Тест-драйв мотоцикла Yamaha XT1200Z Super Tenere

Overall rating

3 out of 5 (3/5)

There was a time when Yamaha’s Tenere range of bikes ruled the earth, literally. As desert and dirt blasters for Paris-Dakar like competitions, the name Tenere became synonymous with adventure and off-road riding. Then it all went quiet and BMW took on the mantle of Adventure bike champions with its modern-day GS range.

Latest news: Yamaha Super Ténéré falls foul of Euro5 restrictions

Yamaha’s revival started with the 2008 XT660Z Tenere, a delightful 660cc single-cylinder thumper dressed in traditional desert-romping plastics (high screen and seat height, long suspension). The introduction of the XT1200Z Super Tenere carries this adventure theme further.

The big sticking point is the £13,500 price tag, which makes it more expensive than a fully-loaded BMW R1200GS Adventure, over two grand more than a KTM 990 Adventure and just £700 less than the all-singing, all-dancing Ducati Multistrada 1200 S Touring.

As good as the Super Ten is, it can’t live with its rivals in terms of on-road performance, build quality and all-round fun-factor. In short, it’s way overpriced for what it is.

Смело отправляйтесь в путешествие по Колпе и Кочевскому рогу на самых современных мотоциклах.

Один опытный гонщик однажды сказал мне на гонке эндуро: «Знаешь, ты должен быть храбрым для эндуро», и тебе действительно нужно набраться смелости, чтобы прокатиться на мотоцикле, подобном нашему, на большом сравнительном тесте, который весит более 200 фунтов. ., вы съезжаете с асфальта навстречу приключениям.

Выбирая мотоциклы, мы старались получить практически все новое и актуальное на рынке на данный момент. Их просто не хватало Кавасаки Версис 1000, который уже больше похож на модель спортивного путешествия, и Yamaha XT 1200 Z Ténéré, который долгое время практически не менялся на рынке.

Такая умная электроника

В СТАНДАРТНОЙ комплектации “Super Tenere” оборудован электронной системой АБС, которая отслеживает ускорение, частоту вращения колес и коленвала. Уловив тенденцию к блокировке колеса или боковому сносу, электроника плавно изменяет тормозное давление, предотвращая блокировку.

На десерт мотогурманам предлагается три электронных “блюда”. Во-первых, система “D-Mode” с двумя режимами – “Sport” (S) и “Touring” (T). Спортивный режим – для хорошей дороги и скорости без особых ограничений. А при нажатии кнопки “Т” электроника должна охладить пыл мотора на мокром шоссе или скользком проселке.

Во-вторых, антипробуксовочная система в зависимости от вашего темперамента и стиля езды предоставляет два режима для старта: TCS1 и TCS2. Они последят за задним колесом байка, чтобы оно не ушло в нескончаемый дрифт на сыром покрытии.

И напоследок – интеллектуальная тормозная система, которая распределяет тормозное усилие между колесами, даже если вы тормозите одним только передним рычагом. Это должно пригодиться на бездорожье, где пилот много времени проводит, стоя на подножках, и пользоваться ножным тормозом ему просто неудобно.

Автор этих строк – отнюдь не фанат мотоциклов внедорожного типа. Но тем, кто будет ездить на “Super Tenere” (а в продаже он появится в июне-июле), заранее завидую белой завистью.

Выбор резины

Чтобы правильно выбрать резину на «Варю» и «Сутенёра» (а у них абсолютно одинаковые размеры колёс и требования к индексам нагрузки и скорости), надо честно дать себе ответ на вопрос: «Где я буду ездить?». Если съездов с асфальта не планируется, то нет смысла ставить «шашку», потому что она и держит хуже, и рулится на ней мотоцикл посредственно, и стачивается такая резина быстро. А вот если оффроуд планируется и регулярно, то не стоит ставить лысую шоссейную резину – на ней вы будете беспомощны на грунте. Итак, четыре варианта.

Езда только по асфальту. В размерах 110/80–19 + 150/70–17 все производители резины выпустили чисто шоссейные колёса комплектом. Если вы поставите Michelin Pilot Road 4 Trail, Pirelli Angel GT, Metzeler Roadtec 01 и остальные спорт-туринговые варианты, то вы будете королём асфальта, но съезды на грунт лучше будет ограничить обочиной федерального шоссе.

Немного более универсальным решением будет установка тех шин, что обычно ставят на туристические эндуро на конвейере. По сути шины тоже асфальтовые, но с углублениями протектора, проходящими поперёк через центр колеса, чтобы хоть как-то работать на сухом грунте. Проверенными вариантами будут Michelin Anakee 2 и 3, Metzeler Tourance и Tourance Next, Pirelly Scorpoin Trail, Conti Trail Attack 2. Из бюджетных решений неплохи Mitas Terra Force, Shinko E705 и Kenda K678 Big Block Pave.

Следующая по зубастости градация подойдёт тем, кому нужно долго добираться по асфальту до бездорожья, и там, куда он едет, его не ждёт чавкающая грязь. К примеру, вы своим ходом едете кататься на Памир. Тогда хорошим вариантом будут умеренно-зубастые покрышки, но с асфальтовым потенциалом. Это Conti TKC70, Heidenau K60 Scout, Mitas E-07, Pirelli Scorpion Rally STR.

Ну и напоследок о внедорожной резине. В путешествиях этот вариант интересен в формате доставки мотоцикла до точки применения на прицепе или выезда из Москвы на обычной резине и переобувании в «шашку» перед съездом с дороги. Колёса можно везти с собой, но лучше отправить транспортной компанией в нужный город на себя и получить их там. Проверенный годами вариант – Conti TKC80 Twinduro. Но есть альтернативы, и их немало – Michelin Anakee Wild, Metzeler Karoo 3, Pirelli Scorpion Rally. Из бюджетных вариантов Shinko E804-805, Mitas E09 и Е10, Kenda K784 Big Block.

Если не будете себя обманывать с ареалом обитания мотоцикла, то в выборе резины не ошибётесь.

Ducati Monster 797 и Yamaha XJ6 >

Краткая история модели

2010 г. – официальное начало производства и продаж. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere (Европа). Заводское обозначение: 23P1.

2011 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere (Европа). Заводское обозначение: 23P8.

2012 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: 23PB, 23P4, 23P5, 23P6.

2013 г. – небольшие изменения по пластиковым накладкам и форме седла. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: 23PF, 23PJ, 23PK, 23PL.

2014 г. – появление ES-модификации. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: 2BS1, 2BS5, 2BS6, 2BS7 + 2KB1, 2KB5, 2KB6, 2KB7.

2015 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: 2BS9, 2BSF, 2BSE, 2BSD + 2KBD, 2KB9, 2KBJ, 2KBG, 2KBH.

2016 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: 2BSS, 2BSM, 2BSP, 2BSR, 2BSL, 2BSK + 2KBR, 2KBP, 2KBN.

2017 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: BP81, 2BSV, 2BST, 2BSU + BP91, 2KBV, 2KBT, 2KBU.

2018 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка).

2019 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка). Заводское обозначение: BP87, BP97.

2020 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere + ES (Европа, Северная Америка).

2021 г. – без существенных изменений. Модель: Yamaha XT1200Z Super Tenere ES (Северная Америка).

Непростая ходовая

ЧТОБЫ “Super Tenere” стабильно вел себя на больших скоростях, японцы сделали длинный алюминиевый маятник, а чтобы мотоцикл было легче заправлять в повороты – по возможности (до 154 cм) укоротили базу. Ради этого радиаторы с вентиляторами переместились со своего обычного места в передней части байка на его бока.

От рамы тяжелого внедорожного мотоцикла требуется крепость и гибкость, а также способность возвращаться к своей изначальной геометрии после серьезных нагрузок, к примеру, прыжка через какой-нибудь овраг. Вот почему рама “Super Tenere” сделана из стальных труб. И колеса у него не литые, как у большинства современных мотоциклов, а спицованные, как у настоящего “кроссача”. Они должны быть ударопрочными, но в то же время мягкими и гибкими.

Передняя вилка – перевернутого типа, с серьезным диаметром перьев 43 мм. Она имеет полный набор регулировок – от поджатия пружин до изменения характеристик на сжатие и отбой. В задней подвеске моноамортизатор с настройкой предварительного сжатия пружины и хода отбоя. И то и другое регулируется вручную, не требуя инструментов. Теоретически даже в полевых условиях можно будет легко подогнать подвеску под вес седоков и багажа.

Отдельно стоит упомянуть карданный вал с гипоидной задней передачей, которая, по словам ямаховцев, не требует никакого ухода, кроме сезонной замены масла.

Багажник

Отличный и мощный уже в стоке. Здесь полный порядок А вот настройки гидравлики меняются прямо на ходу. На выбор три режима: Standard, Soft и Hard с разбивкой на семь уровней каждый. Итого – двадцать одно положение жесткости гидравлики и четыре положения преднатяга. Вместе 84 варианта! В первый день я просто извел себя поисками оптимальных значений. Останавливался для этого, наверное, раз пятьдесят. Все-таки большой выбор – это хорошо, но небольшой – еще лучше! И если в смарте есть возможность сделать сброс до заводских наст­роек, то есть вернуться к состоянию “с конвейера”, то с мотоциклом так уже не получится. В общем, на второй день я с грустью и тоской вспоминал старый добрый “механический” Super Tenere, на котором я получал кайф от езды, а не терзал мозг вариантами настроек.

ТЕКСТ: ЛЮ ВАСЕДА

Дистанционно регулируемый задний амортизатор

Yamaha Tenere 700 оснащен системой задней подвески типа раллийной тяги, которая обеспечивает плавное и прогрессивное движение для максимального комфорта. Благодаря легкому алюминиевому маятнику для низкого неподрессоренного веса, этот задний конец с высокими техническими характеристиками предлагает 200 мм хода, который, как и система передней подвески, предназначен для работы в самых суровых условиях движения по внедорожье и обеспечивает комфортную езду по дороге

Еще одной важной особенностью является дистанционный регулятор предварительной нагрузки, который обеспечивает быструю и простую настройку в соответствии с условиями катания

Honda XL1000 Varadero (1998–2012 гг ., 250000–550000 руб .)

Honda XL 1000 Varadero – без преувеличения легенда мотомира. «Варя» никогда не была успешной в гонках и спорте. Мотоцикл изначально создавался не для прославления концерна Honda в ралли-рейдах и марафонах, а для степенного и уверенного перемещения в пространстве на любые расстояния.

Двигатель

Донором двигателя для XL 1000 Varadero послужил спорттурист Honda VTR 1000 F . Под нужды эндуро V -образный 998-кубовый, изначально карбюраторный силовой агрегат с жидкостным охлаждением был дефорсирован со 110 л. с. в пике до 94 л. с. Снижение мощности увеличило крутящий момент на низких и средних оборотах. Конкретно взятую «двустволку» вне зависимости от модификации отличают непоколебимая надёжность, довольно высокая шумность, немалая вибронагруженность и антигуманный расход ГСМ. При больших пробегах мотор гарантированно начинает есть масло, что ещё не считается поводом для беспокойства и серьёзного ремонта. С приходом электронного впрыска топлива уровень вибраций и расход топлива ощутимо снизились.

Трансмиссия

Коробка передач у XL 1000 Varadero – классика технологий от Honda . В том смысле, что работает с высочайшей точностью. Ресурс узла рассчитан на весь срок службы мотоцикла, в случае если владелец умело пользуется сцеплением и не увлекается переключениями передач без сцепления. Единственная претензия со стороны владельцев в отношении отсутствия шестой передачи была устранена в ходе обновления 2003 года.

Рама и обвес

В дорожных передрягах стальная рама XL 1000 Varadero страдает редко, пластик чаще царапается и протирается, а не ломается. Чего нельзя сказать про радиаторы. Ввиду конструктивных особенностей системы охлаждения радиаторы в количестве двух штук расположены по бокам от двигателя ближе к переднему колесу. То есть в наиболее опасной зоне. Падая, тяжёлый мотоцикл неминуемо приземляется на податливые радиаторы. Развитые боковые защитные дуги в данном случае – вещь первой необходимости!

Тормоза

Фирменная хондовская комбинированная система тормозов ( CBS ) вместе с ABS для «Вари» оказались очень полезными. Без них гружёный тяжёлый турэндуро даже при наличии трёхпоршневых суппортов в круг и дисков 296 мм спереди остановить было бы проблематично.

Подвески

Ходовая часть Honda XL 1000 Varadero в своё время вызвала бурю критики. Телескопическая вилка и амортизатор оказались уж слишком мягкими и не располагающими к активному маневрированию, а также к «продубасам» на грани фола по грейдерам и грунтовкам. К тому же задний маятник конструктивно получился завязанным на картер двигателя. На деле мотоцикл получился излишне мягким и недееспособным в грунте. Одного крупного водителя достаточно, чтобы дорожный просвет сократился до смехотворных значений. О геометрической проходимости при езде с полной загрузкой говорить и вовсе не приходится. Высокий центр тяжести и литые колёсные диски лишь подчёркивают преимущественно асфальтовую ориентацию модели.

Комфорт

Мотоцикл нельзя назвать маленьким. И в этом его сильная сторона с точки зрения комфорта. Развитые обтекатели защищают водителя со всех сторон, а мягкое просторное сиденье обеспечивает должный комфорт для преодоления 1000 и более километров за один день. Есть один нюанс – длинноногая «Варя», даже несмотря на складывающуюся в три погибели подвеску, не очень любит низкорослых водителей. Они, как правило, достают до асфальта лишь мысками, отчего часто роняют мотоцикл в абсолютно безобидных ситуациях.

Модификации

Модель появилась на рынке в 1998 году. И вплоть до 2000 года производилась в Японии, в городе Хамамацу (заводское обозначение – SD01). В 2001 году производство было перенесено ближе к рынку сбыта – в испанский город Монтеза (заводское обозначение – SD02). В том же году с конструкции мотоцикла появился иммобилайзер HISS . В 2003 году случился первый серьёзный рестайлинг. Мотоцикл получил обновлённый внешний вид, новые подвески и систему электронного впрыска топлива (PGM-FI), в КПП появилась шестая ступень. В 2004 году антиблокировочная система становится частью стандартной комплектации на европейском рынке. В 2007 году проводится лёгкий рестайлинг, который почти незаметно преобразил внешний вид мотоцикла. В третий раз производство Honda XL 1000 Varadero переносится в 2011 году в Италию (заводское обозначение – SD03). В 2012 году Honda XL 1000 Varadero уступает место флагманского туристического эндуро модели Honda VFR1200X Crosstourer.

000_MOTO_1110_026

Yamaha XT1200Z Super Tenere: туристический эндуро, 2010 г., 1199 см³, 110 л.с., 261 кг, 650 000 — 680 000 руб. Yamaha XT1200Z Super Tenere: туристический эндуро, 2010 г., 1199 см³, 110 л.с., 261 кг, 650 000 — 680 000 руб.

Сразу после появления официальных фотографий нового Super Tenere за его «спиной» проявились две «тени». Одна из прошлого, другая из настоящего, что, в принципе, закономерно. Название новинки говорит о родстве с предшественником образца 1989 года, а внешние данные и ТТХ — с главным оппонентом настоящего — именитым «баварцем». Удивительно другое: одни хотели видеть в новом XT1200Z реинкарнацию старой «боевой машины Петранселя», «но только лучше», а другие с нетерпением ждали, что «Сутенер» заткнет за пояс «Гуся». Было даже немного грустно смотреть на то, насколько сильно разочаровались и те, и другие. Что же из себя в действительности представляет с иголочки новый Super Tenere?

В реальности Super Tenere выглядит несколько массивнее, чем на фотографиях. Но это к минусам отнести никак нельзя. С первого взгляда ясно, что передо мной полноценный туристический эндуро без всяких намеков на универсальность. Чтобы это понять, даже ехать никуда не надо. «Сутенер» — классический дальнобойный вседорожник. Это вам не «итальянец», который вроде как и в пир и в мир, а на деле чуть «задранный» спортбайк. Я не оговорился — этот аппарат, как, в общем, и все прочие одноклассники, в офф-роуде будет чувствовать себя немногим лучше иного спорт-туриста или классика: масса дает о себе знать, какую зубастую резину ни ставь, как ни увеличивай клиренс, а вытягивать из раскисшей колеи тушу под триста кило — занятие малоприятное и частенько бесперспективное.

Несмотря на эндурную сущность, вызывает вопросы компоновка аппарата. Во-первых, странно расположен масляный фильтр, торчащий перед двигателем «первичным половым признаком». На моем экземпляре из серии first edition уже на заводе установлена добротная алюминиевая защита картера, закрывающая от невзгод и фильтр, но со следующего года эта немаловажная для эндуро деталь станет опцией. И отнюдь не дешевой. Во-вторых, расположение радиаторов системы охлаждения. Боковая компоновка, несомненно, позволила сместить двигатель вперед и улучшить развесовку аппарата, но любое, даже самое безобидное падение грозит обернуться течью антифриза, а без него далеко не уедешь. Такая схема оправдана, к примеру, на Honda VFR, но «выфер» по умолчанию всегда находится в досягаемости эвакуатора, ибо рожден ездить по асфальту, а если приложить «Сутер» в африканской саванне или на горной тропе Кавказа? В общем, защитные дуги сюда настоятельно просятся. Думаю, необходимость дорабатывать аппарат напильником и кошельком многим не очень понравится. Хотя, зная нынешние нравы, почти уверен, что большая часть проданных «Сутеров» дальше ста метров от асфальта не уедут никогда, а под серьезные походы аппарат все равно нужно модифицировать. Так что же, выходит Yamaha выпустила на свет очередной паркетник? Или снизила стоимость аппарата за счет ненужных большинству опций?

Ходовая часть и тормоза

Экстерьер у XT660Z Tenere вполне успешен. Конечно, кто-то может сказать, что можно было бы сделать байк элегантнее, но другие совершенно справедливо возразят, что туристический эндуро совсем не обязан быть красивым. Рама у модели трубчатая, выполнена из стали. Спицованные колесные диски выглядят вполне обычно.

В качестве задней подвески здесь используется моноамортизатор с прогрессией, а спереди применяется телескопическая вилка, габариты которой составляют 43 мм. В качестве тормоза XT660Z Tenere снабжен задним диском в 245 мм наряду с двухпоршневым суппортом, а также парой дисков спереди, по 298 мм каждый, которым помогают двухпоршневые суппорты.

Характеристики:

МодельYamaha XT1200Z Super Tenere
Тип мотоциклатуристически эндуро
Год выпуска2010 — по наст. вр.
Рамастальная
Тип двигателя2-цилиндровый, 4-тактный, рядный
Рабочий объем1199 куб. см.
Диаметр цилиндра/ход поршня98 мм х 79,5 мм
Степень сжатия11,0:1
Охлаждениежидкостное
Количество клапанов на цилиндрDOHC, 4 клапана на цилиндр
Система подачи топливаэлектронный впрыск
Тип зажиганияцифровое (TCI)
Максимальная мощность110 л.с. при 7250 об/мин (112 л.с. — на версии E)
Максимальный крутящий момент114,1 Нм при 6000 об/мин (117 Нм — на версии E)
Коробка передач6-ступенчатая
Тип приводакардан
Размер передней шины110/80R19M/C 59V
Размер задней шины150/70R17M/C 69V
Передние тормоза2 диска, 310 мм, 4-поршневые суппорта (ABS)
Задние тормоза1 диск, 282 мм, 2-поршневой суппорт (ABS)
Передняя подвеска43 мм вилка перевернутого типа (все регулировки), ход — 190 мм (электронные регулировки — на версии E)
Задняя подвескамаятниковая с моноамортизатором (все регулировки), ход — 190 мм (электронные регулировки — на версии E)
Габаритные размеры (ДхШхВ)2255х980х1410 мм
Высота по седлу845-870 мм (регулируемое)
Емкость бензобака23 л
Максимальная скорость210 км/ч
Разгон до 100 км/ч3,7 сек
Масса мотоцикла (снаряженная)261 кг

Больше от приключений на велосипеде

Приключенческие велосипедные аксессуары – Особенность

Планируете ездить на своем приключенческом велосипеде по бездорожью?

Советы по выживанию в дикой местности – это здорово, но лучше, если вам никогда не придется их использовать. Итак, чтобы дать себе

Ускоренный велосипедный курс – Особенность

Несколько советов от эксперта по пилотированию этого большого приключенческого велосипеда для бездорожья.

1. Помедленнее Большинство новичков стараются использовать скорость для поддержания баланса, и мы учим их использовать навыки вместо этого. Большой приключенческий велосипед

ADV Survival Tips – Особенность

Как быть готовым: 13 советов о том, как выжить в пустыне, когда что-то пойдет не так.

Вот вы стоите рядом с велосипедом, слушаете тик-тик-тик охлаждающего двигателя, застрявшего посреди ниоткуда

Мото Электроника – Особенность

Меньше как Kraftwerk, больше как макиворк.

Немногие опытные мотоциклисты не согласны с антиблокировочной системой тормозов и антипробуксовочной системой. ABS и TC, их родовые названия, несомненно

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий