Первый мотоцикл в истории и первые серийные модели

По военным тропам в мотоспорт

Мотоцикл Л-300 выпускался до конца 1939 года – всего было изготовлено около 19 тыс. мотоциклов этой модели. И даже, когда к 1940 году их конструкция уже «морально» устарела, а на смену пришли ижевские «мотолегенды», ленинградские Л-300 все еще пользовались спросом за счет их высокой надежности и легкости управления. Доказать это привелось и на деле –Л-300 активно использовались в Красной Армии в качестве мотоциклов разведки и связи. Они принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и в начале Великой Отечественной.

Л-300 принял активное участие и в развитии отечественного мотоспорта – он широко использовался в гонках, кроссах, рекордных заездах и дальних пробегах на тысячи километров. На соревнованиях Л-300 часто выигрывал призовые места в конкуренции с известными иностранными мотоциклами.

Фото: Военно-технический музей

И, пожалуй, самое главное – Л-300 предоставил тысячам советских людей возможность впервые сесть в седло мотоцикла. При этом опыт организации серийного выпуска Л-300 помог в производстве отечественных мотоциклов новых поколений. Так появился первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500, а следом Л-8 со множеством гоночных модификаций и скоростью около 140 км/час. «Потомками» Л-300 стали и легендарные ижевские мотоциклы Иж-7 и Иж-8. Последний считается настоящим советским байком-легендой, а также получил известность за границей. Мотоцикл Иж-8 даже выбит на серебряных монетах Новой Зеландии.

Кроме Ижевска, серийное производство мотоциклов было налажено в Подольске, Таганроге, Серпухове. Но все же первым был Ленинград и модель Л-300. Сегодня этот мотоцикл уже не встретить на дорогах, но можно увидеть в музее. Один из экземпляров этой модели выставлен в музее АО «ОДК-Климов».

Мотоциклы BMW

До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.

Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:

  • Карданная передача вместо цепного привода. Кардан более удобен и безопасен в условиях военной нагрузки, требует меньших затрат и изнашивается меньше цепи
  • Телескопическая передняя вилка и вилка с гидравлическими амортизаторами

Модели мотоциклов компании BMW:

R35

R12

R66

R71

R75

Мотоциклы BMW разрабатывались с разными комплектациями для перевозки оружия, боеприпасов и транспортировки раненных. Отдельными версиями были мотоциклы для отрядов мотовойск и патруля-полиции. Мотоциклы имели кофры, крепления для орудий, даже кофры под автомат. Отличались большой грузоподъемностью и ремонтоспособностью, выпускались как с колясками так и одиночки-соло.

BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.

Известные бренды

После окончания военных действий компании начали выпускать гражданскую продукцию. Рост производства продолжался до наступления Великой депрессии.

В 1929 году производители столкнулись с резким падением покупательского спроса. Это привело к многочисленным банкротствам. В результате на рынке остались только самые крупные производители. К их числу можно отнести следующие фирмы Harley Davidson, Indian и Excelsior.

Чтобы справиться с убытками компания Excelsior решила временно остановить выпуск мотоциклов Excelsior-Henderson. Фирма сосредоточилась на изготовлении велосипедов. Сменить сферу деятельности пришлось и другим компаниям. Такая стратегия позволила пережить депрессию.

Мотоциклы во время Второй мировой войны

В 1939 году закончилась Великая депрессия. В результате мотоциклетная индустрия смогла увеличить объемы. Компании, которые смогли выжить, начали наращивать выпуск транспортных средств. К числу лидеров, которые остались на рынке, можно отнести Harley Davidson. Фирма выпустила около 100 000 мотоциклов. Большинство моделей принадлежали линейке WLA.

WLA

Мотоциклы были незаменимы в условиях бездорожья. Транспортные средства ни в чем не уступали автомобилям. При этом они стоили намного дешевле, чем машины.

Это позволило использовать мотоциклы для разведки и передачи депеш. К концу Второй мировой войны Harley Davidson только усилила свои позиции. В тоже время Indian не смогла выжить в таких условиях. Поэтому в 1953 году компания практически прекратила свое существование.

Однако США была не единственной страной, которая производила мотоциклы во время Второй мировой войны. Подобные компании возникли в Великобритании, Германии и СССР. Зачастую производители копировали инновации, которые разрабатывали конкуренты. К примеру, Harley Davidson был оснащен приводом от вала (H-D XA). Техническая разработка была очень похожа на BMW R75.

BMW R75

Пионерские времена

Конечно, история мотоциклетных двигателей началась с простых одноцилиндровых конструкций. Поиски новых решений продолжались. Вскоре появились двухцилиндровые «двойники», а в 1905 году первый четырехцилиндровый двигатель смонтировали продольно. Модель FN Four с объемом от 350 см3 до 750 см3 была создана бельгийским производителем оружия Fabrique Nationale.

Мотоцикл родом из Бельгии

Первые модели были оснащены одной передачей, приводом вала и декомпрессором для облегчения запуска двигателя. В 1908 году FN получил двухскоростную коробку передач, а вскоре и три передачи. В свое время это был самый технически совершенный мотоцикл , а к 1911 году также самый быстрый.

На другой стороне Атлантики примерно в то же время, в 1909 году в США, некий Уильям Хендерсон создал проект мотоцикла с четырьмя цилиндрами, а два года спустя он и его брат построили первый рабочий прототип. Строительство было принято с таким энтузиазмом, что через год была создана компания Henderson Motorcycle Company благодаря увеличенному акционерному капиталу в 175 000 человек.

Henderson Four – пассажир сел на руль, водитель сзади

Именно тогда – в 1912 году – бельгийский FN перестал быть самым быстрым серийным мотоциклом. Он был свергнут с трона мотом Henderson Four, с объемом двигателя 934 см³ . Новый рекордсмен был оснащен одной передачей и сцеплением. Благодаря длинной колесной базе он может легко вместить пассажира, но что интересно – не за водителем, а перед ним!

Дальнейшее развитие

Относительно успешный старт серийного производства подтолкнул к открытию аналогичных предприятий производителей не только из Германии, но и из других стран, впоследствии ставших пионерами мотоциклостроения и даже отдельных дисциплин мотоциклетного спорта. Речь, конечно же, идет об Англии, Италии и США, причем практически у каждой из них были собственные основные принципы и технологические решения. Так американские модели постепенно стали основываться на знаменитых V-образных моторах, а, например, в Германии наиболее широкое распространение оппозитные двигатели.

Так или иначе, абсолютно все производители шли одним курсом: они старались превратить «велосипед с мотором» в мощную, быструю и, что самое важное, комфортную для рядового потребителя машину. Удалось им это далеко не сразу, и самым серьезным препятствием, существенно притормозившим дальнейшее развитие, стала Первая мировая

Но после того, как война закончилась, в производстве мотоциклов наступил самый настоящий расцвет, в итоге приведший к тому, что мы привыкли видеть на дорогах сейчас.

Что же касается спортивных мотоциклов, то на их развитие большое влияние оказали не только общие технические достижения, но и сами спортивные дисциплины, поскольку конструкция участвующих в них машин должна была максимально соответствовать правилам соревнований и особенностям трасс. И практически единственными общими чертами в их развитии стало неизбежное повышение мощности и КПД двигателей и общее снижение веса конструкции, порой даже в ущерб комфорту.

От велосипеда к мотоциклу. Как появился первый мотоцикл?

Первые мотоциклы появились в 19 веке, почти одновременно с первыми автомобилями. Всем известно, что прародителем мотоцикла является велосипед. В 1860-1870-х годах в Европе наблюдался велосипедный бум, и многие изобретатели пытались усовершенствовать велосипед. Не все хотели крутить педали, но как можно не крутить? Вы должны механизировать! Поэтому они попытались добавить к велосипеду мотор. Сначала изобретатели пытались оснастить его паровым двигателем. Представьте себе, велосипед должен был нести котел с водой и топливом и водителя. Два изобретателя в разных частях света — Сильвестр Ропер в Америке и Луи Гийом Перро во Франции — решили сделать это почти одновременно. Оба создали обновленные копии локомотива.

Ропер подвесил небольшой котел с пружинами за седлом своего велосипеда. Небольшие куски угля, время от времени подбрасываемые в печь, служили топливом. Двигатель приводил в движение заднее колесо с помощью ремня. Над цилиндром находилась большая труба для отвода дыма. Некоторые источники сообщают, что этот локомотив издавал такой шум, что пугал лошадей и вызывал большое недовольство прохожих. Однажды Ропер даже был арестован полицией за катание на «механической лошади» в общественном месте. Изобретатель утверждал, что его велосипед с паровым двигателем может развивать скорость до 40 миль в час и преодолевать любой уклон, но, к сожалению, никаких исторических свидетельств этого не сохранилось. Сам локомотив сохранился до наших дней, его можно увидеть в музее Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия.

Примерно в то же время во Франции Луи Гийом Перро встроил паровой двигатель в велосипед. Он надел его на заднее колесо и использовал спирт в качестве топлива. Двигатель имел два бака: один со спиртом, другой с водой. Спирт, который сжигался в специальной камере, нагревал воду в змеевиках до получения пара, пар, в свою очередь, двигал поршень в цилиндре, а крутящий момент передавался на заднее колесо через приводной ремень. Скорость можно было регулировать путем настройки камеры сгорания, а замедление достигалось путем выпуска пара из цилиндра. С 2012 года этот знаменитый велосипед находится в коллекции Роберта Грансена.

Из-за неудобства и дороговизны эти две конструкции не получили широкого распространения.

В 1856 году итальянцами Матеуччи и Барсанти был изобретен первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Он представлял собой вертикальный цилиндр, в котором взрывалась смесь воздуха и водорода или легкого газа. Она стала популярной в 1860 году благодаря французскому изобретателю Этьену Ленуару. Газовый двигатель был намного проще в использовании, чем паровой: его было легче запустить и он был более безопасным, но при этом он был похож на паровой двигатель — принцип работы был почти таким же, за исключением того, что в цилиндре вместо пара находился горючий газ. Изобретенный двигатель внутреннего сгорания был таким же тяжелым, как и паровой двигатель.

В 1861 году немец Готлиб Даймлер приехал во Францию, чтобы изучить двигатель Ленуара. Затем ученый и изобретатель еще на несколько лет отправился в Европу, чтобы набраться технического опыта. Вернувшись домой, он стал директором профессионально-технического училища. Там он познакомился с Вильгельмом Майбахом, очень талантливым человеком, инженером «от Бога». На этой встрече было принято решение о будущем мотоциклов и автомобилей. В 1885 году Готлиб Даймлер и Карл Майбах представили такой двигатель: В нем для воспламенения использовался бензин вместо горючего газа, который гораздо более летуч, чем газ, и легко взрывается. Так Даймлер представил миру свое изобретение: велосипед с двигателем внутреннего сгорания, Daimler Petroleum Reitwagen, с максимальной скоростью 12 км/ч, весом около 70 кг и четырьмя колесами (два маленьких колеса на заднем колесе, как на современном детском велосипеде). Знаете, почему? Все очень просто: Даймлер не мог ни держать равновесие, ни ездить на велосипеде. В общем, изобретатели не собирались создавать первый мотоцикл; их устройство было всего лишь стендом для испытания двигателя (ведь Даймлер и Майбах хотели оснастить этим двигателем свои будущие автомобили). Именно Maybach протестировал этого гиганта. Так были заложены основные принципы работы мотоцикла. Джинн вышел из бутылки — технология мотоциклов начала стремительно развиваться.

Развитие мотоциклов до начала ВОВ

В двадцатые годы прошлого века инженеры провели много экспериментов с разными видами конструкций. Постепенно они отходили от первоначальной задумки и превратили необычную и ненадежную машину в удобный и качественный вид транспорта. Таким образом был создан мотоцикл для ежедневного использования. При этом по своей сути он не слишком существенно отличался от современных устройств.

В 1922 году в Германии появился мотоцикл бренда DKW. Это транспортное средство получило широкое распространение. Это было связано с пробегом вокруг страны и доступной ценой. Благодаря этому мотоцикл стал популярен среди простых людей. Он был способен наращивать скорость до 65 километров в час и тратил на 100 километров 2 литра бензина. Транспортное средство удавалось завести от ножной педали. Оно отличалось небольшим весом и прекрасными ходовыми характеристиками.

Приблизительно в тот же период началось развитие мотоспорта. Это послужило толчком к развитию серийных мотоциклов. Вначале гонки проводились в виде длительных марафонов на обыкновенных дорогах. Однако постепенно они переместились на ипподромы и кольцевые трассы. Двигатели стали дополнять нагнетателями. Также инженеры ввели в конструкцию так называемый сухой картер, увеличили коэффициент полезного действия, уменьшили массу и улучшили аэродинамику.

Больших успехов в производстве спортивных мотоциклов удалось добиться компании BMW. В 1924 году бренд выпустил успешную модель R32. При этом фирма стремительно развивалась и делала свой транспорт все мощнее. Именно благодаря этому бренд не раз устанавливал общемировые скоростные рекорды.

В начале тридцатых годов прошлого века стали выпускать первые советские мотоциклы. Поскольку инженеры не имели в этой сфере достаточного опыта, модели, которые они создавали, представляли собой, по сути, копии немецких и британских транспортных средств. Однако уже спустя несколько лет конструкторы СССР стали внедрять оригинальные идеи. В результате появились такие модели, как Л-8 и МЛ-3.

МЛ-3 – первая советская модель, которая была создана с нуля. Ее начали производить в Серпухове в 1939 году. Конструкция включала легкий двигатель, объем которого составлял 123,7 кубического сантиметра. К тому же транспортное средство имело 3-ступенчатую коробку передач.

Эта простая модель предназначалась для массового распространения. Однако этому помешала Вторая мировая война. Тем не менее, на этом история советских мотоциклов не завершилась.

Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера

Когда же было налажено массовое производство транспортных средств? В 1894 году немецкая компания, созданная Хильдебрандом и Вольфмюллером, начала выпуск партии мопедов, которая включала 2000 экземпляров. Этот процесс длился в течение 3 лет.

По сути, данные транспортные средства оказались первым мотоциклами, которые производили конвейерным способом. Они обладали весом 50 килограммов и могли развивать скорость до 45 километров в час. Двигатель находился внутри рамы и зажигался от калильной трубки.

Отдельные элементы были взяты от прототипов, которые функционировали на паровой тяге. Они были изготовлены братьями Хильдебранд за 5 лет до этого.

В качестве примера стоит привести водяной резервуар в виде заднего крыла. Его новой функцией стала подача воды в специальные охлаждающие полости. Также конструкция включала шатуны, которые запускали движение заднего колеса.

Компания Хильдебранда и Вольмюллера распалась в 1919 году – после Первой мировой войны. Однако на этом история мотоциклов не закончилась. К тому же транспортные средства, которые выпускались фабрикой, по сей день хранятся в различных музеях мира.

Первое серийное производство

К концу 19 века почти все мотоциклы еще были экспериментальными, но общество уже было знакомо с ними. Таким образом, немецкая компания Hildebrand & Wolfmüller перешла к серийному производству.

По сегодняшним меркам, Hildebrand & Wolfmüller производили мопед: Техника весила 50 кг, имела двигатель мощностью 2,5 л.с. и разгонялась до 45 км/ч. Она оказалась не такой успешной, как ожидалось. Одной из основных причин низких продаж была высокая цена. Мотоциклы стоят 1200-1300 марок при средней зарплате 90-120 марок. Одна марка в 1900 году была эквивалентна шести евро сегодня. Это означает, что в современном мире такой мотоцикл будет стоить 7200-7800 евро.

Из-за высокой цены, низкого спроса и жалоб на небезопасное строительство компания Hildebrand & Wolfmüller закрылась через 3 года.

Первый мотоцикл, выпущенный серийно

Холлистерский бунт

В 1940 году байкерская культура была на пике популярности. Во время слета население небольшого города увеличивалось в несколько раз. Гости вели себя довольно агрессивно. По улицам разъезжали пьяные байкеры. Такое поведение вызывало негативное отношение со стороны местного населения.

Зачастую улицы были завалены пивными банками. Однако беспорядков и разрушений было недостаточно, чтобы сформировать отрицательный образ участника мотоклуба.

События о многочисленных происшествиях с участием байкеров стали появляться в газетных публикациях. Средства массовой информации окончательно испортили деловую репутацию людей, увлекающихся мотоспортом. Впоследствии происшествия, которые произошли в штате Калифорния, стали основой для создания фильма «Дикарь».

В основе сюжета лежит борьба 2 байкерских клубов. Фильм имел большой успех среди американцев. По сути, сложился особенный жанр, который касался криминальной составляющей. Однако многие байкеры не имели никакого отношения к преступной деятельности.

Поэтому образ, который сформировался СМИ, не соответствовал действительности. Мотоциклисты начали активно противостоять общепринятым устоям. Байкерскую культуру многие люди воспринимали негативно. Настоящие банды действительно существовали.

Появление военных мотоциклов

Уже в 1914 году, во время Первой мировой войны, мотоциклы использовались в военных операциях. Их основной задачей была передача сообщений. Они также часто были оснащены пулеметами

Сравнительно быстро мотоциклы стали важной частью военных действий. Во время Первой мировой войны использовались десятки тысяч таких машин

С началом Второй мировой войны использование мотоциклов приобрело особый характер. Они даже стали самостоятельным боевым подразделением. В этот период производство таких автомобилей было довольно утилитарным.

Среди самых известных мотоциклов, использовавшихся в военное время, — BMW R75. В основном он использовался для военных операций в 1940-1942 годах. Его конструкция обеспечивала высокую проходимость по бездорожью, а мощность составляла 26 лошадиных сил. Он также имел 9-ступенчатую коробку передач и гидравлический задний тормоз. Разработка была связана с высокими затратами, сопоставимыми с ценой двух автомобилей. Поэтому он не использовался в Германии и был отправлен в Африканскую Сахару.

Затем немцы начали использовать легкие мотоциклы. Примерами таких моделей являются DKW RT125 и DKW NZ350. Вторая версия производилась исключительно для армии и развивала скорость до 105 километров в час. Неоспоримым преимуществом конструкции была высокая проходимость по грунту благодаря низкому передаточному числу.

СССР во время войны использовал уникальный М-72, который был копией BMW R71. Этот дизайн был впервые выпущен в Москве. Однако позже его стали производить в Тюмени, Ирбите и Горьком. Мотоцикл был оснащен двигателем с противовращающимися клапанами низкого давления и мог разгоняться до 85 километров в час. Его масса, включая каретку, составляла 380 кг.

Всего было выпущено 8500 таких мотоциклов. В середине 1950-х годов автомобиль вышел на открытый рынок и оставался там до 1960-х годов. Впоследствии мотоцикл был усовершенствован, и даже было выпущено несколько спортивных моделей, включая внедорожные. В 1947 году модификации М-80 удалось установить общесоюзный рекорд скорости, который составил 172 километра в час.

Революционный переход к электрическим мотоциклам и гибридным моделям

В последнее время наблюдается революционный переход к электрическим мотоциклам и гибридным моделям. Рассмотрим главные преимущества и недостатки электрических мотоциклов и гибридных моделей, а также их влияние на экологию и будущее мотоциклостроения.

Преимущества электрических мотоциклов и гибридных моделей:

  • Экологическая чистота. Электрические мотоциклы не используют бензин и не выделяют вредные вещества в атмосферу. Это делает их более экологически чистыми в использовании.
  • Более низкие эксплуатационные расходы. Электрические мотоциклы имеют более низкие эксплуатационные расходы, чем традиционные мотоциклы, что делает их более экономичными в использовании.
  • Тихий ход и меньшая вибрация. Электрические мотоциклы имеют более тихий ход и меньшую вибрацию, что обеспечивает более комфортную езду для водителя.
  • Высокие скорости и длительный запас хода. Электрические мотоциклы могут достигать высоких скоростей и иметь длительный запас хода, что делает их привлекательными для использования в городской среде.

Недостатки электрических мотоциклов и гибридных моделей:

  1. Более высокая стоимость. Электрические мотоциклы имеют более высокую стоимость, чем традиционные мотоциклы, что может сделать их менее доступными для широкой аудитории.
  2. Ограничения по запасу хода. У электрических мотоциклов может быть ограничение по запасу хода, что может ограничивать их использование на больших расстояниях.

Мотоциклетные сообщества

Властные структуры не могли остаться в стороне от происходящего. Мотоциклетное сообщество настолько выросло, что возникла необходимость в создании собственной организации FIM (Fédération Internationale de Motocyclisme).

Годовой выпуск мотоциклов составлял несколько тысяч штук. Причем наибольшим спросом транспортные средства пользовались среди молодых мужчин.

Отчаянные и смелые покупатели не могли себе позволить дорогие автомобили. Поэтому они отдавали предпочтение мотоциклам. К тому же, многие из парней просто не успели обзавестись семьями. Мотоциклы – это не только средство передвижения. Транспортное средство использовалось для развлечения.

В обществе возникла мода на активный отдых за рулем мотоцикла. К основным факторам, которые оказали сильное влияние на покупательский спрос, можно отнести низкую цену, высокую скорость и практичность. Мотоциклы начали проникать практически во все сферы жизни. Транспортные средства применялись для доставки продуктов и почты. Конструкция некоторых мотоциклов позволяла использовать коляску, в которой можно было перевозить пассажира.

Когда появились современные мотоциклы

К семидесятым годам двадцатого века автомобили начали постепенно вытеснять мотоциклы. В европейских странах стало появляться все больше недорогих машин. В результате мотоцикл в большей степени превратился в хобби или стиль жизнь. В тот период вошли в моду тяжелые и скоростные мотоциклы. В этой нише лидирующие позиции занимали японские транспортные средства, которые оснащались 4-цилиндровыми двигателями.

Тогда же становится популярной агрессивная езда. Постепенно эта мода дошла и до Советского Союза. Средством передвижения стали часто пользоваться грабители и вандалы, что негативно повлияло на сам образ мотоциклиста. Вернуть нормальную репутацию владельцам такого транспорта удалось лишь спустя 10 лет.

В начале восьмидесятых при производстве мотоциклов стали активно применять электронные детали и пластиковые элементы. Двухтактные двигатели постепенно отошли на второй план. Это было преимущественно связано с увеличением кубатуры двигателя. Также стали наращиваться обороты скоростных машин. Многие транспортные средства начали оснащать дисковыми тормозами и пневматической подвеской.

Мотоцикл представляет собой достаточно популярное транспортное средство, которое имеет весьма интересную историю. Эта машина появилась еще в девятнадцатом веке и с того момента претерпела много изменений и усовершенствований. Постепенно мотоциклы стали терять популярность из-за широкого распространения автомобилей. Однако и сегодня есть немало ценителей этого вида транспорта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий