные пружины с гидравлическими амортизаторами закреплены в телескопической вилке, что обеспечивает их хорошую работу при движении по неровной дороге.
Задняя маятниковая вилка, в которой закреплено колесо, обеспечивает хорошую устойчивость при движении по мокрой и скользкой дороге благодаря достаточно широкой опоре.
Электрооборудование
На мотоцикле «Ява-634» применяется батарейная система зажигания с напряжением 6 В. Генератор шестиполюсный с номинальной мощностью 75 Вт, на корпусе которого установлены щетки, прерыватели и конденсаторы, крепится к картеру двигателя. Аккумуляторная батарея расположена под двухместным седлом подушечной формы.
На панели приборов расположены четыре контрольных лампы: красная – для контроля системы зажигания (гаснет, когда генератор начинает работать), синяя – включение дальнего света, зеленая – указатель поворота, желтая – нейтральное положение рычага переключения передач.
Мотоцикл «Ява-634», характеристики и внешний вид которого можно не без основания считать предметом гордости чехословацких конструкторов, выпускался в нескольких модификациях. Самой последней из них стала 634/7, которая при незначительных изменениях дизайна сохранила все основные детали, присущие поколению «Ява-350/634».