Тщательное техобслуживание – залог продолжительной работы деталей

1.1. Общие сведения о электрических машинах.

1.1.1.  Классификация электрических машин.

В зависимости от назначения электрические машины подразделяют на генераторы, двигатели, преобразователи, компенсаторы, усилители и электрические машины автоматических систем. Кроме того, электрические машины могут быть подразделены по роду и частоте тока, по мощности, частоте вращения и напряжению.

В основу создании серий электрических машин положена высота оси вращения, т. е. расстояние от оси вращении вала до установочной поверхности. ГОСТ 13267—73 предусмотрены высоты осей вращения, мм: 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 и т. д.

ГОСТ. 12139—84 устанавливает ряд номинальных мощностей электрических машин в. диапазоне от 0,06 до 1000 кВт: 0,06; 0,09; 0,12; 0,18; 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3; 4; 5,5; 7,5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75; 90; ПО; 132; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 630-800; 1000.

По способу монтажа исполнение электрических машин соответствует ГОСТ 2479—79. Обозначение конструктивного исполнения и способа монтажа электрических машин состоит из латинских букв IM и четырех цифр, из которых первая означает конструктивное исполнение, например: 1 — на лапах с подшипниковыми щитами; 2 — на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите; 3 — без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите и т. д. Вторая и третья цифры означают способ монтажа. Четвертая цифра означает исполнение конца вала. Например: 0 — без конца вала, 1 — с одним цилиндрическим концом вала, 2 — с двумя цилиндрическими концами вала и т. д.

Текущее и плановое техобслуживание

Техническое обслуживание машин и механизмов может быть текущим и плановым. Рассмотрим подробнее каждый вид.

Текущее ТО проводится персоналом, эксплуатирующим технику. Данный сервис  предполагает периодический контроль правильности функционирования машин, смазочные операции, осмотр в целях выявления износа критичных деталей и прочие сервисные операции. Эти работы выполняются, в основном, посменно, но в ряде случаев требуется проводить техобслуживание и чаще. Например, смазка трущихся узлов осуществляется ежечасно. Текущее ТО позволяет поддерживать оборудование в работоспособном состоянии без привлечения отдельных специалистов.

Плановое техобслуживание в отличие от текущего выполняется специально обученным лицом, а не персоналом предприятия-эксплуатанта. В соответствии с названием этот сервис проводится в заблаговременно установленные сроки. Для планового технического обслуживания оборудование, как правило, выводится из техпроцесса и отключается от электроснабжения. В ходе этих работ зачастую выполняется частичный демонтаж узлов и механизмов, переустанавливается программное обеспечение, осуществляется замена изношенных деталей. В связи с этим и возникает необходимость в подготовленном специалисте-ремонтнике. Плановое ТО выполняется с периодичностью, определяемой производителем.

Конкретный набор сервисных операций зависит от специфики оборудования. Например, в случае металлообрабатывающих станков техобслуживание включает следующие процедуры:

  • оценка степени износа компонентов;
  • затягивание крепежа;
  • проверка целостности защитных устройств;
  • регулировка подачи СОЖ.

На станочной технике, работающей в условиях повышенных вибраций, заменяются демпферные элементы – всевозможные пружины, прокладки и т.д. Это предупреждает вибрационный износ компонентов.

Уход за рессорами

Износ деталей подвески во многом зависит от условий эксплуатации автомобилей. Так, при усиленном загрязнении, износ пальцев рессор увеличивается в среднем на 24 — 33%. Значительно снижается долговечность рессор вследствие коррозии, появляющейся при их загрязнении и отсутствии смазки. Поломка рессор возможна при движении с большой скоростью по плохой дороге. При слабой затяжке стопорных болтов пальцев рессор разрушаются отверстия в кронштейнах и серьгах подвески.

Подтяжку креплений деталей рессорной подвески надо производить равномерно, с учетом рекомендуемых заводами моментов затяжки. Так, на автомобилях ЗИЛ, гайки стремянок рессор надо затягивать, прикладывая момент 166…294,2 н·м (25…30 кГм), а затяжку гаек стремянок крепления накладных ушков с моментом 32…98 н·м (5…10 кГм), на автомобилях ГАЗ момент затяжки гаек стремянок задних рессор должен находиться в пределах 8…9 н·м (7…9 кГм).

При разрушении резиновых опор в подвеске грузовых автомобилей ГАЗ их необходимо заменить. Для устранения зазора между упорной резиновой подушкой и чашками передних концов рессор можно наклеить на изношенную упорную подушку резиновую пластину.

В случае появления скрипа листов рессор во время движения автомобиля, а также коррозии на листах не реже одного раза в год необходимо промывать листы рессоры керосином и смазывать графитной смазкой УСсА или смесью, состоящей из 30% солидола, 30% графитного порошка и 40% масла трансмиссионного автомобильного летнего. Чтобы ввести смазку между листами без разборки рессоры, следует отпустить хомутики и разгрузить рессоры, приподняв переднюю или заднюю часть рамы автомобиля до отрыва колес от пола, предварительно отсоединив стойки амортизаторов. Смазку вводят специальной струбцинкой, а при ее отсутствии листы следует разжимать с помощью отвертки или другого инструмента.

На легковых автомобилях для смазки рессор, заключенных в чехлы, следует развязать и отогнуть чехлы на половину их длины с каждого конца рессор поочередно

Разжимать концы листов следует осторожно во избежание повреждения прокладок. Поврежденные прокладки необходимо заменить

Для смазки пальцев рессор применяют солидол С или пресс-солидол С. Смазку нагнетают через пресс-масленки с помощью солидолонагнетателя до тех пор, пока из зазоров не выдавится вся загрязненная смазка и не покажется свежая. Засорившиеся смазочные каналы прочищают с помощью гидропрсбойника.

Рессоры разбирают и собирают с помощью специальных приспособлений или в тисках. Рессорные листы с трещинами или с местным износом, превышающим допустимое значение, выбраковывают. Подкоренные и коренные листы с обломанными концами переделывают на короткие.

Стрелу прогиба листа определяют по шаблону. При небольшом изменении прогиба лист правят в холодном состоянии вручную ударами молотка со стороны вогнутой поверхности на подставке с выемкой необходимого радиуса или на специальном стенде. Рессорные листы, утратившие форму в значительной степени, нагревают до температуры 700-800°С и правят по шаблону. После правки листы нагревают до температуры 850-880°С и закаливают в масле, нагретом до температуры 60°С, а затем подвергают отпуску при температуре 450-500°С. Рекомендуется для повышения усталостной прочности и срока службы рессорные листы подвергать дробеструйной обработке или прокатывать на специальном стенде.

Выбракованные листы заменяют новыми или изготовленными из рессорной ленты.

Изношенные рессорные втулки, центральные болты и стремянки заменяют новыми.

Подготовленные к сборке листы сжимают винтовым или гидравлическим приспособлением, предварительно пропустив через них стержень-оправку (рисунок 3). После сжатия листов вместо оправки устанавливают центральный болт и затягивают гайку. Сборка рессоры выполнена правильно, если концы листов соприкасаются без зазора. Отремонтированные рессоры подвергают осадке и испытывают. У автомобильных рессор контролируют стрелу прогиба в свободном состоянии.

Рисунок 3 — Запрессовка шарниров в ушко рессоры с помощью специальных оправок и проверка прогиба стрелы рессоры

Типы планового ТО и что в него входит?

Периодичность замены различных материалов и деталей конкретной марки автомобиля указывается в руководстве на него. Зная эти рекомендации завода-изготовителя и учитывая пробег конкретного авто, определяют периодичность планового ТО автомобиля. При этом для всех машин проводятся следующие виды техобслуживания.

ЕО – ежедневный осмотр, в который входят мероприятия обязательные перед каждым выездом.

При этом сам водитель проверяет общее состояние авто, положение и возможную регулировку зеркал, работу датчиков, фар, другого электрооборудования, проверку рулевой системы, тормозов, состояние кузова – одним словом, осмотр машины и те мероприятия, которые можно выполнить самостоятельно.

ТО 1 – техобслуживание, которое должно проводится в зависимости от требований производителя авто через каждые 10, 15 или 20 тыс. км.

Обычно в ТО 1 входят следующие виды работ:

– замена воздушного фильтра;

– проверка заряда АБ;

– осмотр свечей зажигания;

– проверка шин с балансировкой, и подкачкой если необходимо;

– проверка уровня техжидкостей с доливом при необходимости;

– диагностика ходовой и тормозной систем, электрооборудования и других систем авто с устранением выявленных ошибок и неполадок.

ТО 2 – техобслуживание, проводимое каждые 30 тыс. км пробега. Цели и задачи у него такие же, как и в ТО 1, но с большим объёмом работ и их более высокой сложностью.

Например, при проведение ТО 2 меняются топливный фильтр, салонный, производится смена тормозной жидкости, охлаждающей. Во время ТО 2 может быть произведена замена ремня ГРМ и другие работы.

СО– сезонное техобслуживание. Очевидно, что этот вид ТО проводится 2 раза в год и включает мероприятия по подготовке машины к смене погодных условий, такие как замена масла на сезонное, резины, проверка отопителя салона, кондиционера и т.д.

Ниже приведены примеры регламентов плановых ТО на некоторые марки автомобилей. Каждый регламент представляет собой документ с указанием перечня мероприятий и периодичности их проведения.

Плановое ТО КИА Sportage III

Плановое ТО Тойота Prado 160

Плановое ТО Хендаи Santa Fe

Плановое ТО Форд

Имеются аналогичные регламенты плановых ТО Ниссан, Мерседес, Мазда. Одним словом существуют сетки работ на периодическое техобслуживание абсолютно всех марок выпускаемых машин.

Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

1. Контрольный осмотр автомобиля (КО)

В контрольный осмотр автомобиля входит:

В процессе длительной поездки необходимо осматривать автомобиль во время остановок:

После поездки необходимо провести контрольный осмотр автомобиля, который состоит из:

2. Ежедневное обслуживание (ЕО)

ЕО как вид обслуживания призван сделать эксплуатацию машины более безопасной. Для этого перед выездом и после поездки проводят осмотр всех основных узлов автомобиля

Кроме того, внимание уделяется внешнему виду транспортного средства. Ежедневное техническое обслуживания включает следующие работы:

Данный перечень неплохо поясняет, что входит в ежедневное обслуживание. Разберемся теперь с такими видами технического обслуживания автомобиля, как ТО-1 и ТО-2.

Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 обычно регламентируется руководством по эксплуатации транспортного средства. Два важных фактора, влияющих на сроки проведения обслуживания, – это время эксплуатации или пробег машины. Причем обычно руководствуются тем параметром, что наступает раньше. Значимым фактором являются условия, в которых работает автомобиль.

3. Техническое обслуживание – 1 (ТО-1)

ТО-1 включает в себя все ежедневные проверки, а также дополнительное техническое обслуживание автомобиля. Виды работ, включенные в ТО-1, не предполагают снятие и разборку отдельных механизмов и узлов. Перечислим работы, входящие в первое ТО-1:

Важно! ТО-1 и ТО-2 являются разными, взаимодополняющими друг друга видами обслуживания транспорта. Поэтому нужно вовремя и тщательно выполнять все положенные автомобилю сервисные мероприятия

Во все последующие ТО-1 следует добавить контроль за состоянием аккумулятора, проверку глушителя и подвески, осмотр системы охлаждения на предмет протечек, чистку воздушного фильтра и регулировку света фар.

4. Техническое обслуживание – 2 (ТО-2)

ТО-2 содержит все виды работ первого ТО, но допускает частичное снятие отдельных узлов и механизмов автомобиля. ТО-2 направлено на обнаружение изношенных деталей и предупреждение возникновения серьезных неисправностей.

Для отечественных автомобилей виды и сроки проведения технического обслуживания автомобиля утверждены в положении о ТО, а также устанавливаются производителями машин. При эксплуатации в условиях первой категории в умеренном климате график проведения ТО-1 предусмотрен в границах 4–10 тыс. км пробега, ТО-2 – от 12 до 24 тыс. км. Более точные цифры зависят от модели транспорта.

Проведение ТО-2 требует наличия некоторых навыков ремонта автомобиля. Необходимо иметь также специализированный инструмент. При проведении этого вида работ применяется специальное диагностическое оборудование. Приведем пример обслуживания автомобиля в зависимости от пробега.

Пробег в км: 10 000; 20 000; 30 000; 40 000; 50 000; 60 000; 70 000; 80 000.

На каждой из этих отметок пробега выполняется свой вид техобслуживания: ТО-1; ТО-2; ТО-1 (расширенное); ТО-2; ТО-1; ТО-2; ТО-1 (расширенное); ТО-2.

Важно! При эксплуатации машины в тяжелых условиях необходимо проводить техническое обслуживание чаще. 5

Сезонное обслуживание (СО)

5. Сезонное обслуживание (СО)

Смена климатических сезонов ставит автовладельцев перед необходимостью проведения сезонного обслуживания машины. Данный вид работ включает в себя замену моторного масла, смазывание узлов и деталей, промывку охлаждающей системы и топливного бака, замену шин на соответствующие сезону. Нужно также убедиться в надежной работе систем отопления и предпускового подогрева топлива. Эти виды работ можно провести вместе с ТО-2.

Если машина эксплуатируется в суровых климатических условиях, необходимо также менять масло по сезону. Обычное всесезонное масло при очень низких температурах напоминает густой мед. В такой ситуации не получится даже запустить двигатель. Летом же масло заменяют на летнее или всесезонное, чтобы зимнее масло попусту не теряло свои выдающиеся эксплуатационные свойства.

Тщательное соблюдение сроков и качественное выполнение работ при техническом обслуживании – залог долгой и безотказной работы автомобиля.

Виды и периодичность ТО

Детали любой машины в процессе работы подвержены износу – как грузовых автомобилей Скания, так и легковых Мазда и др. Физические законы действуют на все объекты одинаково. Некоторые детали теряют свои свойства, даже когда машина не эксплуатируются вовсе. То же касается и технических жидкостей – они стареют и нуждаются в замене.

В России принята система, согласно которой ремонт автомобилей осуществляется по мере необходимости, а техническое обслуживание – по плану. И его необходимо придерживаться, даже если вы не видите проблем в работе транспортного средства.

Рассмотрим существующие виды планового технического обслуживания автомобилей.

Контрольный осмотр

Подразумевает первичный осмотр транспортного средства после приобретения. Включает:

  • тщательный осмотр авто, места его стоянки на предмет наличия подтеков масла, топлива и других автомобильных жидкостей;
  • проверка количества жидкостей – моторного масла, охлаждающей смеси, жидкости гидроусилителя руля, омывателя стекол и др.;
  • проверка соответствия топлива в баке показателям приборной панели;
  • проверка исправности звукового сигнала;
  • замер люфта руля;
  • оценка состояния подвески путем нажатия на багажник и капот, последующего резкого отпускания;
  • осмотр шин – проверка давления, состояния протектора;
  • оценка сцепления, работы тормозов, коробки передач во время движения;
  • проверка стеклоочистителей, омывателей;
  • проверка наличия аптечки, огнетушителя, знака экстренной остановки.

Контрольный осмотр после первой поездки

Необходимо:

  • устранить неполадки, обнаруженные в дороге;
  • контролировать уровень жидкостей и масел;
  • осмотреть колеса и шины.

Ежедневное обслуживание

Процедура необходима для того, чтобы сделать использование машины безопасным, своевременно заметить неисправности. Включает:

  • контрольный осмотр;
  • регулировочные работы;
  • контроль уровня автомобильных жидкостей;
  • поддержание чистоты ТС;
  • смазка узлов трения;
  • крепежные работы.

Техническое обслуживание 1

Периодичность его проведения регламентирована производителем транспортного средства. Однако при эксплуатации авто в сложных условиях проводить техническое обслуживание нужно чаще.

ТО-1 включает полный перечень обязательных ежедневных проверок, а также:

  • проверку затяжки важных соединений;
  • оценку работы руля, осмотр тормозных колодок, сальников, свечей зажигания;
  • настройка частоты вращения коленвала;
  • измерение параметров выхлопных газов.

Это перечень проверок при первичном ТО-1. Во все последующие разы технического обслуживания автомобиля также необходимо оценивать состояние аккумулятора, глушителя, подвески, регулировать свет фар, чистить воздушный фильтр.

Техническое обслуживание 2

Частота его проведения также установлена инструкцией по эксплуатации автомобиля. Основная задача процедуры – обнаружить, заменить изношенные детали, предупредить возникновение серьезных неисправностей.

ТО-2 нужно проходить обязательно каждые 10 тысяч километров пробега. Даже если вы ездите исключительно по качественным городским и загородным дорогам, бережно эксплуатируете автомобиль. Лучше предотвратить проблему, чем потом заниматься ее дорогостоящим решением!

Сезонное обслуживание

Подразумевает дополнительное техническое обслуживание дважды в год – перед наступлением холодов и в начале весны. Данный вид работ включает:

  • замену моторного масла;
  • смазывание узлов и деталей;
  • промывку охлаждающей системы;
  • очистку топливного бака;
  • замену шин на соответствующие сезону;
  • проверка работы системы отопления, предпускового подогрева топлива.

Когда речь идет об эксплуатации автомобиля в суровых климатических условиях, нужно также менять масло по сезону. Обычная универсальная жидкость, используемая в умеренном климате, при экстремально низких температурах по консистенции напоминает густой мед. В таких условиях автомобиль даже не заведется, не говоря о езде.

Принципы успешных заводов

В максимально возможной степени позволяйте сотрудникам выполнять работу так, как они хотят. Безусловно, должны быть руководства, но не занимайтесь микроменеджментом. Сотрудники будут гордиться своей работой и испытывать чувство сопричастности, если им позволяют вносить важный вклад в процессы планирования и выполнения проектов.
Отдавайте должное тому, кто этого заслуживает. Если кто-нибудь выступает с новой полезной идеей, убедитесь, что весь завод знает об этом, и сотрудник осведомлен, что весь завод знает о его идее.
Хвалите за хорошую работу. Небольшое выражение признательности за отличную работу стоит много с точки зрения морального состояния и позитивного отношения.
Подавайте личный пример. Все руководители отдела ТОиР — включая менеджера отдела — должны быть готовы время от времени «побывать в окопах» с ремонтниками и оказать практическую помощь. Руководитель, который демонстрирует наличие некоторых навыков ремонтника и не боится испачкаться, будет пользоваться значительно большим уважением подчиненных, чем тот, который стоит рядом с руками в карманах и раздает приказы

Одна демонстрация стоит тысячи объяснений.
Менеджер отдела ТОиР должен внушать своим подчиненным чувство, что они делают важное дело, что они изменяют мир к лучшему. Обменивайтесь данными, такими как затраты, прибыль и время простоя

Когда проект ТОиР завершается, что повышает эффективность производства, убедитесь, что каждый, кто был вовлечен в работу, был осведомлен обо всех деталях, таких как сокращение затрат и рост времени наработки. Самое главное — убедитесь, что все осведомлены, что их усилия в успешном выполнении проекта ценятся высоко.
Критикуйте конструктивно. При возникновении ошибок — а они будут — не обвиняйте ответственных сотрудников, а предпримите меры, чтобы гарантировать, что они не будут совершать подобные ошибки в будущем. Помните, что авария предоставляет возможность начать сначала более грамотно.
Всегда объясняйте, почему конкретная работа выполняется и/или почему она выполняется определенным образом. Запрашивайте обратную связь — возможно, кто-нибудь имеет идею получше. Любой проект с большей долей вероятности придет к успешному завершению, если вовлеченные в него сотрудники всецело понимают, почему и как он выполняется.

Система ППР

Особенности монтажа электрического оборудования

Как составить график ППР электрооборудования? Этот документ составляется на год и основанием для его составления являются паспорта на установленное оборудование, осмотры состояния действующих устройств, установок и приборов, анализ отказов конкретного оборудования (ведется журнал регистрации дефектов и возникших в процессе эксплуатации поломок) и продолжительность циклов между ремонтами, а также периодов. Организация ремонта электрооборудования подразумевает выполнение следующих работ:

  • межремонтное обслуживание. Здесь должны соблюдаться правила технической эксплуатации, выполняться установленные специальным графиком периодические осмотры, смазочные и очистительные работы. Сюда же могут включаться работы по испытаниям в профилактических целях, регулировке для выхода на рабочий режим и осуществлению небольшого ремонта;
  • текущий ремонт. В этом случае выполняют замену, вышедшей из строя или износившейся детали, а также регулировочные работы;
  • капитальный ремонт. При этом виде работ осуществляется разборка промышленного электрооборудования, замена или ремонт изношенных узлов и деталей, опять сборка, регулировочные работы и обязательно испытания, которые должны осуществляться под рабочей нагрузкой.

Организация ремонта электрооборудования осуществляется с учетом ремонтных норм, установленных в соответствии с нормативно-технической документацией. На объектах для этого составляют графики ППР и ведут журналы, где отмечают все необходимые данные. Периодичность проведения межремонтного обслуживания, текущего и капитального ремонта напрямую зависит от типа оборудования и указаний компании его произведшего.

Работоспособность электрооборудования зависит от правильной эксплуатации и своевременного выполнения графика ППР. Только в этом случае оно будет безотказно служить и выполнять качественно свои функции.

https://www.youtube.com/embed/

Как обслуживать оборудование в новых условиях

С учетом всех ограничений обеспечить эффективность при обслуживании оборудования сегодня можно благодаря следующим шагам.

1. Сбор информации и анализ

Первым делом предприятию нужно проанализировать текущее состояние оборудования и понять, какую технику ремонтировать уже нерационально и нужно заменить, какая недостаточно загружена или перегружена. Это позволит составить план диагностики и профилактики. Спланировать точное время таких работ помогут: 

  • Информация о сроке службы оборудования и его эксплуатации;
  • Рекомендации производителей по оптимальному уходу за оборудованием и предложения по профилактическому обслуживанию;
  • Подробная история прошлых поломок (может храниться в журнале или ПО для отслеживания простоев);
  • Журнал учета расхода запасных частей и материалов.

В зависимости от характера оборудования может потребоваться регулярный тщательный осмотр квалифицированным инженером.

2. Планирование

После того, как вы проанализировали состояние оборудования, важно составить график проведения диагностики и профилактических работ. Это поможет заранее спланировать ремонт и вывести технику из эксплуатации, а значит, у предприятия будет больше времени на покупку запасных частей и оно сможет постепенно сокращать объемы закупок

Снизится риск внеплановых простоев, сверхурочных работ. 

Компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS) поможет составить график либо в привязке к датам (например, профилактика каждые 2 недели), либо на основе времени использования оборудования (каждые 100 часов работы и так далее).

Обычно технические специалисты тратят непосредственно на работу с оборудованием только 25-35% своего рабочего времени. Грамотное планирование может увеличить эту долю до 55-65%. 

3. Проведение работ по графику

Важно следовать составленному плану и регулярно проверять свое оборудование на предмет износа. Ликвидируйте мелкие особенности, прежде чем они перерастут в проблемы: ржавчину, загрязнения, сколы, царапины и трещины на металлических деталях, чрезмерную вибрацию и так далее

Полезно иметь небольшой запас часто используемых деталей под рукой, чтобы предотвратить простои. 

Обеспечить качество и последовательность действий всего обслуживающего персонала поможет создание чек-листа — контрольного списка с подробным описанием каждого шага в процедурах технического обслуживания.

Инструкции нужно хранить так, чтобы они были легко доступны техническим специалистам в любое время. Для этого можно использовать все то же программное обеспечение. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий