Отработанные мотоциклетные (автомобильные) аккумуляторы и их утилизация

Бизнес по утилизации АКБ. Оценка рентабельности

Скупка старых элементов питания уже активно практикуется, а это – основа прибыльного бизнеса, т. к. можно по низкой цене, а часто и вовсе бесплатно получать аккумуляторы. Их дальнейшая переработка, разборка и сдача отдельных элементов конструкции в специальные пункты или применение другим способом – это лишь некоторые способы, позволяющие начать бизнес.

Положительные стороны

Утилизация аккумуляторов автомобильных, а также выполнение прочих манипуляций с ними позволяет снизить нагрузку на экосистему. Другие преимущества:

  • невысокие затраты на переработку: на первоначальном этапе достаточно иметь транспорт для перевозки аккумуляторов от места, где владелец сдает АКБ на условиях самовывоза (чаще всего), до точки переработки, а также обустроить участок (отдельное помещение для хранения);
  • сфера пока не занята – конкуренция низкая, что обусловлено высокой токсичностью таких отходов (активные вещества в составе АКБ относятся к 1-2 классу опасности);
  • существует множество вариантов реализации бизнеса: посредничество между владельцем и перерабатывающим объектом, непосредственно утилизация, восстановление, разборка на составляющие с целью дальнейшего распределения материалов по другим предприятиям.

Можно начать с транспортировки АКБ от потребителей к переработчикам

Трудности в оформлении

ФЛ не может заниматься переработкой и обращением с АКБ на законных основаниях, необходимо оформить ИП или организацию другой формы бизнеса. Кроме того, при переработке литий-ионных аккумуляторов, а также свинцовых элементов питания и других разновидностей необходимо подтвердить свою способность обращаться с отходами максимально безопасно для окружающих и экосистемы. Для этого необходимо получить лицензию в Росприроднадзоре. Кроме того, СЭС должна подтвердить, что для данного вида бизнеса в распоряжении предпринимателя имеется подходящее помещение или объект.

Трудности могут возникнуть на этапе получения разрешений

Выбор профиля деятельности

Чтобы определиться, какой вариант бизнеса лучше открыть, исходя из своих возможностей, нужно дополнительно изучить особенности различных направлений:

ДеятельностьОборудованиеКвалификация, обучениеПрибыль (1 аккумулятор), руб.Стартовый капитал, руб.
Посредничество: прием от владельца, перенаправление на перерабатывающий заводГараж или другое помещение (нежилого фонда), транспорт малой или средней вместимостиНе требуется100-400Если нет помещения, транспортного средства, понадобится около 20 тыс.
Разборка своими силами с последующей утилизациейПодходящее для выполнения разных действий оборудованиеТребуетсяОт 10 тыс.Более 2 млн.
Восстановление АКБ, перепродажаЗапасные части, техника, а также помещениеТребуется, также нужно пройти обучение5-7 тыс.От 140 тыс.

Прием и скупка старых аккумуляторов, налаживание рынков сбыта и каналов сырья

Следует искать клиентов, готовых на возмездной и безвозмездной основе сдать отработанный элемент питания своего авто. Больше шансов наладить рынок сбыта рядом с объектами:

  • СТО;
  • авторынками;
  • гаражными кооперативами;
  • парковками и др.

Восстановление и продажа аккумуляторов на СТО

Условия приёма АКБ

Решив сдать автомобильный аккумулятор, вы можете столкнуться с ситуацией, когда разные скупщики будут предлагать свои условия сделки, зачастую различающиеся кардинально.

Одни предлагают фиксированную цену за единицу, у других ценник формируется в зависимости от ёмкости батареи, третьи могут выставлять стоимость в зависимости от веса АКБ. Стоит также поинтересоваться, не полагается ли скидка на новый аккумулятор при сдаче в утиль старого.

В любом случае именно вам предстоит определить, где выгоднее сдать отработанный источник питания.

По большому счёту вас не должна беспокоить судьба сданной батареи, но если вы заботитесь о сохранности природной среды, то лучше обходите стороной частных приёмщиков, предпочитая крупные автомагазины. Они гарантированно работают с оптовиками, которые либо сами занимаются переработкой, либо сдают батареи специализированным предприятиям, где процесс переработки налажен в соответствии с нормами экологичной безопасности, исключающими попадание вредных материалов в природную среду.

Типичная технология переработки свинцово-кислотных и иных разновидностей автомобильных аккумуляторов для повторного использования в основном производстве состоит из нескольких этапов:

  • сначала электролит (раствор кислоты или щёлочи) аккуратно сливается в специальные резервуары, где посредством химической обработки жидкости разделяются на компоненты, воду и кислоту или щёлочь, а последние составляющие впоследствии нейтрализуют, обычно тоже химическим или электрохимическим способом;
  • корпус батареи разбирается, после чего приступают к обработке внутреннего содержимого АКБ;
  • и пластик, и свинец подлежат отправке на предприятия, занимающиеся переработкой этих компонентов, остальные материалы, представляющие хоть малейшую опасность для окружающей среды, подлежат уничтожению или утилизации в спецхранилищах.

Каждый водитель должен понимать, что утилизация автомобильного аккумулятора – это не только способ получения денег за использованный продукт, но и внесение посильного вклада в нужное дело защиты окружающей среды. К перерабатывающим предприятиям тоже применяются ограничительные меры: они должны обладать лицензией на осуществление подобной хоздеятельности и соблюдать все нормативные требования, относящиеся к переработке и утилизации экологически опасных материалов.

Вполне возможно, что тот приёмный пункт, в который вы обратились, работает не со всеми видами автомобильных аккумуляторов, отказываясь принимать гелевые, щелочные или иные разновидности аккумуляторов. В этом случае стоит поискать другого приёмщика – наверняка таковые имеются в вашем городе.

Утилизация аккумуляторов разных типов

Существует несколько основных видов аккумуляторов для автомобилей, но каждый из них нуждается в утилизации. Если просто выбросить АКБ на помойку, то через некоторое время под воздействием разных факторов из него может начать вытекать электролит. Это опасное, ядовитое для животных и грунта химическое соединение, наносящее окружающей среде непоправимый вред.

Поэтому утилизация аккумуляторных батарей – это обязанность современного общества. Во многих развитых странах мира подобные процессы давно нашли поддержку на государственном уровне.

Зачем нужна?

Утилизировать отработанные автомобильные аккумуляторы нужно обязательно потому, что при простом выбросе их на свалку, на разложение пластиковых элементов изделия уйдет около 40-60 лет, а на разложение химических соединений и электролита – не одно столетие. Иными словами, в течение столетий в месте выброса АКБ грунт будет отравлен и непригоден для использования.

Утилизация АКБ также позволяет использовать многие компоненты аккумулятора повторно. Металлы могут применяться в металлургической промышленности, полимерные компоненты – при изготовлении пластиковых изделий, серная кислота и щелочи – в химической отрасли.

Как происходит?

Сдача аккумулятора в утиль – правильное решение, позволяющее не только обеспечить безопасность переработки АКБ, но получить немного денег. Утилизируют старые АКБ на специальных технологических линиях. Такое оборудование позволяет безопасно разобрать и разделить бывшие в употреблении автомобильные аккумуляторы на отдельные компоненты, многие в дальнейшем можно использовать повторно (например, практически все металлы).

Из обычного автомобильной батареи обычно получают:

  • Стальной лом.
  • Полимерные гранулы.
  • Медные компоненты.
  • Электролит.
  • Свинец, свинцовые соединения.

Процесс утилизации автомобильных АКБ включает в себя несколько этапов.

Работы проводятся в следующей последовательности:

  1. Сначала сливается и перерабатывается химическим образом электролит (его нейтрализуют для дальнейшей утилизации в стоки либо регенерируют для получения сернистой кислоты, пригодной для повторного использования).
  2. Дробление (с помощью дробильного оборудования для разрушения изделия).
  3. Фильтрация (чтобы отсеять кислотно-свинцовую пасту).
  4. Разделение полимеров и металлов.
  5. Переработка полимерных компонентов.
  6. Очистка металлов.
  7. Получение свинца.
  8. Очищение и плавка свинца.

Получившийся лом от аккумуляторов применяется в металлургической промышленности либо при производстве новых АКБ и аналогичной продукции.

Технология переработки старых аккумуляторов

Основной целью утилизации автомобильных отработанных аккумуляторов является максимальное уменьшение уровня опасности б/у изделия для окружающей среды и экологии. Этого возможно достигнуть только при полноценной переработке АКБ, за счет которой от изделия остается только свинец, полимерные компоненты, серная кислота и другие металлы – всё это сырье вполне подходит для повторного использования и не выбрасывается на свалку.

Можно выделить две технологии переработки старых АКБ:

  • Ручная. Подразумевает банальную разборку аккумулятора с использованием подручных средств, инструментов и физической силы. Это простой метод, во время которого из батареи сливают электролит, удаляют нагревом герметизирующую мастику, снимают верхнюю крышку, высверливают борны, перемычки, снимают крышки банок, вынимают блоки электродов и т.д.
  • Автоматическая. Разборка старых АКБ в этом случае производится на перерабатывающих заводах с использованием специализированного оборудования. Процесс максимально автоматизирован, безопасен. Автоматическим образом выполняется утилизация свинцовых и других аккумуляторов, а также обычных батареек.

Переработка батареек на основе лития

Переработка батарей, сделанных на основе литий-ионной технологии, на сегодняшний день для всего мира является серьезной проблемой.

Сфера переработке батареек на основе лития только развивается, поэтому есть перспективы того, что в скором времени и в России появятся предприятия, которые будут заниматься их утилизацией.

Технологии производства

Если батарея отработала свой срок службы, её необходимо уничтожить. Организации, которые специализируются в этой сфере, требуют значительных финансовых вложений. Денежные средства необходимы для покупки оборудования.

Если производственный процесс организован правильно, предприятие будет получать хорошую прибыль от продажи свинца, пластика и других составляющих АКБ. Специалисты различают ручную и промышленную утилизации. В первом случае получается сырьё высокого качества.

Сам процесс уничтожения состоит из пяти этапов:

  1. Слив электролита.
  2. Промывка аккумулятора с помощью содового раствора.
  3. Разборка устройства на составные элементы с помощью слесарного инструмента.
  4. Сортировка полученных деталей.
  5. Технологическая переработка свинца, пластика.

Промышленный способ утилизации аккумуляторных батарей автоматизирует все процессы, минимизируя риски нанесения вреда окружающей среде и человеку. На первом этапе устройство освобождается от электролита. Манипуляция осуществляется с помощью специальных производственных линий. Электролит не распространяется в пространство.

Устройство промывается и поступает в дробилку. Измельченные остатки поступают в электромагнитный сепаратор с ситом. Оно способствует повторному дроблению больших деталей батареи. Измельченные частицы поступают в ёмкость с водой. Под давлением тяжёлые металлы оседают, что способствует получению чистого пластика. На последнем этапе промышленной переработки АКБ получаются следующие продукты:

  • свинец;
  • поливинилхлорид;
  • полипропилен.

Автоматизация процесса

Переработка аккумуляторов может производиться по упрощенной схеме. Предварительно сливается электролит. Кислоту нейтрализуют внутри герметичной камеры. Остатки АКБ поступают на конвейер, где дробятся на мелкие частицы. Для этого предусмотрены станки.

На следующем этапе аккумулятор превращается в свинцово-кислотную пасту и смесь из пластиковых и металлических частичек. Паста отделяется от смеси путем фильтрации. Для этого предусмотрены решетчатые фильтры. Паста, оседая на них, поступает в камеру для последующей переработки.

Чтобы разделить пластик и свинец, смесь направляется в емкость с водой. Сепарация производится тривиальным способом. Технология считается эффективной, так как утилизируется даже корпус устройства.

На последнем этапе выделяется металлическая смесь, в состав которой входит кислота. Это требует проведения нейтрализации с помощью химических реагентов. Манипуляция способствует получению металла, осадка и воды. Свинец отправляется на очистку.

Устройства с литием

Процесс переработки литий-ионных АКБ обладает некоторыми отличительными нюансами. Опасность такой работы заключается в потенциальном взрыве источников питания: если на них попадает влага, температура может повыситься до 450 градусов, что приведет к замыканию.

Это приводит к выбросу в окружающую среду паров соляной кислоты. Поэтому утилизация li-ионных батарей необходима с экономических соображений и для безопасности человечества.

Этапы процесса:

  1. Удаление самого корпуса и его внутренностей.
  2. Разделение анодов от катодов.
  3. Удаление продуктов адгезии.
  4. Переплавка меди и алюминия.
  5. Измельчение с последующей переработкой корпуса.

На последнем этапе перерабатывается и пластик. Полученные гранулы используют при изготовлении пластмассовых изделий, а также в процессе монтажа автодорожного покрытия.

Электронные изделия

В этот класс входят источники питания разного типа: круглые, пальчиковые, используемые в планшетах, телефонах. Особенность переработки таких изделий заключается в том, что для экономической выгоды требуется большое количество батареек.

Плюс процедуры заключается в возможности использовать старые аккумуляторы для производства новых аналогов. Из-за появления новых методов утилизации увеличилось количество пунктов для сдачи отработанных АКБ. С помощью новой концепции можно снизить технологические затраты. Для утилизации устройств по инновационной методике используют электрогидравлическое дробление и ударные волны. Технология способствует измельчению батареек до жидкого состояния, что упрощает процесс разделения композиционных материалов.

Технологии переработки разных видов аккумуляторов

Хотя аккумуляторы состоят из разных химических элементов, технология их переработки очень похожа. Нужно отделить твёрдые части аккумуляторов от жидкого электролита, обезвредить его, сортировать твёрдые остатки, металлы отправить на переплавку, а пластик – в дробилку.

Утилизация автомобильных (свинцово-кислотных) аккумуляторов

  1. Нейтрализуется электролит. Этим занимается опытный специалист в защитном костюме. Недобросовестные пункты приёма аккумуляторов иногда просят слить электролит перед сдачей. Такая просьба – повод найти другой пункт.
  2. Корпус аккумулятора дробится на части. Металл отделяют от пластика при помощи ёмкостей с водой. Пластик всплывает, а металл остаётся на дне.
  3. Оставшийся металл снова нейтрализуют от остатков серной кислоты и отправляют на переплавку.
  4. Пластик отправляют на вторичную переработку на специализированные предприятия.

Утилизация телефонных (литий – ионных) аккумуляторов

  1. Корпус разбирается в помещении с низкой влажностью. Это требование связано с тем, что внутри аккумулятора находится соляная кислота. Она может среагировать с влажным воздухом и образовать пар, губительный для слизистых оболочек человека.
  2. Электролит сливают и отправляют на нейтрализацию.
  3. Электроды разбирают и очищают.
  4. Корпус перерабатывается, а полученные металлы отправляются на переплавку.

Никель-кадмиевые

В составе никель-кадмиевых аккумуляторов содержатся высокотоксичные вещества, поэтому способ их утилизации отличается от вышеперечисленных. Для переработки используются высокие температуры:

  1. Первичная переработка проходит в газовой камере. Пластмасса и изоляция просто сгорают. Кадмий в условиях повышенной температуры становится летучим. Для захвата летучего кадмия на предприятиях устанавливают специальные фильтры. Они называются скрубберами и не допускают выброса кадмия в атмосферу.
  2. После термического воздействия, металлические элементы отбираются и отправляются на переплавку.

Способы утилизации АКБ

Этапы утилизации.

Процесс переработки аккумуляторных батарей автомобиля включает 2 стадии. На первой компоненты конструкции размельчаются на однородные части, после чего подвергаются химической обработке в металлолом. Для извлечения свинца из АКБ в процессе переработки применяется технология дробления корпуса с последующей сортировкой металла. Из получившейся массы удаляются свинцовые пластины, которые затем отправляются на металлургические заводы на переплавку. Для автоматизации процесса многие компании по переработке используют сортировочные линии, обеспечивающие раздельную погрузку свинца и прочих элементов.

Для утилизации аккумуляторных батарей предусмотрен также другой метод, суть которого заключается в применении воздушной сепарации. Она позволяет разделить твердые полидисперсные вещества на разнокрупные фракции. Однако она существенно дороже обычной сортировки, так как требует наличия специального оборудования.

Наиболее распространенным способом переработки АКБ является шахтная плавка. Этот металлургический процесс применяется в цветной металлургии для выплавки чернового свинца. Полученную при утилизации кислоту из батарей продают промышленным предприятиям. Плавка металла осуществляется в специальных печах. Такой метод переработки дешевле предыдущих и позволяет утилизировать АКБ с минимальными выбросами вредных веществ. Потери свинца при переработке минимальны – не более 1%.

Отходы отработанных аккумуляторов

В этой статье мы поговорим о том, что отходы отработанных аккумуляторов могут быть двух видов:

  • аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом,
  • аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита.

Если вы производите обслуживание автотранспорта самостоятельно, то один (или оба) из вышеперечисленных отходов в обязательном порядке будут образовываться на вашем предприятии.

Если ваш автотранспорт проходит ТО и ТР в специализированных организациях, и в договоре с организацией прописано, что отходы отработанных аккумуляторов заменяются и не возвращаются заказчику, то вы можете смело не учитывать данный отход, как образующийся у вашего предприятия.

Технология утилизации старых АКБ

Процедуру утилизации аккумуляторных батарей осуществляют на специальных технологических линиях, которые могут быть на заводах-производителях АКБ или на специализированных предприятиях, которые занимаются только переработкой старых батарей с целью получения вторсырья.

Конвейер для сортировки аккумуляторов и батареек

Алгоритм утилизации по шагам

Прием БУ аккумуляторов осуществляется в соответствии с нижеперечисленным алгоритмом. Рассмотрим основные этапы:

  1. Слив и последующая переработка электролита.
  2. Дробление аккумуляторной батареи производится с помощью дробилки.
  3. Процедура фильтрации, которая позволяет отделить свинцово-кислотную пасту и отправить ее на повторную переработку.
  4. Разделение металлических и пластиковых элементов для последующей переработки.
  5. Переработка пластиковых элементов, в результате чего получается гранулированный пластик, который может использоваться повторно для производства корпусов АКБ.
  6. Очистка металлических элементов от различных примесей и осадков. В результате получается металлический лом, который повторно используется.

Прием аккумуляторов на пунктах приема у населения

Если есть старый аккумулятор, от скупки которого можно получить достаточную сумму финансовых средств. В зависимости от типа аккумулятора, стоимость его сдачи может варьироваться.

Смотрите подробнее пункты приема аккумуляторов по городам!

От чего зависит цена

Цена на батареи, которые подлежат утилизации, зависит от:

  • типа аккумулятора;
  • аккумуляторной емкости, измеряемой в А/ч;
  • веса батареи;
  • технического состояния аккумулятора;
  • длительности эксплуатационного срока.

Кроме этого, при приеме аккумуляторов цена за кг устанавливается на фиксированном уровне. Сегодня компании по скупке БУ аккумуляторов предлагают очень выгодные и гибкие условия для владельцев отработавших срок батарей.

Заключение

Каждый день с автомобилей снимаются десятки тысяч неработающих АКБ и утилизация свинцовых аккумуляторов или батарей другого типа позволили защитить окружающую среду от загрязнения. Правильно проведенный процесс позволит получить вторсырье, которое может еще раз использоваться в производстве аккумуляторных батарей. К тому же тот, кто сдает аккумулятор, получит существенную финансовую компенсацию, которую можно будет направить на личные цели.

Инструкция по обращению с аккумуляторами свинцовыми отработанными

Инструкция по сбору, накоплению, учёту, передаче

Общие положения

1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) – подлежат сбору, временному хранению, учету и сдаче на утилизацию.

2. Отработанная аккумуляторная батарея ( АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована.

3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе опасна для окружающей среды кислотным отравлением.

Загрязнение кислотой и свинцом малопоправимо и оказывает негативное воздействие не только на окружающую среду , но и на организм человека.

Условия временного хранения отработанных аккумуляторов.

1. Сбор отработанных аккумуляторов должен осуществляться раздельно от других отходов производства и потребления.

2. При сборе отработанных аккумуляторов следует соблюдать условие герметичности аккумулятора – надо следить чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты.

3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.

4. Отработанные АКБ должны храниться в хорошо проветриваемом, имеющим замок, специально предназначенном для этого помещении с исключением попадания воды. Пол, стены и потолок помещения должны быть выполнены из твердого, гладкого, водонепроницаемого материала ( металл, бетон, керамика и т.д.), окрашены краской. Доступ посторонних лиц должен быть исключен.

5. Отработанные аккумуляторы, как отход II класса опасности должен храниться в закрытой маркированной таре. При хранении отработанные аккумуляторные батареи устанавливают крышками вверх, при этом пробки на отработанных аккумуляторах должны находиться на своем месте и быть плотно завинчены.

6. Для ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.

7. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует промыть раствором гашеной извести, собрать и удалить из помещения; затем места, где была разлита кислота промыть водой и протереть чистой сухой тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветрить.

8. При обращении с отработанными аккумуляторами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— производить их хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом;

— производить любые действия (бросать, ударять, разбирать и т.п.) в результате которых возможно механическое повреждение или разрушение целостности корпуса отработанных аккумуляторных батарей, пролив или разбрызгивание отработанного электролита;

— уничтожать, выбрасывать в контейнер для твердых бытовых отходов.

Учет отработанных аккумуляторных батарей.

1.Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение отработанных аккумуляторных батарей.

2. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.

3. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом. Указывается количество, марка АКБ, дата приемки и лицо, которое сдает отработанные аккумуляторы.

4. Не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным периодом лицо, заполняющее журнал должно предоставить инженеру по ООС справку о количестве образования отработанных аккумуляторов.

Порядок сдачи.

1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий