Стефан Эвертс (Бельгия)
Последователь своего отца, так же мотогонщика Гарри Эвертса. Стефан превзошел достижения своего папы став десятикратным триумфатором мировых первенств по мотокроссу. Впервые стал чемпионом в юном девятнадцати летнем возрасте, а всего 10 раз выиграл мировую корону и победил в 101 гонке. Завершил свою славную карьеру бельгиец в тридцать четыре года, после чего не оставил увлечение своей жизни мотоспорт. Принимал непосредственное участие в создании нового гоночного мотоцикла. Готовит маленького сына — нового чемпиона семьи Эвертсов, продолжателя семейного дела и возможно суперзвезду будущих соревнований по мотокроссу.
Шоссейно-кольцевые гонки
В отличие от вышеназванных разновидностей, трасса для шоссейно-кольцевых мотогонок имеет высококачественное асфальтовое покрытие и относительно большую длину (от 3 км), поскольку предполагает прохождение на высоких скоростях. Ее форма – кривая с большим количеством левых и правых поворотов.
Гонки подразделяются на подвиды в зависимости от используемых мотоциклов:
- MotoGP – специальные 2 или 4-цилиндровые не серийные спортивные мотоциклы массой более 137 кг и с максимальным объемом двигателя 990 см3.
- Супербайк – машины, в основе которых лежат серийно выпускаемые модели.
Также отдельно выделяются шоссейно-кольцевые гонки на выносливость, в течение которых спортсмены одной команды сменяют друг друга.
Зарождение и становление состязаний в России
История мотоспорта в России берет начало в конце 19-го века. В нашей стране механические повозки появились в 1891 г. А в 1898-м состоялась первая гонка экипажей.
В ней принимали участие трициклы и коляска на 4 места с бензиновым движком. Участники преодолели расстояние в 41 км. Успех соревнований подтолкнул отечественных энтузиастов к созданию Русского мотоклуба.
Через год после первого заезда состоялся соревновательный пробег из Москвы до Санкт-Петербурга. В нем принимали участие трициклы и автомобили.
Победителем обеих гонок команда трицикла французского производства «Клеман». Отечественных разработок на тот момент не существовало. Поэтому мотоциклетные соревнования были прерогативой состоятельных людей, у которых были деньги на покупку импортной техники.
Было создано 2 организации для руководства мотоспортом: Всероссийское и Московское общества автомобилистов. Они стали амбассадорами мотоциклетного спорта в России. В 1920 г. проходит ключевое для истории мотоспорта в России первенство страны, в 1928-м – рабочая спартакиада.
Мотокросс СССР 1960
Но выпуск отечественных мотоциклов был налажен лишь в 30-х гг 20-го века Они стали принимать участие в соревнованиях наравне с зарубежными. Тогда же появляются новые направления я в мотоспорте: мотокросс, мотобол, гонки по льду.
О заработках
— Мотофристайл — это сейчас твой основной вид деятельности?
— Да, последние четыре года я только мотофристайлом и занимаюсь. Мы строим оборудование для выступлений и собственно выступаем. Больше работы никакой нет.
— А за счет чего вы зарабатываете?
— За счет выступлений. У нас коммерческий спорт: нет выступлений — нет денег. С выступлениями бывает по-разному — то два месяца без работы сидим, то каждую неделю выступаем.
— Можешь назвать сумму, сколько за одно выступление можно получить?
— У всех разный уровень и разный гонорар. От 30 тысяч рублей — это минимум, ну и до 200-250 тысяч.
Фото: madfmx.ru
Кто «пишет историю» фристайл мотокросса?
В историю мотофристайла навеки вписаны имена великих кроссменов, стоявших у истоков FMX движения в Штатах, таких спортсменов, как Майк Джонс, Джереми МакГраф, Браен Диган, Майк Метцгер, Нейт Адамс, Тревис Пастрана и многих других. И, хотя почти все вышеперечисленные спортсмены уже давно не выступают, редко можно встретить человека, увлеченного мотоспортом, который никогда не слышал этих имен. Следующее поколение FMX-райдеров стало интернациональным, например, первым официальным Чемпионом Мира по FMX стал Мэт Рибо из Швейцарии, затем большую популярность и множество наград получил норвежец Айло Гауп, непревзойденным рекордсменом (совершившим самые безумные прыжки) по сей день является австралиец Робби Мэддисон и т.д.
Наконец современное поколение FMX представило миру отечественных спортсменов. Одними из первых были братья Ярыгины – Владимир (сделавший первый бэкфлип на кроссовом мотоцикле в России) и Михаил (обладатель первого места на Чемпионате мира 2012 в категории «Whip Contest»), а также их друг и коллега – Николай Иванков, которые вместе представляют самую сильную из профессиональных FMX-команд в России – «FERZ».
Команда FERZ.
Широкую известность получил отечественный спортсмен из Коломны – Алексей Колесников (первый райдер в России, сделавший бэкфлип на дистанции в 21 метр) и его команда «FMX 13», включающая в себя Алексея Айсина, Кирилла Гаврилова и Антона Смирнова. Сам Алексей постоянно тренируется со своими зарубежными коллегами и обладает очень высоким уровнем мастерства, зачастую превосходящим опыт американских и европейских спортсменов.
Команда FMX 13.
Постепенно снискивает популярность у зрителей команда Павла Антонова «MadMen», в которую также входят Сергей Степаненко, Александр Кудрявцев, Валерий Хуцишвили и Евгений Козинченко. Этот молодой коллектив существует чуть больше года, но парни уже показали достойный уровень на отечественной FMX-арене.
Команда MadMen.
Помимо профессиональных команд, которые регулярно проводят показательные выступления и принимают участие, как в локальных, так и в международных соревнованиях, в разных уголках России с каждым годом появляется все больше спортсменов-любителей. Причем райдеры относятся к различным возрастным категориям, некоторые обладают большим опытом в классическом мотокроссе, а другие пришли во фристайл и вовсе без кроссовой подготовки. Можно с уверенностью сказать, что в нашей стране постепенно формируется собственное фристайл движение, привлекающее всё большее число спортсменов. А это значит, что весьма распространенный предрассудок о том, что «мотофристайл по своей опасности получения травм равносилен самоубийству» – побежден окончательно и бесповоротно!
Во многом этому способствовала деятельность в популяризации дисциплины от вышеперечисленных команд. Например, клуб FERZ в Москве (в районе Царицыно) обучает всех желающих, как классическому мотокроссу, так и мотофристайлу. Алексей Колесников несколько лет подряд проводил летний лагерь Red Bull Kolesnikov FMX Factory (в Коломне), в который приглашались для недельного обучения наиболее перспективные спортсмены со всей России и ближайших стран-соседей – Украины, Прибалтики и т.д. Команда MadMen базируется на трассе мотошколы Red Racing Group в Москве (в районе Крылатских холмов) и с радостью принимает гостей для совместных тренировок на фристайл площадке.
Стант-райдинг
Стант-райдинг — вид спорта, базируемый на определенном наборе трюков, выполняемых на разных типах мотоциклов. Стант-райдинг (с англ. «трюковая езда») получил широкое распространение не только в спортивной среде, но и среди непрофессионалов. Зародилось движение в 1980-х годах в Великобритании. Развитие спорта спровоцировало появление национальных, континентальных состязаний и чемпионата мира.
Стоппи — езда на переднем колесе в процессе торможения. «Обычный стоппи» представляет собой быстрое замедление во время прямолинейного движения с поднятием заднего колеса в воздух.
- Роллинг-стоппи — стоппи с поворотом. Для управления байком с поднятым задним колесом применяется контрруление;
- Стоппи с одной рукой — следующий по сложности уровень езды на переднем колесе. Суть трюка состоит в том, чтобы во время выполнения стоппи убрать левую руку с руля;
- Высокое кресло — стоппи в положении сидя на баке с вытянутыми вперед над обтекателем/фарой ногами. Чтобы занять необходимое положение, необходимо на ходу подпрыгнуть с подножек и перекинуть ноги через бак;
- Стоппи без ног — стоппи с убранными с подножек ногами.
Бернаут (burnout)
Существует несколько способов выполнения бернаут: сидя верхом на байке, положив его на бок, стоя сбоку или перед мотоциклом. Сжигание резины в движении — более сложный трюк, требующий от райдера некоторой сноровки. Еще более сложный способ выполнить трюк — бросить колесо в пробуксовку, когда мотоцикл двигается. Жечь резину можно с вращением байка по кругу малого радиуса.
Настройка мотоцикла
Настройка мотоцикла для мотофристайла — дело сугубо индивидуальное, каждый спортсмен должен настроить его, прежде всего под себя. Но некоторые общие моменты, имеющие отношение к двигателю, подвеске, захватам и комфорту во время прыжка, всё-таки следует учитывать.
Выбор мотоцикла
Мотоциклы для мотофристайла используются кроссовые. А затем уже райдеры сами модифицируют байки с целью облегчить их вес и повысить производительность. Минимум пластика, большие спицованные колёса, жёсткое сиденье и длинноходная жёсткая подвеска — отличительные особенности такого мотоцикла. Самые известные производители кроссовых мотоциклов Honda, Kawasaki, KTM, Suzuki, Yamaha. Вес такого мотоцикла около 100 килограмм, оптимальный — 90–95 кг. Один из самых титулованных мотофристайлеров, пуэрториканец Трэвис Пастрана, впервые выполнивший двойное сальто на соревнованиях и которого считают основателем мотофристайла, всегда выступает на мотоциклах фирмы Suzuki. Средний байк для мотокросса стоит примерно 5500 евро. Окончательная цена мотоцикла будет зависеть от количества произведённых улучшений.
Двигатель
Лучший двигатель для фристайла двухтактный объёмом 250 куб. см. Карбюратор сразу же нужно настроить так, чтобы мотор не нагружался при приземлении. Максимальную отдачу мощности лучше настроить на высоких оборотах для тренировок по природным вылетам, если приходится прыгать в парке с короткими разгонками, то лучше отдачу настроить на средних и малых оборотах. Специальные резонаторы и увеличенная задняя звезда помогут справиться с этой ситуацией.
Подвеска
Применяется специальная подвеска для более мягкого приземления. Можно настроить существующую на так называемый медленный стиль (относительно скорости отскока) или суперкросс под вес райдера. Для длинных прыжков понадобиться добавить ещё жёсткости в конце хода подвески.
Комфорт и захваты
Используется немного завышенный руль без перекладины, чтобы свободно совершать акробатические движения над ним, так больше места для ног и рук. Занижение сидения (вырез) тоже служит этой же цели, так легче переносить ногу при выполнении трюков. Обрезаются крылья для удобства выполнения различных акробатических элементов. Для выполнения захватов необходимо сделать вырезы в боковых панелях. Ручки чуть выше руля и над задним крылом также принадлежат к числу популярных модификаций.
Насколько опасен мотофристайл?
Безусловно, фристайл мотокросс – достаточно травмоопасная дисциплина мотоспорта, однако по статистике – серьезные травмы намного чаще случаются в классическом мотокроссе. Наиболее распространенным заблуждением среди кроссменов (особенно среди любителей) является мнение, что «мотофристайл равносилен суициду». Однако, благодаря популяризации фристайл дисциплины в нашей стране, постепенно этот миф потерял силу и с каждым годом число спортсменов, приходящих в FMX стало увеличиваться.
В отличие от классического кросса, где присутствует уйма факторов, которые способствуют получению различных травм, во фристайле можно выделить лишь три основные причины падений и травм – ошибка спортсмена, неисправность техники (как мотоцикла, так и рампы) и плохие климатические условия (сильный порывистый ветер, дождь, снег и т.д.).
Однако последний пункт легко исключается, если речь идет о тренировках в хорошую погоду или выступлениях в закрытых помещениях.
Всех трех пунктов легко избежать, если «всё делать с головой» – прогрессировать постепенно и спрашивать совета опытных райдеров, следить и регулярно обслуживать технику, а также выбирать оптимальные погодные условия для тренировок. Больше, начинающим спортсменам, опасаться нечего. Во фристайле вылеты и приземления трамплинов не изменят форму и не обрастут глубокими колеями, как это случается во время кроссовых гонок. Никто не толкнет в полете и не выбьет из седла на приземлении – вы здесь «один на один» с рампой и никакого «спортивного контакта» не случится. Покрышки не забьются грязью и вы не будете поскальзываться при разгоне и т.д.
Фристайл – это аккуратность, точность и расчетливость вкупе с методичным подходом к тренировкам и последующим выступлениям. Здесь нет места кроссовому азарту и агрессивной борьбе, спортсмен должен быть максимально спокоен, собран и сконцентрирован на достижении поставленных целей, даже во время участия на серьезных соревнованиях.
Отвечая на главный вопрос «опасен ли FMX?» – можно с уверенностью сказать, что фристайл не опаснее других дисциплин мотоспорта, а главную роль в обеспечении безопасности играет личное отношение и общая подготовка конкретного спортсмена.
Фигуры и элементы фристайла
Trick, grab, spin, flip, air. Все эти англицизмы обозначают названия фигур в фристайле. Грэб (англ.:to greb — хватать, захватывать). Во время выполнения этого прыжка спортсмен хватается за лыжи. Переворачивание в грэбе происходит горизонтально, а в флипе (flip) вертикально. Switch (свич) это прыжок задом наперед. Выполняя серию из этих и многих других элементов, спортсмены экспериментируют, комбинируют, создают новые, делая таким образом тяжелую работу и захватывающее дух зрелище одновременно.
Элементов во фристайле настолько много, что невозможно перечислить все.
Для гурманов: soap (суп), roast beef (ростбиф) и melon (дыня)
- soap — лыжник делает серию переворачиваний в воздухе без остановки и приземляется на ровную поверхность;
- roast beef — фристайлер хватается рукой за хвостовую (заднюю) часть лыжи, просунув руку между ног;
- melon — когда райдер захватывает рукой заднюю часть лыжи спереди, нога вытянута и напряжена.
Для математиков: one-two (раз-два), 1080 градусов и 50/50
- one-two — райдер в прыжке хватается рукой спереди за заднюю часть лыжи;
- 1080 градусов — это серия из трех полных переворачиваний в воздухе;
- 50/50 — райдер скатывается на рельсе в сторону ровной площадки, удерживая лыжи в положении прямо.
Для любителей триллеров:
- Майкл Джексон — скатывание по рельсу, когда лыжа повернута задом наперед;
- Дракула — райдер хватает хвостовую часть лыжи двумя руками. Одна рука при этом прямо за спиной, а другая сбоку.
Самые бесстрашные могут попробовать Suitcase, Seatbelt и Space
- во время трюка Suitcase райдер сгибает оба колена и хватается рукой за ту лыжу, которая находится дальше от руки. Таким образом получается, что спортсмен держит лыжи как ручку чемодана;
- seatbelt — фристайлер хватает хвостовую часть правой лыжи левой рукой спереди или наоборот, левой лыжи правой рукой, таким образом создавая видимость ремня безопасности;
- space — райдер хватает рукой спереди переднюю часть лыжи, подтягивая ее к голове.
Майк Хэйлвуд (Великобритания) (1940-1981)
Легендарный англичанин Хэйлвуд ворвался в элиту национального чемпионата, а с ним и мирового мотогоночного спорта всего за один год. Он был гонщиком от бога, завоевав девять чемпионских титулов в гонках на мотоциклах. В своей карьере он 76 раз первым пересекал финишную ленту, а всего побывал на пьедестале почета 112 раз. Но этого ему показалось мало, и Майк отправился покорять бескрайние просторы автоспорта и сразу в высшую лигу этих соревнований Формулу 1. В автоспорте британец не затерялся и принял участие в 50 формульных Гран-при. Чемпион по своей натуре Хэйлвуд мог достичь гораздо большего, как в спорте, так и жизни, если бы не несчастный случай, оборвавший его жизнь в сорок один год.
На каких мотоциклах лучше всего исполнять различные трюки
Байк и езда на нем увлекает все больше людей. А молодежь еще и пытается во время движения на нем выполнять всевозможные трюки. Желание вполне естественное, но лучше всего обучаться этому и выполнять их на специальных площадках и со специалистами.
Лучшим вариантом считаются трюковые мотоциклы для выполнения трюков и занятий стант-райдингом, спортивные и нейкеды. Их можно переделать под трюковую езду. Но надо помнить, что такой тюнинг будет очень затратным. А так как и во время обучения, и во время уже непосредственно выполнения различных трюков, мотоцикл обязательно будет падать. Значит, еще нужны дополнительные средства на постоянный ремонт. Лучше всего начинающих использовать питбайки. Это небольшие кроссовые мотоциклы, на которые удобно учиться.
Внешне такие мотоциклы похожи на кроссовые внедорожные байки. Но у них меньше размер и вес. Лучшими питбайками считаются мотоциклы от BSE. Дилеры компании работают уже по всему миру. Собирается техника в Китае.
Мотоцикл подойдет байкерам весом до ста килограмм. При посадке на байк ноги мотоциклиста должны доставать до земли. Использовать этот мотоцикл можно в следующих случаях.
Питбайк Кантри. Предназначен для пересеченной местности. Самая популярная модель.
Питбайк Мотокросс. На нем можно ездить по трассам, летать с трамплинов, выполнять прыжки. Питбайк Супермото идеально подойдет для езды по трассе с ровным покрытием.
На питбайке Стант можно выполнять любые трюки, даже самые сложные.
Новая модель питбайк Парк тоже подойдет для выполнения различных трюков и фигур.
Для прыжков со специальных трамплинов подойдет еще одна новая модель питбайк Мотофристайл.
Питбайк представляет собой надежную и простую конструкцию. Но навыками и умением мотоциклист должен обладать обязательно.
История
Для начала стоит вернуться к ошибке в названии, упомянутой ранее. Дело в том, что в основе фристайл мотокросса лежит не совсем мотокросс, а одна из его разновидностей — суперкросс, соревнования по которому проходят в закрытых помещениях. К слову, многие современные соревнования по мотофристайлу также проходит на аренах и в крытых залах, поскольку для них не требуется больших площадей, а трамплины имеют искусственное происхождение.
Однозначно сказать, когда и чем мотоциклетная акробатика была отделена от суперкросса и вынесена в отдельное направление, не получится, но имена двоих мотоциклистов, оказавших наибольшее влияние на формирование нового направления назвать все же можно. Это были Гай Купер и Роберт Крейг Книвел.
Купер стал первым, кто исполнил трюк во время официального суперкроссового заезда в 1985 году — он завершил свое выступление тем самым Whip’ом, вызвавшим у зрителей настоящую бурю эмоций и ставшим впоследствии «основой» всего направления. Книвел же к спорту не имел никакого отношения — он был профессиональным каскадером, но его достижения в области трюков и, что самое главное, затяжных прыжков на мотоцикле стали серьезной теоретической основой для участников соревнований по мотофристайлу.
Как и в случае с другими направлениями мотоциклетного спорта, состязания по FMX долгое время представляли собой небольшие локальные заезды. Правила их проведения и судейства были уже достаточно сформированы, но организация оставалась на любительском уровне. В большей степени это относилось к возведению трамплинов. Однако к концу 90-х годов из небольших развлекательных мероприятий они постепенно выросли до международных соревнований, а в качестве трамплинов стали использоваться стандартизированные металлические рампы, позволяющие точно рассчитывать высоту и дальность полета мотоцикла.
Переломным моментом в истории FMX стало показательное выступление нескольких любителей мотофристайла, включенное в программу фестиваля X-Games 1998, который целиком и полностью был посвящен экстремальным видам спорта. Захватывающие трюки на мотоциклах вызвали такой интерес у публики, что уже через пару месяцев был организован полноценный регулирующий орган — IFMA — Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса.
Именно благодаря IFMA популярность FMX стала стремительно расти, и уже в 1999 он стал одной из обязательных дисциплин профильных соревнований: Gravity Games, LG Action Sports и уже упомянутых X-Games. Чуть позже также стали проводиться вполне официальные отдельные соревнования по мотофристайлу вроде Red Bull X-Fighters. Несмотря на все это, официально в список мотоциклетных дисциплин был внесен ФИМ лишь в 2005 году. Этот факт и делает его одним из самых молодых видов мотоциклетного спорта в мире.
Виды мотоспорта
Шоссейно-Кольцевые мотогонки
В этом виде соревнований участники соревнуются в максимально быстром прохождении определенной дистанции по замкнутой трассе с асфальтовым покрытием.
Гонки могут проводиться на как на специально построенных мотоциклах (МотоГП), так и дорожных мотоциклах различной степени доработки (Супербайк). Также гонки могут проводиться на различную дистанцию, от коротких спринтерских заездов до многочасовых гонок на выносливость (эндуранс). Также гонки могут проводиться и на перекрытых для общего движения участках дорог общего пользования, образующих или не образующих замкнутый маршрут.
В мотокроссе замкнутая трасса имеет не асфальтовое, а грунтовое покрытие, нередко с дополнительными препятствиями в виде естественных или специально насыпанных горок и трамплинов.
Различают мотокросс на естественных или искусственных трассах (Суперкросс или Супермотокросс). Также в последнее время все больше набирает популярность еще один вид мотогонок, схожих с мотокроссом — супермото, в котором объединены асфальтированные участки трассы и участки обычной мотокроссовой трассы.
Плоская гаревая или ледяная (изредка грунтовая или травяная) трасса в форме овала, небольшой длины (260—400 м, длина дорожки стадиона), изредка до 1 км (ипподромные трассы). Заезды проводятся на дистанцию в несколько кругов (4-6) с небольшим числом участников (4-6). При большем числе участников происходит их деление на группы и соревнование в рамках турнирной таблицы, с четвертьфиналами, полуфиналами и финалом.
Дрэг-рейсинг
Как и в автомобильном дрэг-рейсинге, в мотоциклисты преодолевают определенную дистанцию (как правило, 402м), за минимально возможное время
В категорию мототриал входят соревнования по прохождению небольших, но очень трудных (а для обычного мотоцикла и невозможных) дистанций (секций) с набором специальных препятствий. Различают мототриал в закрытых помещениях, и на открытом воздухе.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Мотогонки» в других словарях:
мотогонки — мотогонки … Орфографический словарь-справочник
мотогонки — ралли, гонка, спидвей, веломотогонка Словарь русских синонимов. мотогонки сущ., кол во синонимов: 4 • веломотогонки (4) • … Словарь синонимов
МОТОГОНКИ — МОТОГОНКИ, нок, ед. а, и, жен. Гонки на мотоциклах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мотогонки — МОТОГОНКИ1, нок, мн (ед мотогонка, и, ж). Вид мотоциклетного спорта, соревнования в езде на мотоциклах по специальным трассам, дорогам (гонки шоссейные, ипподромные, по зеленой дорожке и вне дорог). Мотогонки в России как вид спорта получили… … Толковый словарь русских существительных
Мотогонки — мн. Гонки на мотоциклах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
мотогонки — мотог онки, нок … Русский орфографический словарь
мотогонки — мн., Р. мотого/нок … Орфографический словарь русского языка
мотогонки — мотого/нки, нок … Слитно. Раздельно. Через дефис.
мотогонки — нок, мн. (одн. мотого/нка, и, ж.). Спортивні змагання на мотоциклах … Український тлумачний словник
Топ 10 лучших мотогонщиков в мире
Высокая скорость, рев мотора и никаких преград: только ветер впереди. Ни с чем несравнимое ощущение свободы и полета дарит мотоцикл. Некоторые юноши настолько влюбляются в это чувство, что навсегда решают связать свою судьбу с байками. И становятся легендами на десятилетия.
1Джакомо Агостини
Выступал в соревнованиях на протяжении 17 лет. За это время накопил 311 побед в соревнованиях различных уровней. Из них 122 «золота» на Гран-при. Этот рекорд до сих пор остается непревзойденным. Также на его счету 15 побед на чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам. Кроме мотогонщика Джакомо Агостини выступал в качестве пилота на гонках Формулы-1.
2Валентино Росси
Еще один знаменитый итальянец. За годы выступлений спортсмен 9 раз побеждал на чемпионатах мира. Взял первые места на всех соревнованиях уровня супер класса. Благодаря своему мастерству заслужил почетное прозвище «Доктор». В настоящее время выступает за команду Yamaha, стабильно хорошо финиширует, хоть и находится в солидном для гонщика возрасте. На счету у Росси свыше 100 побед.
3Майкл Хэйлвуд
Спортсмен, который успешно выступал на автомобильных и мотогонках. 9 раз становился чемпионом мира в шоссейно-кольцевых гонках на мотоциклах, в качестве пилота выступал в Формуле-1 и одной из самых тяжелых гонок – 24 часа Ле-Мана. К сожалению, он погиб в 41 год. Хотя, возможно, он еще смог бы одержать не одну победу на байке или болиде.
4Майкл Дуэн
Этот представитель Австралии стал одним из самых ярких и запоминающихся в жизни мотогонок прошлого века. За 10 лет выступлений Дуэн успел одержать 54 победы. Начал и завершил он свою карьеру на Гран-при Японии.5 Эдди Лоусон
Лоусон всегда следовал принципу: только победа. И он побеждал везде, где выступал. Однако из-за непродолжительной карьеры он не успел в полной мере раскрыть свой талант. Поэтому результат несколько скромнее, чем у предшественников: 4 «золота» на чемпионатах мира.6Анхель Ньето
Испанец начал профессиональную карьеру в 17 лет. Выступал на протяжении 22 лет. За это время он успел стать 13-кратным чемпионом мира, всего ему удалось одержать 90 викторий. Длительный успешные выступления сделали из Анхеля настоящую легенду спорта.
7Джон Сертис
Британец, единственный гонщик, который сумел стать победителем и в чемпионатах мира по мотогонкам и на Гран-при Формулы-1. На байке он 7 раз покорял чемпионаты, за рулем болида он брал «золото» 1 раз.
8Стефан Эвертс
Мотогонки – семейное увлечение Эвертсов. Отец Стефана также был профессиональным мотогонщиком, но сын сумел выйти из его тени и превзойти по всем показателям. Стефан был одним из самых молодых чемпионов мира – впервые он поднял золотой кубок в 19 лет. Этот успех он повторил еще 9 раз за 20-летнюю карьеру. Сейчас у Стефана подрастает сын, возможно, что мальчик продолжит прославлять семейство Эвертсов на спортивном поприще.
9Марк Маркес
Одна из действующих легенд мотоспорта. В свои 26 лет испанец уже стал 7-кратным чемпионом мира и уверенно идет к следующим победам. Если учесть, что гонщики завершают свои карьеры в возрасте примерно 40 лет, то велика вероятность, что он «подвинет» великого Аго с первого места, превзойдет итальянца по всем показателям и станет величайшим мотогонщиком всех времен.
10Хорхе Лоренсо
Испанец, который в 32 года успел взять 5 золотых наград на чемпионатах мира. Лоренсо выступает за команду Honda. Его карьера в самом разгаре, возможно, мы его еще не раз увидим на пьедесталах почета.
Обучающая литература
Начинающим мотоциклистам будет интересно осваивать мотокросс, изучая дисциплину в том числе по книгам, которые для многих современных лидеров стали настольными пособиями.
- Бэйлз Д, Семикс Г. «Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро». Стратегия гонщика, положение тела, способы справляться с препятствиями и многие другие ценные советы – все эти полезные сведения есть в этом пособии.
- Очень популярна в кругу мотогонщиков книга Ю. И. Трофимца «Мотокросс. Подготовка гонщиков», изданная в 1990 году. «Живое», бумажное издание достать почти нереально, поэтому любители активно скачивают ее в интернете. Каждая глава книги основана на практике заслуженного тренера, отличается научным подходом. Аналогов этого издания нет во всем мире.
- Как подготовиться к гонке, как настроиться психологически? Как рационально обработать трассу, какие тактические методы борьбы применить в гонке? На эти вопросы найдутся ответы в книге Григорьева И. М. «Мотокросс и гонщик». Мастер спорта, призер мирового первенства и, кстати, ученик Трофимца Игорь Григорьев дает практические советы поведения на трассе. Издание старое, 1983 года, но востребованное любителями мотокросса.
- Книга для начинающего мотолюбителя «Мотоциклы для новичка» пригодится тем, кто мечтает с велосипеда пересесть на моторизированную технику. Выбор экипировки, правила вождения, характеристики – ответы на эти и другие важные вопросы даны в издании Фонда мотоциклетной безопасности. Осталось только приобрести «железного коня».
- Грамотно и целенаправленно строить тренировки можно с книгой Французской Федерации мотоспорта «Учебник-методичка по мотокроссу и эндуро». Предназначена она для тренеров и самостоятельных тренировок новичками. Содержит много полезной информации, чтобы «поставить технику» езды.
Экстремальный мотокросс привлекает зрелищностью, азартом и непередаваемым духом соревнования. Ведь в мотоцикле есть маневренность, благодаря которой можно преодолевать препятствия, обходить соперника. Там, где не пройдет гоночная машина, мотоцикл выберется с легкостью. Но сам по себе «железный конь» ничего не значит без умелого, опытного наездника, который ежедневно выкладывает свои решительность, силы, выносливость на алтарь развития самого технически сложного вида спорта.
Tourist Trophy
Гонки Tourist Trophy («Трофей туриста») — это настоящая Мекка для всех райдеров, которые без особого трепета относятся к правилам. Соревнования проходят с 1907 года на острове Мэн, расположенном в Ирландском море, где практически отсутствуют ограничения скорости вне городов — именно поэтому сюда съезжаются любители быстрой езды со всего мира. Целый год остров Мэн ведет спокойную, тихую и размеренную жизнь, но на две недели летом он становится ареной для самых экстремальных и зрелищных мотогонок. Как таковой трассы в общепринятом смысле здесь нет: райдеры гоняют мимо жилых домов, по обычной дороге, по которой в остальное время ездит общественный транспорт. Асфальтовое покрытие тоже не идеально, но соответствует международным стандартам, хотя кое-где есть заплатки. Но сложность трассы состоит даже не в качестве асфальта, а в каменных тоннелях, мостах, слепых крутых поворотах, в которые непросто войти и на средней скорости, не то что на 200 км/ч — а медленней на «Турист Трофи» не ездят.
Специальных заграждений тоже не предусмотрено, поэтому, если райдер теряет управление на скорости 300 км/ч, он просто вылетает с трассы на обочину, а дальше как повезет (а везет обычно немногим). Из-за этого у гонок слава одних из самых смертоносных: с 1907 года здесь погибло более 250 человек, при чем самым трагическим был 1970, который унес жизни сразу 6 участников. По оценкам гонщиков, чтобы как следует выучить трассу длиной в 60 километров, требуется не меньше трех лет, и еще столько же, чтобы морально подготовиться к заезду на пределе своих возможностей. Зато те, кто хоть раз участвовал в этих гонках, стремятся вернуться сюда снова и снова: так, Уильям Джоуи Данлоп одерживал победу в «Трофее туриста» 26 раз, а рекорд скорости принадлежит Майклу Данлопу, который в 2016 году прошел трассу за 16 минут 53 секунды (в среднем — 215 км/ч).
Известные спортсмены
В России есть множество талантливых мотоспортсменов, которые достигли заметных успехов в этом виде спорта.
Вот несколько известных мотогонщиков из России:
- Евгений Бобрышев — российский мотогонщик, который выступает в классе мотокросс на международных соревнованиях. Он неоднократный чемпион России и Европы в мотокроссе и эндуро.
- Андрей Каргинов — российский мотогонщик, выступающий в классе ралли-рейд. Он многократный победитель Ралли «Дакар» и других международных соревнований.
- Илья Мотыгуллин — российский мотогонщик, выступающий в классе фристайл. Он неоднократный чемпион России и Европы в этом виде мотоспорта.
- Константин Платонов — российский мотогонщик, выступающий в классе кросс-кантри. Он неоднократный чемпион России и международный призер в этом виде мотоспорта.
- Дмитрий Колесников — российский мотогонщик, выступающий в классе мотокросс. Он неоднократный чемпион России и призер международных соревнований.
Это только несколько известных мотоспортсменов из России, которые добились больших успехов в этом виде спорта. Кроме того, есть множество талантливых мотогонщиков, которые только начинают свой путь в мотоспорте, и возможно, когда-то они станут также известными и признанными спортсменами.