Правильная обкатка и увеличение жизни шин

Для чего нужна обкатка резины

Существует несколько причин, по которым обкатка резины является неотъемлемым условием для ее дальнейшего использования в повседневном и регулярном режиме. Все они призваны обеспечить наиболее комфортную, безопасную и достаточно продолжительную эксплуатацию как резины, так и автомобиля в целом.

Напротив, игнорирование правил подготовки (обкатки) резины чревато:

  • снижением эксплуатационных характеристик шин;
  • повышенным уровнем износа, и как следствие, сокращением срока службы колес;
  • ростом вероятности привести шины в негодность либо попаданием в неприятные дорожные ситуации (особенно на первых километрах неаккуратного вождения).

Чтобы сделать правильный вывод о необходимости обкатки шины следует для начала в общих чертах представлять процесс ее изготовления, который заключается в следующем.

Заранее подготовленные элементы будущей покрышки погружаются в специальные формы, где под воздействием высокой температуры либо иных химических и физических процессов проходят этап вулканизации. Проще говоря, резине придают форму готового изделия.

Для более быстрого и правильного извлечения покрышек из указанных форм, в них добавляют смазочный материал, схожий по своим свойствам с техническим маслом. В дальнейшем такая смазка тонкой пленкой остается на резине. В таком же виде она попадает на рынок и к конечному потребителю.

Таким образом, верхний слой резины, покрытый и впитавший в себя остатки масла, не дает резине в полной мере проявить свое функциональное назначение, т.е. обеспечить надежное сцепление с дорожным полотном.

На заводе при придании шинам формы, их покрывают специальной смазкой, которая впоследствии впитывается в резину и может быть причиной ухудшения эксплуатационных характеристик покрышек

Зимняя шипованная резина, проходящая более сложные этапы изготовления, также требует на первых порах щадящего режима с целью правильного усаживания шипов в свои технологические отверстия.

Подержанные шины для мотоциклов

Вы не должны инвестировать в использованные шины для мотоциклов. У каждого водителя свой стиль вождения и динамика, а это значит, что шины подвергаются различным нагрузкам. Это влияет не только на состояние протектора, но и на общее состояние шины — что не всегда видно на первый взгляд. Кроме того, такой набор нужно будет заменить быстрее, и вместо инвестиций у нас будут новые расходы.

Безопасность не имеет цены и дешевые шины для мотоциклов также часто несут в себе риски. Лучше инвестировать в достойные шины, которые не только гарантируют стабильную управляемость и максимальное сцепление, но и прослужат нам дольше. Бывает, что самые дешевые шины для мотоциклов сделаны из некачественных материалов, хотя это не правило. Перед покупкой стоит проверить мнения других водителей, которые имели возможность протестировать модель в разных условиях, и учесть их при выборе.

Шипуем колеса самостоятельно

Серийная шиповка для байков стоит баснословно дорого. Поэтому большинство раздеров, не желающих ставить мот на зимовку, самостоятельно шипует колеса. Существует несколько способов получить зимнюю резину:

  • Вкручивание саморезов в покрышку. Самый неудачный способ – практически одноразовый результат. Саморезы быстро вываливаются, а также легко могут повредить находящуюся внутри камеру;
  • Забивание строительных дюбелей и сваривание с шайбой. Более надежный способ. Результат получается долговечным, на несколько агрессивных поездок точно хватит. Но требует много времени и усилий для того, чтобы зашиповать колесо;
  • Автомобильная шиповка. Осуществляется на шиномонтаже, но вполне реально сделать это и своими силами. В заранее просверленные отверстия вклеиваются шипы, с расчетом, что на переднем колесе они должны быть короче, чем на заднем;
  • Профессиональная шиповка. Такие шипы не требуют сверления шины, а сразу вкручиваются снаружи в шашки покрышки. Отличный, долговечный вариант. Учитывая, что резина не дырявится насквозь – риск повредить камеру минимальный;
  • Использование шипов для спидвея – одного из видов мотоспорта. Они вкручиваются в резину насквозь, и закрепляются шайбами и гайками. Стоят очень дорого, достать – проблематично. Необходимо либо изготовление под заказ, либо выход на мотоспортсменов.

Составляющие мотоциклетной покрышки и их функции

Моторезина рассчитана на высокие боковые нагрузки. Ее профиль – даже у самых широких моделей – более округлый, чем у автомобильной, состоит из рабочей части, отвечающей за сцепление с дорогой, и боковой – «работающей» только при наклоне в повороте. Части не контактирующие с асфальтом – тоже очень важны. От них зависит, сколько покрышка будет весить, насколько промнется под весом байка, как долго прослужит.

Корд (армирующий каркас)

Скрытая часть между внутренними и внешними слоями резины, придающая жесткость и принимающая на себя нагрузку. Структура корда – многослойна. Стальная проволока, или нити из полиамида, арамидных волокон (кевлара), или полиамида располагаются плотными рядами либо поперек шины, либо – пересекаются под углом градусов 30–40 по направлению ее вращения.

Борта (закраины)

Край шины, уходящий внутрь, в пазы краев колесного диска, имеющий кольцевое металлическое (внутреннее) усиление. От надежности его фиксации в ободе – зависит срок жизни мотошины, а иногда и мотоцикла с водителем.

Протектор

Рабочая часть, покрытая затейливым рисунком, размер, форма и глубина канавок которого зависят от назначения изделия. Более крупный высокий протектор характерен для внедорожной и кроссовой моторезины, более низкий, гладкий – для шоссейной и гоночной.

Боковая часть

Соединяющая протектор и закраину зона, не уступающая им по прочности, но не работающая ни с дорожной поверхностью, ни с ободом. Именно на нее наносятся «письмена», раскрывающие свойства и характеристики шины.

Притирка автомобильных шин

При покупке новых шин мы не можем выяснить, есть ли вещества, снижающие адгезию на поверхности на первых километрах использования

Поэтому на первых километрах пути стоит проявлять особую осторожность. Считаете это слишком предусмотрительным? Определенно нет! Почему? Методология испытаний ETRTO большинства предусматривает, по крайней мере, 100-километровый «пробег» шин до начала испытаний

 В этот момент может возникнуть вопрос: необходимо ли использовать эти ресурсы? Почему при производстве шин используются дополнительные вещества? Эти вещества важны как с точки зрения потребителя, так и производителя. Оказывается, что эти меры позволяют использовать современные, сложные рисунки протектора и инновационные составы (особенно в случае зимних шин). Недостаток этих веществ также может негативно повлиять на внешний вид шин. Кроме того, при снятии шины с вулканизационного пресса она может быть повреждена, если она прилипнет к форме. В таких ситуациях шина часто деформируется или повреждает рисунок протектора. Такой товар списывается и не может быть доставлен покупателю. Для производителей это означает двойную потерю. Производители хотят максимально увеличить время между последовательными операциями очистки пресс-формы. Использование соответствующих мер позволяет увеличить эти интервалы и повысить производительность (процесс очистки пресс-формы означает простои производства и потери для компании). Также может случиться, что шина повредит форму, к которой она будет прилипать. Эта форма будет снята с использования на некоторое время, что приведет к дополнительным потерям для производителя.   

                                                                                            Если бы не вулканизация, протектор многих шин был бы поврежден.  

Типы мотошин (мото резины) и их конструкция

По своей конструкции шины можно разделить на диагональные и радиальные. Диагональные шины ставятся в основном на более тяжелые мотоциклы (круизеры), а спорт-байки же комплектуются радиальной мото резиной. Чтобы поддерживать давление в шинах, для проспицованных колес требуется камера, а литые колеса позволяют использовать бескамерные шины. 

Диоганальная шина имеет круглый профиль и высокие боковые стенки (боковины). У радиальной шины более плоский профиль, и меньше высота баковых стенок. Каркас диагональной моторезины выполнен из перекрестных слоев нейлона или из плетеного целлюлозного химического волокна. Каждый из нескольких слоев шины располагается в противоположном направлении, формируя перекрестные слои в виде буквы “Х”. Именно поэтому шина называется “диагональной”. В некоторых шинах сверху этих перекрестных слоев наносится еще один дополнительный слой, который называется “ремнем”, или “ремнями” шины. Этот слой наносится в направлении вращения шины. Шина с таким дополнительным слоем называется “диагонально-опоясанной”. Когда шина вращается, небольшая часть ее поверхности, которая соприкасается с дорожным покрытием и называется “контактной площадью”, на долю секунды выпрямляется, становится плоской. Поэтому во время вращения шины, она постоянно меняет свою форму в точке контакта с дорожным покрытием, выпрямляется, а потом снова принимает свою первоначальную форму. Такое постоянное изменение формы генерирует тепло, что улучшает сцепление покрышки с дорогой. Но слишком высокая температура покрышки начинает оказывать уже отрицательный эффект, так как снижаются характеристики шины, и увеличивается ее износ. У радиальной шины слои располагаются “радиально”, под углом 90 градусов к направлению вращения шины. Такая конструкция шины генерирует меньшее количество тепла, и покрышка разогревается меньше. Недостаток такой шины заключается в том, что боковины изгибаются легче, поэтому профиль шины делают более коротким. Низкий профиль означает, что такая конструкция шины не может справляться с более высокими нагрузками, которые испытывает крупный и тяжелый круизер с пассажиром и багажом на борту. Конструкция подвески круизера и характеристики прохождения поворота более приспособлены для диагональных шин, поэтому прежде, чем покупать шину, убедитесь, что она подходит для вашего байка. 

У каждого из видов моторезины рисунок протектора разрабатывается специально для условий в которых данная шина должна эксплуатироваться. То есть для дорожной резины, основной функцией нанесенного рисунка протектора (канавок) является отвод воды от пятна контакта резины с асфальтом. Увеличение числа канавок обычно улучшает “работу” резины на воде однако несколько снижает показатели цепкости на сухом асфальте. Именно поэтому на резине предназначенной для туринговых мотоциклов и круизеров, мотоциклах на которых люди путешествуют в любую погоду, рисунок протектора богаче на различные канавки и отводы. Мотоциклы для скоростной езды, спорт байки, предназначены для езды на большей скорости а как следствие для прохождения поворотов и остановки им нужны максимально хорошие сцепные свойства резины, достичь которых можно только на сухом, хорошем асфальте, соотвецтвенно и резина для спортов имеет куда более скудный рисунок протектора. Существуют также промежуточные варианты, предназначенные в основном для классических и спорт-туристических мотоциклов. 

При выборе шин важным фактором является долговечность, или истирание шины. Мягкие композитные материалы обладают большим сцеплением с дорогой, но более быстро изнашиваются. Жесткие материалы менее подвержены износу, но их степень сцепления с дорогой меньше. При разработке шин производителям приходится учитывать множество различных факторов, чтобы сделать дорожную шину, у которой был бы хороший баланс между эффективным сцеплением с дорожным покрытием и долговечностью. Одним из компромиссных решений согласования этих двух задач являются шины с неравномерной жесткостью, это когда центральная полоса колеса, контактирующая с дорогой, в те моменты когда мотоцикл едет прямо, является более жесткой и стойкой к истиранию чем боковины той же покрышки, которые за счет большей мягкости гораздо цепче держатся за асфальт и позволяют проходить повороты на больших скоростях. 

Обкатываем шины для мотоцикла

Новая мотоциклетная резина ни в коем случае не должна сразу эксплуатироваться «по полной». После установки она требуют раскатки, чтобы «притереться» к Вашему байку.

Чтобы правильно обкатать мотоциклетные шины, необходимо придерживаться нескольких правил:

  • В зависимости от производителя мотоколеса требуют щадящего режима в первые 150-200 километров – не пренебрегайте скоростными нормами и не применяйте резких торможений с ускорениями;
  • Не давайте байку предельную нагрузку во время обкатки;
  • Старайтесь обьезжать лужи и грязь, чтобы обезопасить шины на мотоцикле от резкого охлаждения;
  • Не старайтесь срезать торочащиеся усики – это остатки технологического производственного процесса, которые со временем сотрутся сами;
  • Умеренная езда на мотоцикле – не только способ обкатать резину, но и возможность убедиться в правильности подобранного размера и установки.

Обкатка новых мотошин – это время, необходимое для удаления верхнего слоя специальной смазки, которой покрыта резина. Она помогает шине легко садиться на диск, после чего длительное время будет сохнуть. В этот период и следует быть максимально осторожным на дороге – нужно помнить, что мотоциклетные шины не являются обычной закругленной резиной.

Прежде всего, это очень сложное устройство технологического процесса, выполняющее сразу несколько важных функциональных обязанностей.

Главными среди них являются удерживание мотоцикла в нужном положении и обеспечение максимального уровня безопасности при езде на больших скоростях.

Понятие «щадящего режима» на протяжении 150-200 километров – чисто субьективное. Некоторые модели мотоциклов и производители шин будут требовать «намотать» и целых 500 км. перед тем, как использовать шины в полноценном эксплуатационном режиме. Все зависит от стиля вождения и опыта мотоциклиста, климатических условий и состояния дорожного покрытия.

Обкатка резины: зачем, когда и как проводить?

Обкатка резины – это процесс прогрева и предварительного использования новой автомобильной резины перед ее полноценным эксплуатацией на дороге. Обкатка позволяет достичь оптимального сцепления шины с дорожным покрытием и увеличить ее долговечность.

Зачем проводить обкатку резины?

Чтобы гарантировать безопасность и комфортное вождение, обкатка резины является неотъемлемым этапом при покупке и установке новой шины:

  • Улучшение сцепления с дорогой – обкатка позволяет удалить специальное защитное покрытие с поверхности резинового шарика и налить слой километров;
  • Повышение долговечности – в процессе обкатки резина «привыкает» к дороге и приобретает дополнительные характеристики, необходимые для более длительной эксплуатации;
  • Безопасность дорожного движения – обкатка позволяет проверить новую резину на сцепление с дорогой и отклонения от рулевого колеса, а также на ее устойчивость на дороге;
  • Улучшение комфорта – после обкатки резины автомобиль становится более управляемым и позволяет более безопасное и плавное движение.

Когда проводить обкатку резины?

Обкатку новой резины рекомендуется проводить около 500-1000 км, хотя этот показатель может варьироваться в зависимости от типа резины и производителя. Также стоит учитывать, что обкатка обязательна после установки новой резины, а также при установке зимней резины на новый сезон.

Как правильно проводить обкатку резины?

Для эффективной обкатки новой резины следует учитывать следующие рекомендации:

  1. Постепенное увеличение нагрузки – начинайте обкатку с небольшой нагрузки и постепенно увеличивайте ее. Не забывайте учитывать рекомендации производителя относительно разрешенной максимальной скорости и нагрузки;
  2. Избегайте резких маневров – на первых этапах обкатки старайтесь избегать резких ускорений, торможений и резких поворотов;
  3. Разнообразьте маршрут – во время обкатки стоит выбирать разнообразные маршруты, включая городские улицы, трассы и дороги с различными покрытиями;
  4. Внимательно отслеживайте состояние резины – проверяйте давление в шинах и визуально осматривайте поверхность резины на наличие износа или повреждений;
  5. Постепенное увеличение скорости – на последнем этапе обкатки можно постепенно увеличивать скорость движения, чтобы проверить сцепление резины с дорогой при более высоких нагрузках.

Правильная обкатка резины позволяет достигнуть наилучшей эксплуатационной эффективности и продлить срок службы шины. Соблюдая рекомендации производителя, а также заботясь о правильном подборе резины для автомобиля, можно быть уверенным в безопасности и комфортности дорожного движения.

Критерии выбора мотошин

Что же обозначает маркировка мотошины? Существует несколько систем измерения в этом процессе. Наиболее популярной и понятной считается метрическая система. Вторая по популярности – «альфа» (маркируют туристические модели).

Основные показатели метрической системы — на примере шифровки 180/55ZR-17:

  1. Ширина – первое число (180);
  2. Ширина по профилю – второе число (55);
  3. Индекс скорости – первая буква (Z);
  4. Строение покрышки – вторая буква (R – радиальная);
  5. Диаметр обода, с которым совместима покрышка – последнее число (17).

Основные показатели системы «Альфа» на примере шифровки MT90S-16:

  1. Первая буква – наименование покрышки (М – мотоциклетная);
  2. Вторая буква – ширина покрышки (Т);
  3. Первое число – высота по профилю (90);
  4. Буква за числом – индекс скорости (S);
  5. Последнее число – диаметр обода, совместимого с покрышкой (16).

Индексы скоростей:

НаименованиеРасшифровка (км/ч):
«L»120
«M»130
«N»140
«P»150
«Q»160
«R»170
«S»180
«T»190
«U»200
«H»210
«V»240
«W»270
«Y»300
«Z»300+

На некоторых моделях указывается индекс нагрузки – показатель грузоподъёмности. В таблице приведены все значения с расшифровкой.

Коэффициенты нагрузки для мотошин:

Показатель (число)/расшифровка (килограммы)
50/19060/25070/33580/45090/600
51/19561/25771/34581/46291/615
52/20062/26572/35582/47592/630
53/20663/27273/36583/48793/650
54/21264/28074/37584/50094/670
55/21865/29075/38785/51595/690
56/22466/30076/40086/53096/710
57/23067/30777/41287/54597/730
58/23668/31578/42588/56098/750
59/24369/32579/43789/58099/775

Что касается материала резины:

  • Мягкий состав: хорошее сцепление, но быстро изнашивается;
  • Жёсткий состав: сцепление плохое, но долгий срок эксплуатации;
  • Неравномерная жёсткость: сцепление и срок службы уравновешены.

Лучшие производители: обзор составили топ-5 известных во всём мире компаний мотоциклетных покрышек:

  • «Bridgestone»;
  • «Continental»;
  • «Metzeler»;
  • «Avon»;
  • «Kenda».

Зимние шины

Зимние шины с большим количеством прорезей и порезов очень чувствительны к повреждениям. Если шина прилипает к форме, ее можно удалить, о чем мы упоминали ранее. Поэтому зимние шины могут содержать больше мер по вулканизации, чем летние (такие шины требуют большего охвата).   Дополнительный защитный слой также создается с помощью определенного количества циклов вулканизации и специальных покрытий формы. Это ограничивает накопление осадков из смеси на деталях пресс-формы, благодаря чему их можно чистить реже, и это не окажет негативного влияния на внешний вид и качество шин. Более короткое время простоя в производстве означает меньшее количество запусков для производителя, который в интересах клиента не должен компенсировать это повышением цены на шины.

Срок хранения моторезины

Период, на протяжении которого при соблюдении правил хранения и эксплуатации изделие сохраняет свои рабочие свойства, называется сроком хранения.

По закону РФ шины для мотоциклов, скутеров и мопедов должны иметь срок хранения не менее 5 лет. В течение этого периода при правильном складском хранении резина считается новой. По истечении срока покрышки остаются по-прежнему пригодными к эксплуатации.

У самих производителей отсутствуют такая техническая характеристика, как гарантийный срок хранения. Приняты следующие временные понятия:

  • дата изготовления;
  • начало эксплуатации;
  • ежегодная проверка изделий по истечении пяти лет использования;
  • замена шин после десяти лет использования.

Можно ли использовать старую резину при условии, что она не эксплуатировалась?

Старение резины определяется условиями хранения. Если изделие ранее не использовалось, значит, оно сохранило слой консервации. Это специальное покрытие, которое наносится на новые шины и истирается только после 100–300 км пробега.

Когда покрышка обкатана, слой консервации исчезает, и резиновое изделие начинает стареть.

При складском хранении (соблюдение влажности, температуры, отсутствие УФ-воздействия, правильное расположение) возраст шин не играет особой роли при покупке.

Ориентироваться необходимо на допустимую остаточную глубину протектора и состояние мотопокрышки.

Как обкатать зимнюю шипованную резину?

Такая резина отличается от обычной своими более сложными характеристиками и свойствами. Поэтому и процесс обкатки будет более сложным. Шипованную резину рекомендуют обкатывать, пока не наступили морозы или на дорогах не начался гололед. Скорость обкатки этой резины будет меньше, чем у обычной, порядка 60 км/ч, на протяжении 500 км. За это время и расстояние вся смазка, нанесенная на покрышку производителем стирается, а шипы прочно занимают свое место.

Игнорировать эти несложные, но практичные правила, наработанные опытом и годами, не стоит. Ведь от их соблюдения зависит как состояние вашего автомобиля, так и ваше собственно самочувствие.

Протектор

При выборе моторезины необходимо обращать внимание именно на проектор. И тут представлено большое многообразие рисунков: можно выбрать «лысую» резину, можно с глубоким протектором, либо каким-то агрессивным рисунком

Чтобы понять, какая мотошина будет подходящей для вашего мотоцикла, требуется вспомнить, на что может повлиять рисунок протектора, а также, какие еще важные моменты в устройстве шин требуется учесть.

Шины эндуро, которые предназначены для езды по бездорожью, должны иметь более глубокие канавки протектора. За счет увеличения глубины проектора мотоцикл становится более проходимым, а ламели, предназначенные для отведения воды, превращают моторезину в совершенно бесстрашную перед мокрым асфальтом. Лучшим вариантом считается такой рисунок протектора, который одновременно качественно отводит воду, то есть не дает появиться аквапланированию, при этом равномерно распределяя давление в покрышке. Подобная моторезина является оптимальным вариантом для спортивных мотоциклов.

Как правильно совершить обкатку мотоцикла?

Став счастливым владельцем нового мотоцикла, многие покупатели абсолютно забывают, а некоторые и вовсе не знают, о том, что его необходимо обкатать, прежде чем вкусить полную прелесть скорости и встречного ветра. Прежде чем крутануть ручку газа и умчаться к горизонту следует позаботиться о том, чтобы мотоцикл прожил долго и счастливо и не создавал проблем своему хозяину.

Правильная обкатка мотоцикла– это прохождение определенного расстояния на транспортном средстве на щадящих скоростях для того, чтобы все его детали притерлись к своим местам и привыкли к работе. Эту процедуру должны проходить не только мотоциклы с нулевым пробегом, выпущенные с завода, или после проведения капитального ремонта и замены основных деталей и систем.

Какие правила существуют при обкатке мотоцикла:

1. Не набирать слишком быстро обороты двигателя. Кстати, это правило распространяется на все мотоциклы, а не только те, которые проходят обкатку. Быстрый набор оборотов может стать причиной заклинивания неподвижного цилиндра из-за его теплового расширения при быстром разогреве поршня. Также страдают и подшипники. Масло не успевает к ним поступать, и они работают на сухих оборотах, что приводит к разрушению.

2. Обкатка мотоцикла должна осуществляться как минимум до 700 км. В это время следует воздержаться от крутых подъемов и излишнего груза (пассажиров)

Важно обязательно следить за температурой двигателя и периодически делать остановки для его охлаждения

3. Увеличивать ходовую скорость мотоцикла следует постепенно. Начинать необходимо с наименьшей скорости и постепенно ее прибавлять. При этом следить за нагревом двигателя.

4. После 1000 километров можно значительно прибавить скорость и уже разрешается нагружать мотоцикл по весу. Скорость уже допускается приличная, поэтому не следует забывать об экипировке и ПДД.

5. На этапе обкатки, как правило, новоявленный мотоциклист испытывает топливо, с которым в дальнейшем он будет «дружить». Поэтому при правильном режиме прибавления возможной скорости, по 10 км в час каждые 1000 километров, и хорошем топливе двигатель не будет перегреваться. В противном случае следует поменять марку бензина.

6. После 2000 километров мотоцикл спокойно можно эксплуатировать в любых условиях. А если он накатал больше 5000 и сохранил свою целостность ,то это уже считается полная и качественная обкатка.

Нужно ли обкатывать новые шины

Чтобы разобраться, почему специалисты рекомендуют перед полноценной эксплуатацией покрышек обкатать их, необходимо понимать процесс производства шин. Отлив автомобильной резины происходит из специальной смеси каучука в формы требуемого диаметра с необходимым рисунком протектора. Внутри форма смазывается специальным маслом, которое необходимо, чтобы после застывания извлечь резину не нанося ей повреждений. Частички масла остаются на рисунке протектора, и в таком виде шины поступают в продажу.

Несмотря на заявления производителей шин, которые уверяют, что процедура обкатки не является обязательной, специалисты рекомендуют ее выполнять. Обкатка автомобильной резины позволяет удалить сохранившиеся частички масла, наличие которых может напрямую сказаться на поведении автомобиля:

  • При резком торможении свежая резина рискует не затормозить и проскользнуть, что может привести к ДТП;
  • При входе в поворот на высокой скорости машина на новых шинах может уйти в занос или перевернуться.

В первую очередь обкатка шин требуется именно для повышения безопасности от вождения автомобиля, а не для увеличения срока службы резины. Но если речь идет о шипованных шинах, то их правильная обкатка позволит продлить срок эксплуатации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий