Цифровая логистика
Цифровая экономика (цифровизация) проникает во все виды деятельности, связанные с производством товаров и услуг и опирается на целый комплекс технологических достижений последних лет:
- Интернет вещей (Internet of Things – IoT / Machine-to-Machine – M2M)
- Управление большими данными (Big Data)
- Искусственный интеллект (Artificial intelligence, AI)
- Системы бизнес аналитики (Business intelligence, BI)
- Поиск и обработка данных (Data mining)
- Технология блокчейн (Block Chain)
- Облачные сервисы (Cloud Services)
- Электронная коммерция (E-Commerce)
- 3D-печать (3D Printing)
К этому можно добавить дроны, роботы, нанотехнологии, беспилотные транспортные средства, системы спутниковой навигации, системы распознавания речи, лиц и изображений и т.д.
Все это быстрыми темпами начинает применяться и в логистике. Результатами развития цифровой логистики являются:
- Повышение эффективность производства,
- Повышение устойчивости предприятия
- Сокращение логистических издержек
- Повышение точности прогнозирования производственных и экономических показателей
- Сокращение запасов
- Сокращение сроков поставок продуктов
- Повышение надежности хранения данных
Виды логистики
Поскольку логистику применяют в самых разных сферах деятельности, то выделяют несколько её видов. И хотя общие подходы и принципы схожи, каждое направление обладает своими особенностями.
Транспортная логистика
Главная задача транспортной логистики — доставка грузов из одной точки в другую с минимальными затратами и без вреда для товаров. Конечная цель — найти самый оптимальный маршрут из всех возможных.
Охватывает следующие функции:
- изучение груза и определение необходимых условий для его доставки;
- подбор транспорта или нескольких видов транспорта;
- построение маршрута с учётом кратчайшей доставки;
- организация и обеспечение качественной погрузки и разгрузки;
- контроль всех этапов транспортировки до передачи груза получателю.
Закупочная логистика
Отвечает за снабжение бизнеса или производства необходимыми материалами в заданные сроки и с наименьшими затратами.
В задачи входит:
- определение требуемых объёмов необходимых материалов;
- поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- планирование графика поставок;
- организация закупки материалов;
- контроль приёма и проверки качества поставляемого товара.
Информационная логистика
В задачи информационной логистики входит развитие систем передачи информации между субъектами. Для этого необходимо организовать своевременный и бесперебойный обмен данными между всеми отделами: снабжения, производства, хранения, транспортировки, распределения. Чаще всего для этого используют дополнительные программы, например, «1С».
Функции:
- сбор данных об особенностях поставки товаров и услуг;
- тщательный анализ информации, которой обмениваются участники процесса;
- распределение данных по ответственным отделам;
- обработка, хранение и архивация документов.
Целью выступает объединение всех информационных потоков в единое целое.
Производственная логистика
Оптимизирует перемещения материалов и готовых товаров внутри производственного цикла. Необходимо следить за своевременной доставкой сырья, соответствием материалов установленным критериям, отгрузкой и транспортировкой в запланированные сроки.
К реализуемым функциям относят следующие:
- организация производственных операций с учётом рыночного спроса и текущих заказов;
- планирование всех этапов производства продукции;
- отслеживание качественного завершения каждого отдельного этапа;
- постановка сроков и контроль над их соблюдением.
Логистическая цель достигнута, если упорядочена работа всего производства и каждого отдельного цеха.
Распределительная логистика
Основная цель распределительной, или маркетинговой логистики — распространить товары между поставщиками и продать их конечным потребителям
Важно правильно выбрать объемы поставок и сократить время транспортировки, особенно для скоропортящейся продукции. . Функции:
Функции:
- определение каналов распределения;
- выбор подходящих посредников;
- рационализация доставки товара до потребителя.
Складская логистика
Складская логистика отвечает за хранение готовой продукции, грамотное использование площадей, создание резерва товаров в нужном объеме.
Охватывает следующие функции:
- учёт хранимых позиций товаров;
- организация резервного запаса;
- комплектация заказов на доставку;
- выстраивание процессов приёмки и отгрузки.
Таможенная логистика
Главная цель — соблюдение правовых норм при импорте и экспорте продукции, доставка и перевозка грузов за границу с минимальными рисками.
В задачи таможенной логистики входит:
- подготовка необходимых деклараций;
- получение сертификатов соответствия;
- страхование грузов;
- организация ответственного хранения;
- заключение договоров купли-продажи, в том числе по валютным сделкам;
- послетаможенное сопровождение.
Кто такой логист?
Главная задача специалиста в области логистики заключается в анализе ситуации на рынке, определении интересов потребителя и координации деятельности производственно-потребительских звеньев. По сути, на таких специалистах лежит весь отдел логистики, где на первое место выходит организация маршрутов движения материальных потоков с минимизацией затрат в каждом секторе логистической цепи.
Определяющим профессиональным требованием для логиста выступает наличие навыков финансиста, ведь основную массу времени такой специалист осуществляет работу с расчетами. Немаловажным для логиста является знание юриспруденции, так как расхождение деятельности с буквой закона чревато штрафными санкциями, издержками, потерями средств и как результат – нанесением убытков коммерческой организации.
Профессия логиста подвластна мобильным, коммуникабельным личностям с развитым аналитическим мышлением, которые не просто умеют работать самостоятельно, но и проявляют творческое мышление.
Сущность и задачи складской логистики
Определение 1
Складская логистика – это система управления складом и товарными запасами организации, контроля процесса складирования и состояния запасов, их грамотного распределения.
Определение 2
Склад – это помещение специального назначения, где принимается, обрабатывается, складируется, распределяется груз.
Складской контроль следит за наличием нужных товаров, состоянием складских запасов, длительностью их хранения, своевременностью доставки груза на склад, и отправления грузов.
Складская логистика – один из важнейших элементов основной деятельности предприятия. Увеличение объемов производства ведет к увеличению количества качественных складских площадей, рост производительности ведет к созданию большого количества запасов, росту производственного персонала. С ростом персонала растет количество производственных ошибок. Для оптимизации работы склада и более эффективного использования складских площадей внедряются новые технологии, автоматизируются складские профессии и функции.
Складские сооружения делятся в зависимости от назначения и ряда характеристик на:
- Производственный склад;
- Транзитный склад;
- Таможенный склад;
- Сезонный (хранение продукции в зависимости от времени года) склад;
- Резервный (хранение запасов на случай возможной чрезвычайной ситуации) склад;
- Розничный (для торговой компании) склад;
- Коммерческий (общего назначения) склад.
Складские помещения, их размер, специфика товара напрямую влияют на логистику. Склад – техническое сооружение, характеризующееся многофункциональностью, сложностью и специфической структурой, состоящее из взаимосвязанных элементов.
Функции склада:
- Преобразовательная – производственный продукт преобразуется в потребительский в зависимости заказов клиентов;
- Распределительная – логистика позволяет сотрудникам ориентироваться на складе, разбираться во многообразии товара, знать особенность каждой позиции;
- Функция хранения – складирование, обеспечивающее непрерывность производственного процесса;
- Транспортировочная – осуществление поступления и отбытия товаров на склад и со склада;
- Оптимизационная – функция, позволяющая оптимизировать затраты, объединив несколько заказов в один;
- Сопутствующие услуги – осуществление фасовки, погрузки, распаковки для розничной продажи, проверки функциональности приборов и техники, сборки и предпродажной обработки продукции;
- Управленческая – управление, размещение, хранение и выдача материальных ресурсов потребителям.
Грамотная и эффективная организация складской логистики позволяет снизить расходы на хранение, доставку и подготовку товара к реализации. Качественная организация складской логистики позволяет снижать общие затраты предприятия на 15-60 процентов, бесперебойно осуществлять основную производственную деятельность. Складская логистика уменьшает излишки запасов, исключает лишнюю транспортировку, отправку клиентам дефектной продукции, уменьшает перепроизводство.
Основные задачи складской логистики заключаются в выборе способа хранения и места расположения склада, организации труда на складе, оптимизации и стандартизации складских технологических процессов, определении количества складов, выборе технической оснащенности складской системы, разработке логистического процесса на складе, анализе эффективности использования существующих складов.
Для организации работы склада необходимо определиться с целью организуется складской комплекс, в каком месте он будет/должен располагаться. В зависимости от цели, объема производства и оборачиваемости продукции склад может быть арендован, построен собственными силами или куплен. После строительства склада он должен быть введен в эксплуатацию, должна быть оценена эффективность использования складских площадей.
Организация складского бизнеса
Если руководители предприятия решили организовать склад, то им можно дать 5 практических советов:
1) На первом этапе очень важно просчитать самое подходящее число складских хранилищ. Это напрямую связано с объемами продукции, производимой предприятием. Оптимальное решение предполагает, что вся продукция «тютелька в тютельку» складируется в организованных помещениях
Большее ее количество заставит тратиться на транспорт, меньшее – повлечет простаивание пустых зданий. В обоих случаях, это ненужные расходы и убытки
Оптимальное решение предполагает, что вся продукция «тютелька в тютельку» складируется в организованных помещениях. Большее ее количество заставит тратиться на транспорт, меньшее – повлечет простаивание пустых зданий. В обоих случаях, это ненужные расходы и убытки.
2) Еще раз подумать, нужна ли предприятию своя складская логистика. Сделать сравнительный анализ цен на аренду и покупку/постройку помещения. Посчитать, как быстро окупится покупка, какая итоговая прибыль останется после всех транспортных и организационных расходов.
3) Если после всестороннего анализа расчеты показали, что собственный логистический склад выгоднее, то следующим шагом должен стать выбор месторасположения складского помещения. Подойти к определению места нужно очень ответственно, учесть все нюансы: откуда товар будет приезжать на склад, куда потом его будут развозить.
4) Далее нужно определить, как именно будут размещаться грузы, как складироваться, кто и как будет ими на складе управлять.
5) Обязательнее условие правильной организации – это расчет самого эффективного способа складской логистики. Для этого определяют:
- максимально удобные варианты складирования,
- тип оборудования,
- характеристики грузов,
- способ обработки и хранения информации.
Еще термины по предмету «Логистика»
Коносамент «чистый»
коносамент, не содержащий каких-либо пометок (оговорок) о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковке, необходимость предъявления «чистого» коносамента является обычным условием запродажных контрактов, без соблюдения которого продавец, как правило, не может получить в банке причитающиеся ему за товар платежи.
Военная логистика
совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.
Максимальный желательный запас
максимальная величина экономически целесообразного запаса в данной системе управления запасами.
Складская логистика
Транспортная логистика
Автоматизированная транспортно-складская система
Логистика
Складское хозяйство
Наценка складская
Складской докуме
Складское свидетельство
Варрант складской
Документ складской
Запасы складские
Коносамент складской
Расписка, складская
Реализация складская
Свидетельство, складское
Товарооборот складской
Ярлык складской
Складской арендодатель
Складской комплекс
Складской товарооборот
Методологические основы управления логистикой транспортно-складских центров
В статье исследуются общие вопросы управления логистическими транспортно-складскими центрами. Приводится классификация логистических процессов в транспортно-складских центрах. Раскрываются основные логистические процессы в транспортно-складских системах. Рассматривается принципиальная схема транспортно-логистической системы доставки грузов через терминалы. Производится позиционирование транспортно-складского центра как элемента архитектуры логистичеcкой системы. Формулируются основы построения эффективной системы транспортно-складского обслуживания грузовых потоков.
Логистические концепции
Чтобы организовать логистические процессы на производстве, компании расставляют приоритеты. Они определяют, какие факторы будут учитывать в первую очередь, исходя из чего будут планировать работу предприятия.
Принципы планирования складываются в логистические концепции. Компании определяют, на основе какой концепции они будут работать, и следуют ей.
Выделяют несколько базовых концепций логистики:
Just In Time (точно в срок). Самая популярная концепция. Она появилась в 50-х годах, когда японская компания «Тойота» начала внедрять систему управления проектами Kanban.
В основе концепции лежит идея планирования всех поставок к определенному времени. Если вы знаете точные сроки отгрузки, то организуете процесс производства и сборки изделий согласно расписанию. У вас нет большого запаса готовой продукции, вы не ждете материалов от поставщиков. Все уже готово к нужной дате.
Requirements / resource planning (планирование производства). На основе данной концепции работают следующие логистические системы в производстве и снабжении:
- MRP I / MRP II — Materials / manufacturing requirements resource planning. Система планирования потребностей в материалах и ресурсах на производстве.
- DRP I / DRP II — Distribution requirements resource planning. Система планирования распределения продукции / ресурсов в дистрибьюции.
Самое главное в этих системах — ответить на вопрос, сколько и в какие сроки необходимо произвести продукции. Далее определяют количество нужных ресурсов. При этом MRP ориентируется на потребности производства, а вот DRP — на потребительский спрос.
Lean production (тощее производство). Базируется на идее сокращения запасов и снижении объемов партий товаров. Высокое качество продукции обеспечивается за счет квалифицированного персонала и оборудования. Производственные потери и риски сводятся к минимуму.
Quick response (быстрый ответ). Предполагает быструю координацию между ритейлерами и оптовиками, что позволяет мгновенно реагировать на изменение спроса. Продавцы мониторят продажи и передают данные об объемах оптовикам и производителям. Запасы готового товара практически отсутствуют, компания удовлетворяет текущий спрос.
Тенденции рынка
Перечислим кратко основные тенденции в логистической отрасли, которые мы выделили на основе постоянного мониторинга и аналитики рынка.
• Создание структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничные сети. Такие объединения формируются между торговыми сетями, объединяются даже конкуренты. Это позволяет дешевле поставлять конечную продукцию. Появляется перспектива создания единых платформ для агрегации заказов на перевозку и исполнителей.
• Развитие систем поддержки принятия решений на основании машинного обучения в области транспорта и логистики, особенно в прогнозировании спроса и предложения перевозчиков на конкретных направлениях.
• Рост конкуренции, ценовое давление со стороны потребителей, которые становятся все более требовательными. Клиент привыкает к сервисам, электронным услугам, удобствам. Поэтому спрос на технологии будет только расти. Технологическое оснащение становится одним из ключевых конкурентных преимуществ в логистике, прежде всего, имеются в виду информационные технологии.
• Создание масштабных логистических цепочек: российских, европейских и мировых. В России открывается все больше крупных распределительных центров, что соответствует мировой тенденции.
• Глобальная реструктуризация логистических цепочек в связи с распространением электронной торговли и не только. Ритейл стремительно уходит в он-лайн, а это сильно меняет и логистический рынок. Возникает все больше потребностей доставлять заказы, люди реже ходят за покупками сами. Соответственно, логистические услуги все более востребованы, рынок в этой сфере растет.
• Общий рост объемов производства. Конечно, общий рост производства и, соответственно, потребления влияет на развитие логистического рынка.
• Разработка системных отраслевых и межотраслевых стандартов, регламентирующих экспедиторскую деятельность при реализации мультимодальных транспортных проектов. Как таковых стандартов в логистике сейчас нет, во всяком случае – в России. В международной логистике они уже появляются, но тоже пока только зарождаются. Такие гиганты как Ozon и Microsoft вместе уже работают над этой темой. В скором времени стандарты отрасли появятся и в нашей стране.
Вообще, существует мнение, что XXI век будет веком логистики. Представляется, что это мнение полностью справедливо, ведь логистика как никакая другая отрасль отражает развитие общества, экономики и достижения научно-технического прогресса.
Как выбрать транспортную компанию?
На сегодняшний день автомобильные грузоперевозки являются очень востребованным видом доставки. Перевозить грузы автотранспортом экономично и очень удобно. Многие фирмы, которые занимаются организацией транспортировки грузов, готовы доставлять крупные партии от склада производителя до склада получателя, также от двери до двери клиента, осуществлять междугородние грузоперевозки крупногабаритными фурами. У любой компании есть дополнительные транспортные услуги, которые сопутствуют организации автомобильных перевозок грузов. Так как же выбрать надежную транспортную компанию?
Транспортных компаний, которые осуществляют автомобильные перевозки грузов, очень много
Если понадобятся услуги такой компании, то нужно выбрать ту, которая существует свою деятельность не один год, это доказывает большой профессионализм и качество работы, что очень важно. Благодаря таким фирмам, затраты на автоперевозки сводятся к минимуму, как правило, у них всегда есть самые выгодные схемы доставки. Прежде чем заказать автомобильную перевозку у транспортно-экспедиционной компании, следует поинтересоваться, соответствует ли их транспорт экологическим и техническим требованиям, оснащены ли транспортные средства современным оборудованием
Прежде чем заказать автомобильную перевозку у транспортно-экспедиционной компании, следует поинтересоваться, соответствует ли их транспорт экологическим и техническим требованиям, оснащены ли транспортные средства современным оборудованием.
Такая услуга как автомобильные перевозки грузов появилась около ста лет назад в логистической и транспортной системе, причем осуществлялись перевозки не только внутри одной страны, но между разными государствами.
Почти про любую транспортную компанию можно узнать в Интернете, где можно прочитать про услуги организации, ее преимущества и недостатки. Также следует почитать отзывы клиентов, которые уже пользовались услугами компании.
У каждой уважающей себя организации должны быть следующие преимущества:
- Индивидуальный подход к каждому клиенту.
- Большой опыт в сфере логистических услуг.
- Квалификационные и профессиональные сотрудники, имеющие большой стаж работы.
- Экономия времени при осуществлении автомобильных перевозок грузов.
- Приемлемое сочетание качества и цены.
- Страхование груза.
- Внимательное и вежливое общение менеджеров с клиентами.
Любая транспортная компания должна максимально удовлетворять все потребности клиента, обладать современными технологиями хранения, обработки и доставки грузов
Транспортная логистика является очень важной составляющей бизнеса, без услуг транспортно-экспедиционных компаний свою жизнь не представляют большинство бизнесменов. Благодаря грузоперевозкам многие предприятия развиваются очень успешно, оптимизируются производства, которые становятся весьма прибыльными
Контроль груза при транспортировке
Без качественной сотовой связи и интернета сегодня сложно представить современную транспортную логистику. С их помощью становится возможным спутниковый мониторинг транспорта. Система навигации позволяет:
- установить географические координаты груза в любое время;
- информировать заказчика о месте нахождения товара и стадии доставки;
- избегать форс-мажорных ситуаций и своевременно корректировать маршрут;
- обеспечивать сохранность и условия транспортировки груза.
Контролировать перемещение и сохранность грузов помогает такое оборудование:
- автомобильные трекеры;
- автономные GPS-маячки;
- датчики температуры и влажности, угла наклона, ударов, открытия дверей, нагрузки на ось;
- PS-пломбы;
- видеокамеры.
Как правильно организовать систему складской логистики — 5 практических шагов
Оптимизация складской логистики подразумевает принятие ряда очень важных решений. Предварительно необходимо определить требуемое количество складов и выбрать наиболее подходящее место для их расположения.
При организации системы складской логистики необходимо предусмотреть наличие собственного или арендованного склада.
Я разложил весь процесс на 5 простых шагов.
Шаг 1. Определяем количество складов
Очень важно определить оптимальное количество необходимых складских помещений в зависимости от объема производимой продукции. При условии, если итоговое число складов будет недостаточным, то следует ожидать увеличения расходов на транспортировку продукции. Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети
Однако неоправданно большое количество помещений также повлечет за собой дополнительных расходы, которые необходимы для содержания и нормального функционирования складской сети.
Шаг 2. Решаем, какой склад использовать: собственный или арендованный
Итоговое решение по этому пункту будет принято после детального изучения составляющих факторов — средней арендной стоимости и размера денежной суммы, необходимой для организации склада.
Целесообразность строительства собственного складского помещения возникает только если итоговая прибыль от транспортировки груза будет оправдывать транспортные расходы.
Шаг 3. Определяем место расположения склада
Место складирования готовой продукции должно быть выбрано с учетом минимизации расходования средств, необходимых для транспортировки товара. Существуют различные методы определения оптимального места расположения склада.
Шаг 4. Выбираем эффективную систему складирования
Распределительная логистика подразумевает предварительное определение способа размещения грузов на складе
Также следует обязательно уделить внимание выбору методов эффективного управления грузами
Шаг 5. Проводим анализ складской логистики
После детального анализа всех составляющих факторов принимается итоговое решение о создании оптимальной системы складской логистики. Если на подготовительном этапе не было допущено серьезных ошибок, то конечный результат позволит обеспечить контроль за расходуемыми запасами продукции.
Курсы по складской логистике помогут слушателю максимально легко определить наиболее эффективную систему складирования. В них обязательно должны быть учтены все внешние и внутренние потоки товарно-материальных ценностей.
С целью достижения положительного итогового результата, необходимо предварительно определить:
- оптимальную грузовую единицу;
- вид складирования;
- вид складского оборудования;
- систему комплектации товаров;
- организацию системы обработки информации.
Подбор необходимого оборудования осуществляется в зависимости от характеристик грузовых единиц, а также при учете используемого вида складирования.